Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
«Развитие творческого воображения через театрализованную деятельность». Сазыкина Юлия Александровна воспитатель класса предшкольной подготовки. КГУ "СОШ №11"г. Семей В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие воспитатели рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. (Л.С. Выготский). Большие возможности для развития творческого воображения представляет театрализованная деятельность детей. Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественной деятельности, в процессе которого её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Театральная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в дошкольном возрасте, дарит ему радость. Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, в театрализованной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют исследовать различные стороны воображения. Для того, чтобы театрализованные игры в классе имели место, к этому должен быть готов сам воспитатель. Наше желание играть и наше отношение к театрализованной игре имеет большое значение, т.к. мы для детей являемся образцом для подражания. Наше умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жесты, побуждать ребенка воспроизвести услышанное, дают ему определенный эталон для подражания. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, нужна специальная тренировка на играх-занятиях. Такие занятия, как «Сочини сказку», где дети соединяют два героя из разных сказок и придумывают совершенно новую сказку, «Лесная школа», где все ребята надевают шапочки разных животных, входят в роль и становятся то лисятами, то зайчиками, то медвежатами. Тематические дни, где атмосфера выбранной темы сохраняется до конца дня, включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. На самих занятиях используем элементы театрализованной деятельности, сюрпризные моменты, а так же различные куклы, пальчиковый театр, конусный театр. Дети читают стихи, поют песни. Разнообразная деятельность не утомляет детей, яркие образы вызывают интерес. Мы проводим различные игры, такие, как «Настроение», «Угадай», «Кто смешнее?», «Радио», опираясь на воображение детей. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Театрализованные занятия, проводимые с детьми, выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. В театрализованные занятия я включаю как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.) Я провожу этюды, которые помогают детям овладеть средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой. Цель их: активизировать воображение детей, побудить к общению, речевому сопровождению своих действий. Детям предлагается стать то кустиком, то мышкой, то бездомным котенком. Ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. Первоначально проводились игры по подражанию, затем дети начинали фантазировать сами. Детям предлагались стихи с имитацией движений, «пальчиковые игры» - учились сочетать движения и речь. Развитию воображения, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы: - выбор роли по желанию; - назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам, считалкой. При этом возникают две основные проблемы: ролей не хватает на всех детей, и кто будет играть отрицательных персонажей. Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий или придумывание дополнительных ролей ( растения, звери, насекомые, времена года…). Вторая проблема – сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях я подчеркиваю, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Вывод. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребёнка. В театрализованной игре воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов. Театрализованная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития могут быть: посещение театра, просмотр спектаклей, беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию; рисование на тему сказок; придумывание новых сказок; применение творческих игр, заданий, упражнений; использование элементов ТРИЗа. Для развития воображения особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение, развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности, а игра «В театр» занимает особое место. Все виды игр по существу являются искусством ребёнка, его творчеством, значит, театрализованную игру можно назвать творческой игрой. | |
Просмотров: 3099 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|