Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Обучение детей чтению по методу М. Монтессори
Консультация для педагогов
«Обучение детей чтению по методу М.Монтессори»

Автор: Зотова Татьяна Викторовна, воспитатель первой категории

«Наша цель-не просто заставить ребенка понять, и еще в меньшей степени заставить его запомнить, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души»-Мария Монтессори.

Мария Монтессори-выдающийся итальянский педагог-психолог. Еще в начале ХХ века она создала педагогическую систему, равной которой в мировой практике нет до сих пор. К концу века насчитывались тысячи школ последователей Марии Монтессори. Педагогика Монтессори-замечательный пример эффективной, практической реализации идей свободного воспитания. Ключевое слово метода Монтиссори-Свобода! Цель метода Монтессори-воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека.
Основные принципы и положения методики состоят в следующем:

• Обучение в форме игры и самостоятельная работа над упражнениями.
• Внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
• Дети развиваются каждый в своем ритме, самостоятельно подбирают дидактические игрушки и регулируют продолжительность занятий.
• Создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность.
• Роль педагогов по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью детей.
• Ребенку позволяется самому найти и исправить свои ошибки.
• Материал и методика Монтиссори помогает развить память , внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику.
• Коллективные Монтессори игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей.

Основным отличием метода Монтессори от традиционныхд.с. является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или наставника, как его называют в системе монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным , уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок способен открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Наиболее важный момент состоит в том, что педагоги очень внимательны к детям и искренне уважают их работу, не общаются с ними с высока, нравоучительным и нудным тоном. В настоящей Монтессори группе всегда присутствуют дети, педагог и специально подготовленная окружающая среда.
Создание среды.
Дети учатся быть самостоятельными, уметь взаимодействовать с людьми, учатся систематизировать и классифицировать, анализировать увиденное, уточняют чувственное восприятие мира, учатся считать, складывать,вычитать, умножать и делить, расширяют словарный запас, познают окружающий мир и многое другое. Именно для этого создается особая учебная обстановка-специально оборудованная развивающая среда. Среда рассчитана на разновозрастную группу от 3 до 6 лет. Первое, что обращает на себя внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей. Все материалы располагаются на открытых полках на уровне одного метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Мария Монтессори выдворила из классов парты. Парта ограничивала не только движения детей, но и их познавательное развитие, заменила их небольшими столиками и ковриками, которые сам ребенок способен перемещать в любое удобное для него место. Среда дает ребенку свободу выбора-он сам решает будет ли он читать , сажать цветы, считать или стирать. Но тем не менее свобода каждого ребенка ограничена свободой коллектива. Принцип демократии действует-дети знают, что они не должны мешать др. др. шумом и беготней. Каждый убирает за собой грязь, лужи, ставит материал на полки, чтобы следующая группа могла заниматься в комфортной обстановке. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон.
Это зона практической жизни.
Все предметы, которыми пользуется здесь ребенок, не игрушечные, а настоящие. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе. Это зона сенсорного воспитания. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:
• Для развития зрения, для различения форм и размеров, для развития зрительной памяти, цветового зрения, для развития логического мышления на основе зрительного восприятия;
• Для различения температуры и теплопроводности;
• Для развития барического чувства (различения веса);
• Для развития вкуса, обоняния, слуха, осязания;
• Для развития мускульной памяти.
В этой зоне развивается внутреннее внимание, память, воображение, мышление (анализ, синтез, классификация и другие мыслительные операции), мелкая моторика, обогащается словарный запас, происходит подготовка к последующему обучению.
Математическая зона.

Мария Монтиссори создала необыкновенный материал для обучения математике. Все четко продуманно и структурировано. Удивительно красивый и интересный материал так и манит выучить числа, считать любые количества (в пределах тысячи), заниматься операциями с большими числами, узнавать состав числа, прибавлять, отнимать, делить, умножать и, даже, оперировать дробями.
Зона «Космоса» посвящена «космическому» воспитанию.
Она помогает ребенку создать для себя целостную картину мира. Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Зона языка.
Зона языка подразумевает обучение письму, чтению, расширению словарного запаса, начала грамматики. Письмо в методике Монтессори предшествует чтению. Чтение всегда с пониманием и контролем прочитанного. Расширение словарного запаса подразумевает обучение ребенка строить системы понятий, обобщать, вычленять главное и т.д.
Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого, дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги! Причем читать бегло, без запинок и спотыкания. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне это сделать самому». Применительно к чтению это выглядит так: взрослые не усаживают ребенка за чтение букваря, не завлекают яркими буквами, не учат читать, писать тогда, когда они это посчитают нужным. Взрослые просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда ребенок сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку).И вот тогда педагог в «Монтессори-группе» создает вокруг ребенка обучающую среду с зоной родного языка. А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и скуки. Произойдет это наверняка от четырех до шести лет, ведь сенситивный период интереса к чтению, по мнению Монтессори , завершает восприимчивый период развития речи, а случается это от 4 до 6 лет. Монтессори уверена, что занятия чтением нужно начинать в четыре года, а упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с двух с половиной лет.
Итак, для обучения чтению необходимо создать зону языка.
В нее входят:
Материал для расширения словарного запаса. Это карточки с систематизированными картинками – дикие животные, домашние животные, предметы одежды, инструменты и т. д.. Каждая группа имеет цветовой код – рамку; красного цвета – животный мир, желтого - -мир человека, зелёного – растения. Дети рассматривают картинки и выполняют игровые задания под руководством педагога. Так же сюда входят карточки со словами.
Материал для развития фонематического слуха: это звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предмет и произносит его название, акцентируя внимание на нужном звуке. Звук должен стоять в начале, середине и конце слова, но быть чётко слышимым и неизменным. Таким образом ребенок учится дифференцировать звук в слове и подсознательно соотносить его с буквой на ячейке.
Материал для подготовки руки к письму: это рамки вкладыши для обводки и штриховки, модули для подготовки к письму, ножницы для резания бумаги. С помощью модулей ребенок ведет руку по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Рамки для штриховки помогут сначала нарисовать контур, а затем заштриховать его различными способами, но всегда слева на право. Сначала соблюдать границы помогут края рамки, а затем – только карандашный контур. Выполняя эти упражнения ребенок учится соотносить движение руки и глаза, учится контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать границы.
Материал для знакомства с письменными буквами: это шершавый алфавит, поднос с манкой для написания букв. Знакомство с шершавыми буквами. Это буквы выполненные из наждачной или бархатной бумаги. На каждой табличке одна буква. Таблички окрашены в разные цвета: голубой цвет – согласные, розовый – гласные, мягкий и твердый знаки на белом фоне. Как только ребёнок заинтересовался содержанием табличек и значением букв, он готов обучаться. Малышу показывают три буквы за один раз. В следующий раз будут показаны две хорошо известные буквы и одна не знакомая. Это обучение проводится так называемым трех ступенчатым уроком. Так лучше дети воспринимают информацию.
Первая ступень – сообщение информации. «Это…» педагог выкладывает поочередно таблички, называя звук, проводит двумя пальцами по букве. Дает табличку ребенку и предлагает ему ощупать букву, снова называя её. Затем то же самое происходит с двумя следующими буквами: назвать, обвести, ощупать букву, снова назвать. Буквы берутся сначала простые, доступные в произношении и написании для ребёнка этого возраста. Называется звук –мм, а не буква – эм. Вторая ступень – усвоения информации – игра « Покажи мне это». Педагог поочерёдно просит показать букву (сс) или совершить с ней простые действия – положить букву на край стола, другую букву (мм) взять себе или отдать другому, третью (нн) положить сверху и т. д. Так происходит автоматизация слухового и зрительного образа буквы. Если вторая ступень пройдена легко и просто, переходим к третьей. Если не запомнил – возвращаем его на первую ступень и поднимаемся повторно. Третья ступень – проверка и автоматизация знаний. «Что это?». Педагог просит ребёнка назвать поочерёдно все три буквы. По порядку и в разбивку. Если третья ступень преодолевается с трудом, возвращаем ребёнка на вторую и проходим эти буквы снова. Если кокая-то буква даётся ребенку с трудом, она автоматически переходит на следующий урок и будет даваться в паре с двумя хорошо знакомыми или одной новой. Если все три буквы вызывают затруднение – повторяем их на следующем уроке – презентации. После такого мини урока ребёнку предлагается повторить знакомые буквы самостоятельно или попробовать изобразить их. Для изображения знаков предназначен поднос с манкой – там ребёнок пальчиком пытается изобразить знакомые буквы. Никто не станет оценивать его работу кроме его самого, а неудачные ( по его собственному мнению) варианты легко стираются движением руки. Также можно предложить детям выложить буквы из полочек или пластилиновых колбасок.
Материал для написания слов. Это большой подвижный алфавит. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные буквам на шершавых табличках. Буквы вырезаются из голубого и розового картона. Педагог помогает сопоставить буквы в в подвижном алфавите так же постепенно , по три, четыре буквы за раз. Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова. Буквы письменные имеют стыки – хвостики, и по этому ограниченно соединяются между собой. Таким образом ребёнок почти пишет – составляет слоги и слова из букв. Автоматизирует это умение изображением букв пальчиком по манке, палочкой на песке, карандашом на бумаге - -по собственному желанию и умению.
Материал для чтения это карточки с нарисованными отчётливым курсивом словами. Карточки помещены в конверты или коробки. На каждой карточке написано слово и картинка, обозначающая это слово. В зависимости от уровня сложности эти карточки обозначены определённым цветом: розовая – чтение без трудностей, каждая буква в слове произносится так, как написано; зелёная – добавляются слова с йотированными гласными после согласной; голубая – вводятся трудные в чтении – безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, ъ и ь знаки в конце слова, сочетания жи – ши и прочее.Белая серия карточек автоматизирует чтение – в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение – когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок ещё не умеет читать, но ужечитает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные раннее знания.
Дальнейшие игровые упражнения совершенствуют и закрепляют умение ребёнка читать и писать.
Категория: Дошколенок | Добавил: Подснежкик (2013-04-04) | Автор: Зотова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 2399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 8:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru