Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Образовательные области: познание Раздел: Ознакомление с окружающим, художественная литература, развитие речи. Тема: Куклы наших предков (экскурсия в мини музее). Цель: Познакомить с обычаями русского народа. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки. Расширять кругозор детей куклами наших предков, историей их появления; пробуждать интерес к традиционной народной культуре, обычаям русского народа. _Развивающие: Развивать у детей воображение, художественный вкус, умение выслушивать ответы товарищей. Закреплять умение детей. Закреплять слова на государственном языке, умение обыгрывать действия. Развивать познавательные способности детей. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, усидчивость, желание дополнить ответ товарища. Воспитывать доброжелательные отношение друг к другу, чувство коллективизма, уважение к национальной культуре. Воспитывать интерес к народным промыслам. Билингвальный компонент: қуыршақ, доп , сәлеметсіз бе,сау болыныз, күн. Ход занятия. Утренний круг « Руки протяни дружок, Становись скорей в кружок, Будем мы с тобой дружить, В этом светлом мире жить.» Беседа. 1. Вы любить ходить по магазинам? (да) 2. Скажите, а что можно купить в хлебном магазине? (хлеб, булочки, сушки, печенье…) 3. А что можно купить в магазине одежды? (куртка, шорты, рубашка, платье…..) 4. Какой самый любимый магазин? (ответы детей) У Каждого из Вас ребята самый любимый магазин, это магазин игрушек. Каких только игрушек там нет. На любой вкус – и для мальчиков и для девочек. 5. С какими игрушками вы любите играть? (ответы детей) Даже трудно представить, что было время, когда магазинов не было. Вот сегодня мы узнаем, с какими игрушками играли ваши бабушки. Я приглашаю Вас посетить мини музей «куклы наших бабушек» Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила. И люди верили, что если задобрить солнце, ветер, мороз, грозу, дождь, то погода будет благоприятной, ведь именно от этого зависело самое главное. Первый зал нашего музея рассказывает нам об обереговой кукле. Кувадка. Кувадка была первой куклой в жизни ребенка. Считалось, что во время рождения ребенка, отец должен взять в руки такую куклу, и ходить вокруг дома или бани, чтобы отвлечь злых духов от маленького ребенка. Она являлась оберегом вплоть до таинства крещения - примерно две недели. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались. Давайте пердставим, что мы перенеслись в очень долекое прошлое, у нас есть младениц, а я ему свернула первую куклу Кувадку Воспитатель показывает кувадку детям Вызванный ребенок берет в руки куклу Кувадку и обходя дом произносит потешку Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй. Расти с брус толщины Да с дом вышины. Еще одна обереговая кукла давних времен называлась Пеленашка. Пеленашка - это кукла оберег, и первая игрушка новорожденного. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместилась в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать. Кукла День и Ночь - оберег жилища. Хозяева разговаривали с этой куклой. Утром обращались к светлой кукле с пожеланиями, чтобы день был благополучным. Вечером перед сном обращались к темной куколке - чтобы ночь прошла спокойно. Кукла оберегала всех домочадцев - охраняла их душевный настрой. И/У «Назови пожелания» (Дети обращаются, то к темной кукле, то к светлой и называют свои пожелания.) В круг скорее вставайте, да народную игру затевайте. Хороводная игра «Долгая Арина» Дети участвуют в малоподвижной игре «Долгая Арина» Следующий зал нашего музея посвящен обрядовым куклам. Эти куклы использовались людьми при проведении различных праздников. 1. Какие праздники Вы знаете? (Наурыз, Новый год,) На свадьбе мама невесты дарила своей дочери куклу Семиручку. Это кукла должна была помочь молодой хозяйке справляться с множеством дел, вести хозяйство и все успевать. Она делалась из соломы, или из полосок цветного ситца, который сплетали в косицы. А девушки присутствующие на свадьбе развлекались узнавая по запаху исходившему из заранее приготовленных коробочек кем же будет ее жених. Д/И «узнай по запаху» (Детям предлагается несколько одинаковых коробочек в которых в одной лежит булочка , опилки, апельсин) Весной в марте делали дети из цветных ниток куколок. Их развешивали на деревьях в подарок ветру тёплому, чтобы скорее весну принёс – Давайте и мы развесим наши Мартинички, да по народному обычаю ветер закличкой позовём: Ветер-ветерок Прилети к нам Принеси на Весну-красну, Красное солнышко. Вот и ветер услышал нас и прилетел. Дыхательное упражнение «Ветер» А вот еще одна кукла. Возьмите ее в руки и скажите, как Вы думаете, что у нее внутри? (Бусинки, камушки, крупа) Это кукла Крупеничка. Внутри неё насыпали рис, пшено, гречку, различные крупы. Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки И/У «Узнай на ощупь» Педагог показывает кукол внутри которых зашиты крупы : фасоль, горох, рис… Следующий зал – зал игровой куклы. У этих кукол делали лицо, рисовали глаза и рот. А зачем делали игровую куклу? К таким куклам Зайчик на пальчик делали или дарили ребенку от трех лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребенка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем играть, ему делали такого зайку (оберег от одиночества и страха). А давайте с зайчиком поиграем. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! Кукла Стригушка .Мать брала ребенка с собой в поле и чтобы чем то занять его там, она делала ему такую куклу. Стригушка даже умела танцевать… Для этого края стригушки выравнивали ставили на стол и хлопая ладонью по столу она подпрыгивала, как будто танцевала. Время идет, все меняется и теперь сегодняшние дети играют с различными игрушками. Много игрушек в детском саду, Наши игрушки стоят на виду: Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у товарищей не отнимаем. Наши игрушки стоят на виду, – Все у нас общее в детском саду. А сегодня в память о нашей экскурсии я предлагаю Вам сделать куклу Колокольчик. | |
Просмотров: 2565 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|