Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Консультация для воспитателей «Особенности гендерного воспитания дошкольников» «Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих". На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими и физиологическими особенностями женского и мужского организма. Но нельзя забывать, что биологические различия мужчин и женщин имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие от женщины. Между тем, система традиционного воспитания демонстрирует черты гендерной направленности с самого рождения ребенка: например, новорожденных девочек заворачивали в рубаху матери, мальчика – в рубаху отца. Даже «пестушки», колыбельные песни адресовались не просто малышу, а по своему смысловому содержанию, были предназначены именно мальчикам и девочкам. Ученые считают, что это связано напрямую с гендерным программированием будущего ребенка. Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме – «большаку», который управлял всей домашней жизнью. Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности – мы не устаем твердить о равноправии мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня многие психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания, так как программные задачи воспитания и образования ориентированы на психологические особенности детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Поэтому перед педагогом стоит задача помочь раскрыть ребенку те уникальные возможности, которые ему даны своим полом, если мы хотим воспитать МУЖЧИН и ЖЕНЩИН, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома мама или бабушка, А в детском саду(8-12 часов) – женщины- воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А между тем мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек: женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а « мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно. По мнению психологов, сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, где слабый и пора наводить порядок. По моему мнению, сложная многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы. В своей работе по усвоению детьми гендерного поведения я отвожу большое место сюжетно-ролевым играм, стараясь разнообразить дифференцированное содержание игры: «женский» - «мужской» зал (парикмахерская); магазин женской и мужской парфюмерии; « автомастерская», традиционные игры с военной тематикой, « моряки», «летчики», и т.п. Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные как папы, мужественные, называю их защитниками, рыцарями, а девочкам напоминать какие они красивые, нежные, ласковые и заботливые, как мамы. Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью организую дидактические игры: «Профессии мужчин и женщин», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский», «Кому что нужно для работы» «Отгадай профессию» и т.д. Для того, чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и буду ей постоянно, а я мальчик и всегда им буду», я часто использую игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Лишнее имя», «Благородные поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам нравятся мальчики» ( девочки). «Кто я в семье»: формировать представление о родственных связях; «Дом добрых дел»: формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков. Незаменимым приемом по коррекции культуры поведения с представителями своего и другого пола у дошкольников являются беседы познавательно-этического содержания: «Разговор о дружбе и любви»; « Месяц-ненастья – начало семейного счастья» и другие. Дети могут закрепить элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения взрослых людей в зависимости от пола, какие качества укрепляют любовь и дружбу, какие могут разрушить и т.п. Очень хороший практический материал по данному вопросу имеется в журнале «Дошкольное воспитание» №5, 2011год. В результате специальных исследований учеными было установлено, что в дошкольном возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. В своей работе я использую книгу Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в детском саду и дома», в которой подробно представлено тематическое планирование занятий по изодеятельности с учетом гендерных особенностей. Особую роль в образовательной деятельности по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой, которые помогают в усвоении понятий мужественности и женственности, развивают умение соотносить собственное поведение с данным образом; формировать способность видеть красоту внешних и внутренних проявлений мужчин и женщин в сказках. В результате работы за год у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимодействиям; шире стали представления о разнице полов. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого. Хочется надеяться, что в положенное время из ребят моей группы вырастут настоящие защитники и хранительницы домашнего уюта. Список, используемой литературы. 1. Формирование гендерной индентичности: методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.-128с.(Библиотека журнала «Управление ДОУ») №2. 2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»: Пособие для дошкольников образовательных учреждений.-М: Линка-ПРЕСС, 2009-224стр. 3. Журнал «Воспитатель Дошкольного образовательного учреждения. Практический журнал №5. 2011г. | |
Просмотров: 1754 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|