Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Особенности гендерного воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей «Особенности гендерного воспитания дошкольников»

«Разделение людей на мужчин и женщин
является центральной установкой
восприятия нами себя и окружающих".

На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими и физиологическими особенностями женского и мужского организма. Но нельзя забывать, что биологические различия мужчин и женщин имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие от женщины.
Между тем, система традиционного воспитания демонстрирует черты гендерной направленности с самого рождения ребенка: например, новорожденных девочек заворачивали в рубаху матери, мальчика – в рубаху отца. Даже «пестушки», колыбельные песни адресовались не просто малышу, а по своему смысловому содержанию, были предназначены именно мальчикам и девочкам. Ученые считают, что это связано напрямую с гендерным программированием будущего ребенка. Русская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме – «большаку», который управлял всей домашней жизнью.
Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности – мы не устаем твердить о равноправии мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня многие психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания, так как программные задачи воспитания и образования ориентированы на психологические особенности детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.
Поэтому перед педагогом стоит задача помочь раскрыть ребенку те уникальные возможности, которые ему даны своим полом, если мы хотим воспитать МУЖЧИН и ЖЕНЩИН, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома мама или бабушка, А в детском саду(8-12 часов) – женщины- воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
А между тем мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек: женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а « мужественная» девочка воспринимается спокойно и даже положительно.
По мнению психологов, сегодня стало трудно разобрать, где сильный пол, где слабый и пора наводить порядок.
По моему мнению, сложная многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы.
В своей работе по усвоению детьми гендерного поведения я отвожу большое место сюжетно-ролевым играм, стараясь разнообразить дифференцированное содержание игры: «женский» - «мужской» зал (парикмахерская); магазин женской и мужской парфюмерии; « автомастерская», традиционные игры с военной тематикой, « моряки», «летчики», и т.п.
Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные как папы, мужественные, называю их защитниками, рыцарями, а девочкам напоминать какие они красивые, нежные, ласковые и заботливые, как мамы.
Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью организую дидактические игры: «Профессии мужчин и женщин», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский», «Кому что нужно для работы» «Отгадай профессию» и т.д.
Для того, чтобы сформировать у детей гендерную устойчивость «Я девочка и буду ей постоянно, а я мальчик и всегда им буду», я часто использую игровые ситуации, словесные игры этического содержания: «Лишнее имя», «Благородные поступки для мальчиков», «Благородные поступки для девочек», «За что нам нравятся мальчики» ( девочки). «Кто я в семье»: формировать представление о родственных связях; «Дом добрых дел»: формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин, девочек и мальчиков.
Незаменимым приемом по коррекции культуры поведения с представителями своего и другого пола у дошкольников являются беседы познавательно-этического содержания: «Разговор о дружбе и любви»;
« Месяц-ненастья – начало семейного счастья» и другие. Дети могут закрепить элементарные сведения об особенностях, нормах и правилах поведения взрослых людей в зависимости от пола, какие качества укрепляют любовь и дружбу, какие могут разрушить и т.п. Очень хороший практический материал по данному вопросу имеется в журнале «Дошкольное воспитание» №5, 2011год.
В результате специальных исследований учеными было установлено, что в дошкольном возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности.
В своей работе я использую книгу Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в детском саду и дома», в которой подробно представлено тематическое планирование занятий по изодеятельности с учетом гендерных особенностей.
Особую роль в образовательной деятельности по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой, которые помогают в усвоении понятий мужественности и женственности, развивают умение соотносить собственное поведение с данным образом; формировать способность видеть красоту внешних и внутренних проявлений мужчин и женщин в сказках.
В результате работы за год у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимодействиям; шире стали представления о разнице полов. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого. Хочется надеяться, что в положенное время из ребят моей группы вырастут настоящие защитники и хранительницы домашнего уюта.

Список, используемой литературы.
1. Формирование гендерной индентичности: методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.-128с.(Библиотека журнала «Управление ДОУ») №2.
2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»: Пособие для дошкольников образовательных учреждений.-М: Линка-ПРЕСС, 2009-224стр.
3. Журнал «Воспитатель Дошкольного образовательного учреждения. Практический журнал №5. 2011г.
Категория: Дошколенок | Добавил: educator (2013-04-09) | Автор: Валентина Голубцова E
Просмотров: 1754 | Теги: биологические различия, Гендерное воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 8:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru