Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
«КАК УДИВИТЬ И ОБРАДОВАТЬ МАЛЫША» Из опыта работы воспитателя предшкольной подготовки Наумовой Татьяны Васильевны СКО, район Магжана Жумабаева, КГУ «Бастомарская средняя школа» В мировой педагогике в последнее время большое распространение получила игровая форма обучения. В педагогической литературе его часто называют "активным обучением" вследствие того, что применение игр активизирует процесс обучения. Необходимость их использования в начальной школе очевидна, поскольку обучение детей начинается с шестилетнего возраста. Основной деятельностью дошкольников является игра, поэтому предшкольнику очень трудно сразу переключиться на учение. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Использование игры в учебном процессе помогает более быстрому и безболезненному преодолению психического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу. Игры и игровые упражнения, применяемые на занятиях, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у детей бодрое, рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала, вызывают положительные эмоции. Предлагаю подборку дидактических игр к занятиям по обучению грамоте. Я надеюсь, что предлагаемые игры будут полезными при обучении грамоте шестилеток и помогут учителю реализовать на практике призыв известного педагога В. А Сухомлинского: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать" Твердый - мягкий. Учитель называет слова. Если слышится мягкий [б], то учащиеся показывают зеленый карандаш, (или зеленую фишку), если твердый [б], то показывают синий карандаш (или синюю фишку). Например: бинокль, бинт, белка, булка, банан, бант. Какой звук заблудился? В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был один очень добрый гномик-волшебник. Этот гномик любил слушать звуки. За это его прозвали звуколюб. Он разделил все звуки на 2 группы, но не ровно. В большой дом он поселил звуки, издающие разные шумы и прозвал их "шумные". Шумные звуки шумели по-разному, и каждый имел свое прозвище: [т] - тарахтелка, [ш]- шипелка и т.д. А в маленький домик поселил всего шесть легко поющих братцев звуков. Гномик назвал их гласными. Целый день гласные звуки распе¬вали песенки. И у каждого гласного звука было свое прозвище. Звук [а] - назвал себя красивым, потому что при произношении рот открыт ровно, красиво, язык лежит внизу, воздушная струя, выходящая изо рта, не встречает преграды. Звук [о]-назвал себя круглый, потому что губы при произношении почти круглые, рот открыт. Звук [и] - назвал себя смешилкой - он постоянно смеялся и губы при этом растягивались в улыбку. Звук [у] - назвал себя страшилкой, губы вытягивались трубочкой. Звук [э]- дразнилка. Звук [ы] - грустилка, прятался в середине или в конце слова. Теремок. На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу домика длинный кармашек, куда вставляются буквы (Г, С, У, И). К доске выходят несколько учеников (по количеству букв в карман¬чике), выстраиваются друг за другом. Учитель. Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква "Г". Ученик. Буква "Г" обозначает согласный звук, твердый Г и мягкий Г, звонкий. Учитель. Смотрит: никого нет в теремке. Вошла буква Г в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо буква С. Тук-тук-тук! (стучит пальчи¬ком по доске). Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? 1-ый ученик. Это я, буква Г, обозначаю согласный, твердый Г и мягкий Г. А ты кто? 2-ой ученик. Я буква С, обозначаю согласный звук, твердый С и мягкий С, глухой. Пусти меня жить к себе? Сказка-игра продолжается, пока все буквы не перезнакомятся друг с другом. Затем учитель говорит: "Чтобы буквы в теремке жили друж¬но, они должны постараться составить слово". Дети советуются и "выстраивают" слово. А дальше работа прово¬дится над этим словом: - деление на слоги; - выделение ударного гласного; - составление схемы. Ловись, рыбка! Дети ловят рыбок, которые непростые, но и не золотые, а "грамот¬ные" (на спинке каждой рыбки гласная буква или слог), раскладывают их в синее или зеленое ведерко (по роли в обозначении мягкости и твердости согласных звуков). Чудесный мешочек Учитель помещает в мешочек игрушки или предметные картинки. Учащиеся достают содержимое мешочка, называют первый звук, ха¬рактеризуют его. Из первых звуков составляют слово. Магазин игрушек Цель: учить детей делить слова на слоги. Купить игрушку, в названии которой 2 слога. Ученик покупает иг¬рушку, четко произносит ее название, затем делит на слоги, произно¬сит отдельно каждый слог, определяет их количество. После того, как игрушки с двухсложными названиями куплены, учащиеся получают новое задание: купите игрушки, в названии которых есть 3 слога. - Почему никто не купил мяч? Чебурашку? Найдите вкусное слово Сегодня день рождение куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных вещей. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы названия их состояли только из двух или трех слогов. Ребята, которые сидят слева, будут называть лакомства из 2 слогов, а справа - из 3 слогов. В магазине цветов. Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Задание: Купить цветы, в названии которых 2 слога. - Почему никто не купил хризантемы? - Купить цветы, в названии которых 3 слога. Ученики покупают цветы, четко произносят названия цветов, деля их на слоги. Поезд Прибыл поезд для животных. В нем 3 вагона. Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне должны ехать животные, названия, которых не делятся на слоги. Те животные, названия которых можно разделить на 2 слога, поедут во 2 вагоне. А в 3 вагоне поедут животные, названия которых состоят из 3 слогов. Кассир На роль кассира назначается ученик. У него карточки с цифрами 1, 2, 3. К нему поочередно подходят дети с картинками и рассказыва¬ют: "Я волк. Дайте мне билет на поезд". Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку и говорит: "Волк, ты поедешь в первом вагоне. Лиса, а ты поедешь во втором вагоне". Украсим елку Дети, все вы очень любите веселый новогодний праздник. Помните, как украшали зеленую елку игрушками? А сейчас я предлагаю украсить елки. Вот елочные игрушки. На эту елку нужно повесить те игрушки, в названии которых есть один слог. Те игрушки, название которых состоят из 2 слогов, повесить на другую елку. На 3 елку - игрушки из 3 слогов. Самое длинное животное Помните, как в одном мультфильме измеряли длину удава в попугаях? А мы будем измерять длину животных количеством слогов, из которых состоят их названия. Назовите сначала самых "коротких" животных, то есть тех, которые состоят из одного слога, затем из двух, трех и так далее. Какое животное самое длинное? Курочка Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплятки - малые ребятки. - Цып, цып, цып! Сюда! Сюда! - Я вам буковку нашла! Прибежал веселый А, прочитали дети... (НА). Прибежал задорный О, прочитали дети... (НО).. Прибежал упрямый У, прочитали дети... (НУ). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети... (НЕ). "Поймай звук" Хлопнуть в ладоши, если в слове есть [у]. Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно кенгуру. "Зажги фонарик" Поднять синий кружочек на слог или слово с твердым звуком, зеленый - с мягким. Ра, ру, ор, ир, ри, ре, ры, ря, ру, рю, ро, рё, ер, юр; Ракета, рис, дверь, ерш, роза, стрекоза, рот, ребенок, рыба, речка, торт. Найди лишние слово. Апельсин, аквариум, индюк, арбуз, ананас, автобус, акула. "Доскажи словечко". Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг, электрический ... (утюг) Все ребята со двора малярам кричат: ... (Ура!) Кто шагает с сумкой книг утром в школу? ... (ученик) Долгожданный дан звонок, это кончился ... (урок) Игра создаёт свободные и неформальные ситуации, приглашает ребёнка активно участвовать в них. Она облегчает усвоение программы, позволяет умело направить собственную активность ребёнка. Иными словами, то, что ребёнку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; а в игре его собственное «открытие» остаётся навсегда. | |
Просмотров: 896 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|