Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Рудный қаласы әкімдігінің № 2 «Алтын күн» балабақшасы МКҚК Масстер – класс «Уроки красивой речи» для воспитателей мини – центров г. Рудного Подготовила: учитель – логопед: Шиканова С. В г. Рудный 2011 – 12 учебный год. Мастер – класс «Уроки красивой речи». Цели: Обобщение, распространение практических рекомендаций по развитию речи детей дошкольного возраста Оказание информационной и методической поддержки сотрудникам дошкольных образовательных учреждений Пропаганда логопедической работы. Задачи: 1. Рассмотреть необходимость одновременного развития мелкой моторики и речи. Выяснить причины неэффективности пальчиковой гимнастики. 2. Показать работу по развитию словаря и грамматического строя речи с использованием компьютерных технологий. 3. Обобщить опыт работы по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц. 4. Предложить использование перфоконверта в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали… Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложнённой артикуляцией, пример красивой, правильной речи. Скороговорка – это речевое высказывание с четкой дикцией и правильным произношением. Скороговорка используется для тренировки речи и служит показателем нашей дикции, в частности нашей речи. Скороговорка здесь как конечный этап, завершение развития речи.Всего выделяют при работе над речью следующие этапы: Этапы по развитию речи: 1.Работа над звукопроизношением. 2.Развитие слуховой памяти и фонематического слуха. 3.Расширение словарного запаса. 4.Формирование грамматического строя речи. 5.Развитие связной речи. 6.Развитие мелкой моторики. 7.Формирование навыков письма 8.Обучение чтению. 1.Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников и при развитии речи детей. Я хочу сегодня сделать аспект на важности развития моторики рук. Будучи молодым логопедом, я делала пальчиковые упражнения, потому что так надо, ведь так учили. Теперь по-другому! Свято верю в их силу – убедилась и насмотрелась! Крепнут вялые пальчики, и речь ребенка выходит на новый уровень. Чтобы вас убедить, чтоб мои уверения не были голословные, давайте поищем доказательства. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себе знать и сейчас). Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Так, в 6 – 7 месяцев ребенок отодвигает большой палец самостоятельно и у него появляется лепет. Уже в год ребенок свободно отодвигает указательный пальчик и это начало возникновения первых слов. С 2 – 2, 5 лет у ребенка самостоятельная простая фраза, появляются предложения и одновременно ребенок использует три ведущих пальца (рабочая зона), это так называемый щипковый захват. Для определения уровня развития речи можно провести с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Еще одно подтверждение этой связи и необходимости совместного развития можно проследить в анатомии головного мозга. Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью, причем около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (Наглядный показ: настольная лампа – двигательная зона, в частности двигательная мелкой моторики, ладонь – речевая зона, согреваем ладонь – импульсы от движений пальцев) Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей. Игры для развития мелкой. 1. Упражнение с пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки. 2. Упражнение с пинцетом В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок. 3. Шарики и пинцет. Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки. 4.Наматывание ниток. Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек. 5.Зубочистка Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет. 6.Сортировка семян. Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную. 7.Переливание жидкостей и не только Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду. 8.Коробочка с прищепками Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Причины неэффективности пальчиковой гимнастики. 1. Выполнение упражнений должно быть ежедневным, не менее 5 минут 2 раза в день, сопровождая стишками, потешками; если ребенок не может самостоятельно делать упражнения –помогать ему. ( Запастить терпения, так как может быть задержка развития клеток головного мозга, составляющих проекционные зоны органов речи). 2. Использовать не только «щипковый» захват (3 пальца) при выполнении пальчиковой гимнастики. (с3,5 лет начинать использовать особенно 4 и 5 пальцы!; к 4,5 годам для развития речи приобретает активность не рабочая зона, а 4 и 5 пальцы.) 3. Неверная последовательность в подаче задачи при выполнении упражнений. (выполнение упражнений; сокращение мышц; стряхивание мышц). 4. Использовать кинетические (с движением, то есть вся пальчиковая гимнастика) упражнения в начале занятия! (Эти упражнения вместе с артикуляционной гимнастикой возбуждают клетки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию). 5. Использовать кинестетические упражнения (выполняются без движений) в середине занятия. Практическая часть с присутствующими: Комплексы упражнений «Зарядка для пальчиков» с иллюстрациями и подробными описаниями можно найти во множестве специальных пособий, можно придумывать новые приемы, так дети требуют все новые и новые «потешки». «Потешки для пальчиков»:Для лексической темы «Семья» можно использовать упражнение «Гномики»: Жили – были гномики Показываем большим и указательным пальцами размер гномиков В расчудесном домике Показываем треугольную форму двумя ладонями (крыша) Папа – гном дрова рубил Правой рукой ударяем по левой – имитация рубки Гном – сынок их в дом носил Хватательные движения руками. Мама – гномик суп варила «Чашечка» двумя ладонями Дочка – гном его солила Справой рукой имитируем: «солим» Гномик – бабушка вязала Имитируем вязание на спицах Гномик – тетушка стирала Потираем ладошки друг о друге. Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал! Ладонями показываем «окошко», обнимаем себя за плечи. 2. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи – основа при развитии и коррекции речи. Для реализации коррекционных задач, в частности по развитию словаря и грамматического строя речи, атак же, для повышения мотивации детей к занятиям, можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютер, компьютерные программы, так как данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, сам что-то воспроизведет и применит на практике. Использование ИКТ многое даёт и учителю - логопеду: значительно сокращается работа с бумажными носителями; при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям больше можно использовать картинного материала; Использование информационных компьютерных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Для работы мною используются стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia. В дальнейшем хотелось бы освоить программу для создания электронного портфолио и даже программу для конструирования сайтов. Использую в презентациях следующие темы: - Понятие ряда; начало, конец ряда - Развитие памяти («Чего не стало?) - Определение формы предмета. - Развитие мышления «Что лишнее?» - Угадывание предмета по его свойствам «Что это?» - Определение формы предмета, развитие словаря, памяти. - Согласование существительных с числительными. - Изучение предлогов. - Образование новых слов с помощью приставок - Согласование существительных с прилагательными. Несмотря на новые современные технологии, нельзя забывать о традиционных играх – это игры с мячом. Игры с присутствующими: Игра № 1 «Назови ласково» Цель – содействие уменьшительно – ласкательной формы слова; учить передавать друг другу мяч из рук в руки, не прижимая к груди. Описание: Взрослый называет слово (кот, белка), просит назвать ласково (котик, белочка) и передает ему мяч. Ребенок произносит слово ласково и передает мяч взрослому. Слова для игры с воспитателями: Сито - ситечко Зверь – звереныш Ведро – ведерко, ведерочко Шкаф – шкафчик Компьютер - ------ Желтый – желтенький Синий – синенький Петух – петушок Борода – бородушка, бородка Зеркало – зеркальце Решето - ------ Игра № 2 «Кто как кричит?» Цель: Развивать слуховое внимание, закреплять произношение звукоподражаний ( для раннего возраста), развивать глагольную лексику (для старшего возраста); Учить уверенно и точно бросать мяч взрослому и ловить его. Вариант 1 Описание: Взрослый обращается к ребенку: «К тебе пришла кошка. Как она тебя зовет?» - Бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает «мяу – мяу» и бросает взрослому. Слова для игры с воспитателями: Ворона кричит «кар – кар», а голубь … (гру – гру) Голубь кричит «гру – гру», а грач … (крак – крак) Грач кричит «крак – крак», а сорока… (тр – тр – тр) Вариант 2 Описание: Взрослый обращается к ребенку: «кошка мяукает, а собака что делает? – бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает «лает» и бросает мяч взрослому. Слова для игры с воспитателями: Собака лает, а лиса …(тявкает) Лиса тявкает, а слон … (трубит) Слон трубит, а олень… (ревет) Игра № 3 «Один – много» Цель: Закреплять употребление существительных множественного числа в родительном падеже; Закреплять умение передавать (или перебрасывать) мяч из руки в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами) Описание: Взрослый передает мяч ребенку и предлагает закончить фразу: «У меня один карандаш, а у тебя много ЧЕГО?» Ребенок принимает мяч и отвечает (карандашей) и передает мяч взрослому. Слова для игры с воспитателями: Помидор – много помидоров Яблоко – много яблок Гольфы – много гольфов Носки – много носков Чулки - много чулок Блюдце – много блюдец Оладьи – много оладий Шаравары – много шаравар Игра № 3 «Скажи наоборот» Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); Учит бросать мяч под углом вниз так, чтобы после отскока от пола мяч смог поймать играющий, стоящий напротив. Описание: Взрослый предлагает найти ребенку слово, противоположное по смыслу. Например: холодный – горячий. Затем бросает мяч под углом вниз, чтобы после отскока от пола ребенок смог поймать мяч, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет противоположное слово и возвращает мяч взрослому, кидая его под углом. Слова для игры с воспитателями: Восток – запад Надежда – отчаяние Диалог – монолог Расторопный – медлительный Замкнутый - общительный Привередливый – неприхотливый Упрямый – покладистый Зеленый – зрелый Ветхий –новый 3. Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц. Связная речь детей с речевыми нарушениями развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательный рассказ отсутствует. Все это происходит из–за того, что у таких детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий). Однако объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей, увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Суть мнемотаблицы – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти , используя графические изображения воспроизводит стихотворение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Мнемотаблицы можно использовать: - при заучивании стихотворений (наиболее эффективный метод) - при пересказе - при составления рассказа, (в частности описательного) Заучивание стихотворения А. Барто. Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме Составление мнемотаблицы на стихотворениеие З. Александровой Сшила Тане сарафанчик Нет такого у подруг: Ярко–желтый одуванчик, Колокольчики вокруг. Описательный рассказ «Моя игрушка». Это пирамидка. Пирамидка большая. Она красная. Пирамидка треугольная. С ней можно играть. Это игрушка. Стихотворение « В нашем детском садике». 4.Игры с элементами программирования. Современная педагогика находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей. Возникла потребность в применении специальных методов, максимально активизирующих мыслительную деятельность детей и позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Особый интерес вызывает метод программированного обучения. Предлагаю для обучения детей перфоконверты («Волшебные конверты»). В основе работы с этим пособием лежит умение представить себе объекты и их преобразования, дети действуют не с самими предметами, а с их образами. Это пособие – хороший помощник в формировании наглядно – образного мышления. Перфоконверт представляет собой конверт из плотной бумаги размером 17x9см с двумя рядами вырезанных круглых отверстий радиусом 1,3см на лицевой стороне, в каждом ряду по 4 отверстия. Размеры конверта выбраны не случайно. В конверт вставляется чистый лист бумаги с таким расчетом, чтобы верхний край листа находился вне его (на этой выступившей полоске ребенок пишет свое имя). Половинка тетрадного листа как раз подходит для перфоконверта. На каждое новое задание выкладываются чистые листы. Например, дается задание: обозначь крестиком живые предметы, а точкой – неживые (съедобные – несъедобные, летает – не летает). Логопед диктует слова, а дети рисуют значки в отверстиях конверта. Существует множество вариантов по таким конвертам. Задание №1 (развитие речи): Обозначь крестиком живые предметы, а точкой – неживые: Пример: мешок, кошка (на доске под картинками – обозначения: точка, крестик) Слова для работы: Медведь, кресло, чайник, апельсин. Аналогично: съедобные – несъедобные; летает – не летает. Задание № 2 Обозначьте домашних животных домиком, а диких – елочкой. Пример: кошка, лиса (на доске под картинками – домик, елочка) Слова для работы: баран, тигр, кролик, еж. Задание № 3(развитие фонематического слуха): Обозначьте слова со звуком «К» в начале треугольником, в середине – квадратиком, в конце – кружочком. Пример: схемы обозначения звука в слове в начале – обозначение . В середине - , в конце - . Слова для работы: капуста, пышка, кот, старик. Или: обозначьте крестиком слова, в которых слышится Ш, а кружочком - слова со звуком С. Задание №4 (развитие слоговой структуры) Обозначьте слова с одним слогом звездочкой, а с двумя – кружочком. На доске обязательно пишутся условные обозначения. Упражнения с элементами программирования воспитывают усидчивость, умение доводить дело до конца, так как игры с элементами программирования не позволяют оставить задание незаконченным. Подобные задания формируют навыки самостоятельной работы, приучая дошкольников сосредоточенно заниматься в течении определенного времени, контролируя и оценивая свои действия. И, в заключение новая скороговорка: Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як ЦидракЦидракЦиндроний. Жили были три японки: Цыпи, ЦыпиДрипи, ЦыпиДрипиЛимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на ЦыпиДрипи, Як ЦидракЦидракЦиндроний на ЦыпеДрипеЛимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и ЦыпиДрипи Шах Шахмат, у Як ЦидракЦидракЦиндроний и ЦыпиДрипиЛимпомпоний Шах Шахмат ШахматШахмоний. Желаю удачи! Сспасибо за внимание! | |
Просмотров: 4135 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|