Влияние национальных игр на духовно-нравственное развитие детей Редькина Светлана Владимировна - воспитатель На современном этапе общественного развития, когда остро стоят проблемы формирования подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной жизнедеятельности, особое значение имеет воспитание устойчивых нравственных качеств личности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей приобретает особую актуальность в современных условиях меняющейся социально-политической обстановки в стране. Особая роль в этой связи отводится народной педагогике и национальным формам воспитания. Необходимость постановки данного вопроса обусловлена сопутствующим фактором необходимости сохранения народных традиций и национальных особенностей, в том числе и нравственных. Решение этих вопросов имеет важное значение как в системе воспитания подрастающего поколения, так и в социально-культурном плане, а именно для возрождения и сохранения национальных традиций. Решению данных проблем должно способствовать включение в систему физического воспитания детей национальных народных подвижных игр, подобранных с учетом их влияния не только на физическое развитие, но и на духовно-нравственное воспитание, то есть на формирование определенных моральных качеств. В воспитательном процессе это может быть достигнуто при использовании различных приемов и методов: чтение, анализ притч, басен, назидательных рассказов, этические беседы, разъяснения, внушения, пример и игры. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. Игра сопровождает нас в жизни, помогает вводить ребят в мир познания, творчества, смекалки, дает бодрый эмоциональный тон. На занятиях физической культуры дети должны получать радость от занятий народными играми. Свобода и самостоятельность, творчество и инициатива детей должны разумно сочетаться с дисциплиной и четкой организацией. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а тем более народная игра, где много веселых сюрпризов. Это источник радостных эмоций. Народные подвижные игры –традиционное средство педагогики. В них ярко отражены образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, смелости, они воспитывают ловкость, быстроту движений, смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. По содержанию все народные игры доступны детскому пониманию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью детей. Правила игры регулируют поведение и действие детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; часто они сопровождаются ритмичными и напевными считалками, потешками, жеребьевками. Так называемые зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, точное и безоговорочное выполнение правил. Содержание народной игры составили: сюжеты, в них дети знакомятся с отношением человека к природе, бытом народа, играми и развлечениями детей разных национальностей, живших в древности, народными состязаниями. Познавательное развитие заключалось в знакомстве с историческим аспектом народных игр и формировании представлений о народной культуре, народных праздниках, обычаях, традициях, особенностях одежды народа, правилах народных игр, народных танцах. Эмоциональное развитие определялось участием в праздниках, которые проводились с определенным временем года ( проводы осени, встреча зимы, масленица, Наурыз, и т.д.) Воспитание национальными народными играми способствует реализации двигательного и познавательного компонентов, основанных на знаниях народной культуры и эмоционального компонента, связанного с сюжетной основой народных игр; социализирует учебно - воспитательный процесс, создает условия для оптимизации межличностного общения детей путем самореализации личности в обществе. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами – начальный этап гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
|