Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Значение игры для развития ребёнка. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребёнка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нём в игре. Стремясь облегчить ребёнку выражение и исследование собственного эмоционального мира, психолог должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является игра и разнообразная деятельность. Игра – это произвольная, внутренняя мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной материал. Ребёнок испытывает удовольствие от процесса игры, её результат не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребёнок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом. Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности создавшейся ситуации. В условных обстоятельствах, создаваемых определенными правилами, игра позволяет человеку переживать удачи, успех, раскрывать свои физические и психические возможности. Эти свойства игры, как деятельности отражают её богатый психокоррекционный материал. Характерная особенность игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре: 1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует, связанных с решением вполне конкретных задач. 2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами. О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не надо учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. До 10-11 лет большинству детей трудно сидеть спокойно в течении продолжительного времени. Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокойно, требуется значительное усилие, поэтому его творческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиться на непродуктивной деятельности. Игровая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности, и освобождаются от фрустрации. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. (Papulia, olds, 1986). Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Таким образом, игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребёнка. Через игру ребенок высказывает свои чувства, эмоции, страхи и т.д. Игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребёнка. Ещё в 18 веке Руссо (Rousauex, 1772) писал о том, что для того, чтобы узнать или понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. Игра – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. Игра оказывает очень большое влияние на развитие личности. Когда дети играют, то через свою игру выражают собственную индивидуальность. В процессе игры дети обнаруживают своё эмоциональное отношение к людям, предметам. Дети – лучший источник информации о самих себе. Они вполне способны направлять свой собственный рост, им предоставляется свобода быть самим собой в процессе разыгрывания чувств и переживаний. | |
Просмотров: 898 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|