Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далёкого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие открытия, такие, как создание периодической системы Д.И.Менделеева и теории относительности Энштейна. Проблема становления развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие учёные, как: О.М.Дьяченко, Л.С.Выготский, А.И. Кириллова, Д.Б. Эльконин ,А.В. Запорожец, Д.В Менджерицкая и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении. Стратегия современного образования заключается в представлении возможности всему подрастающему поколению проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Выдвижение на первый план цели личностно-ориентированного подхода в воспитании и образовании находит отражение и в государственных документах. В «Концепции развития образования РК до 2015 года, «Государственной программе образования на 2011-2020гг», ГОСО от 20.10.2008года и др. делается акцент на развитие креативных способностей и воображения детей, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. В связи с этим остро стал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности, способствующей накоплению творческого опыта дошкольников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью дошкольников как коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Существующие в настоящее время противоречия между объективной потребностью в определении эффективных путей развития творческого воображения дошкольников, и сложившимся уровнем решения этой проблемы в условиях детских учреждений и определили выбор темы моего проекта: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных методик». Цель проекта: теоретически обосновать и внедрить в работу различные нетрадиционные методики для развития воображения дошкольников. Задачи проекта: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта. 2. Изучить и подобрать нетрадиционные методики для развития творческих способностей детей. 3. Выявить возможности творческого развития детей в процессе формирования навыков в различных видах деятельности. 4. Расширить знания детей об окружающем мире. 5. Развить мышление, активизировать речь. 6. Научить детей в работах передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать. 7. Помочь детям почувствовать свойства различных материалов, способы их использования и их выразительные возможности. Условия реализации проекта: *Предметно-развивающая среда; *Профессиональная компетентность педагога; *Совместная работа детей и родителей по намеченной теме. Межпредметные связи по теме проекта: ✔ Социальный мир ✔ Речевое развитие ✔ Сенсорика ✔ Музвоспитание ✔ Изодеятельность ✔ Конструирование ✔ Физвоспитание ✔ Прогулка ✔ Экскурсия ✔ Свободная деятельность детей ✔ Игры ✔ Кружки Формы и методы работы с детьми по теме: Работа строилась на основе применения нетрадиционных методик для развития творческого воображения дошкольников, и включала в себя три блока-направления. Первый блок-направление - «Путешествие в картины и нетрадиционное рисование». Задача блока: познакомить ребёнка с произведением искусства, помочь проникнуть внутрь созданной художником картины, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, поговорить с героями картины, отправиться с ними в будущее или прошлое. Виды нетрадиционного рисования, используемые в процессе реализации проекта: Рисование пальцами, ладошкой; Оттиски (пробкой,поролоном,печатками,смятой бумагой); Свеча+акварель; Монотипия (предметная,пейзажная); Граттаж (чёрно-белый, цветной); Кляксография (обычная, трубочкой, ниточкой); Тычкование,набрызг; Конструирование из природного материала; Аппликация (из ткани, пуха, ниток, скрученных комочков бумаги. Второй блок-направление - «Игра». Основные задачи этого блока — использование игр и игровых упражнений для развития синестезии, творческого воображения, эмпатии, а так же направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами. Это игры, которые развивают способность ребёнка к ассоциациям между ощущениями разных органов чувств: 1. «К кому в гости мы идём?» Оборудование:4 дорожки дл.2м.(мокрая, гладкая, рельефная, мягкая). Во время выполнения упражнения спрашиваем детей, что они чувствуют, по какой дорожке они идут, куда она может привести,кто, по их мнению, любит по каждой дорожке ходить, кто может жить в конце дорожки. 2. Игра «Кто в доме хозяин?» Оборудование: природный материал (шишки, мох, кора и др.) находится в кукольном домике. По звучанию музыкального инструмента — бубна, колокольчика и пр., ребёнку необходимо придумать и рассказать, кто живёт в этом домике. А так же игры: «Попробуй на вкус и найди его цвет», «Потрогай и нарисуй», «Нарисуй музыку» и др. Третий блок-направление - «Эстетическая игра». В этой игре ребёнок: -принимает на себя различные роли, проигрывает их, становясь тем или иным персонажем, учится понимать его мысли и чувства; вступает во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробирается через лес и т.д.). Структура занятий должна обуславливать подбор одинаковых групп методов и приёмов: побуждения, убеждения средствами изобразительной деятельности, приучения, индивидуального подхода к детям, в процессе занятия создаётся ситуация успеха, это служит базой для развития интереса и стремления ребёнка к творческому выражению. Применяются все виды изобразительной деятельности во взаимосвязи и интегрировании. Критерии оценки проекта: В результате целенаправленного внедрения нетрадиционных методик в процесс обучения и воспитания у детей сформирован интерес к художественной деятельности, развиты художественно-творческие способности к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. Дети отличаются самостоятельностью, активностью, проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведений искусства. | |
Просмотров: 1458 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|