Лекция «Совершенствование речевой культуры дошкольников во всех видах деятельности через театрализованные игры»
Музыкальный руководитель Маслова О.Г.
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли от туда, и назад пути нет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Почему почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни? Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье? Захлебнутся детским восторгом , хоть на миг увидеть загадочную планету, название которой ДЕТСТВО. Не заглянув в этот мир , невозможно понять не только детей, но и самого себя.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся актер и режиссер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра отличается верой и подлинностью в правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «...как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, Законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Игры пользуются у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь
малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Театр один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной
педагогике и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей.
• формированием эстетического вкуса:
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и не вербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, (диалога и монолога) .
• создание положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, региение конфликтных ситуаций через игру.
Гпавное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности и обязательно в первую очередь развитие речи.
Учитывается психологическая комфортность ,которая предпологает:
1. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
2. раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3. развитие реальных мотивов:
4. а) игра и обучение не должны быть из под палки.
5. б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, исходящими из авторитета взрослого:
6. в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед ( «У тебя получится, я уверена...»).
Основные задачи по театрализованной деятельночти.
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности .
Приобщить детей к театральной культуре.
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых ( постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и пр.)
Эти задачи основополагающие, но они конкретизируются с учетом возрастных групп и вида театрализованных игр.
Младшая группа.
Нужно прививать любовь к театральному действию; развивать интерес к различным формам представлений; развивать умения сопереживать героям сказок, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, на поступки действующих лиц; развивать устойчивый интерес к происходящему на сцене воспитывать умение следить за развитием действия, сохраняя внимание до конца спектакля.
Обратить внимание на то, что меняя походку, голос, жест, можно превращаться в разных героев, в животных, птиц.
Познакомить с разнообразными видами кукольного театра.
Создавать радостное настроение, чувство удовлетворения от просмотренных спектаклей.
Театрально-игровая деятельность.
Игры в кукольный театр.
Познакомить детей с приемами кукло вождения настольного театра (настольно-плоскостного, конусного), мягкой, деревянной, пластмассовой игрушки.
Обучать приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок(стендовый тип театра, фланелеграф, магнитная доска).
Игры-драматизации.
Формировать устойчивый интерес к играм, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств, для создания образа.
Игр ы-спектакли.
Учить детей разыгрывать с помощью воспитателя небольшие потешки, песенки, сценки, знакомые сказки. Формировать при этом выразительность речи.
Средняя группа.
Формировать представление у детей о театре. Рассказать о том, что театр может перенести нас в сказку. На сцене могут заговорить, не только люди, но и животные и птицы. Гпавные волшебники театра - артисты. Это с их помощью мы можем попасть в сказку.
Артисты используют разнообразные жесты, могут менять походку, интонацию (голос).
Познакомить детей с правилами поведения в театре ; нельзя шуметь, бегать, разговаривать, шуршать фантиками во время представления. Пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию.
Театрально - игровая деятельность.
Игры в кукольный театр.
Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами кукловождения. Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей.
Игры — драматизации.
Продолжать воспитывать интерес детей к играм драматизациям. Совершенствовать импровизационные способности детей .
Игры - спектакли.
Учить разыгрывать несложные художественные произведения (знакомые литературные сюжеты) с помощью воспитателя и самостоятельно. Учить менять интонацию, мимику, согласно — эмоционально образному содержанию представления (художественно —речевые диалоги, сценки, маленькие сказки).
Старшая группа.
Рассказать детям, что основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные;
В оперном артисты поют, в балетном — все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом герои разговаривают, в кукольном — все действия, разговор осуществляется с помощью кукол. Есть особый вид театра — детский. В нем ставят спектакли для детей.
Театрально — игровая деятельность.
Игры в кукольный театр.
Познакомить детей с приемами кукло-вождения марионеток, с «живой» куклой, бибабо, пальчикового театра.
Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умение менять темп, силу звука; работать над интонационной выразительностью речи.
Игры - драматизации.
Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передаче диалогов, действий героев; совершенствовать исполнительские умения, вводить свои реплики.
Игры - спектакли.
Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему.
Побуждать детей вживаться в изображаемый образ, постоянно совершенствуя его, находя более яркие средства выразительности для воплощения.
Расширить жанровый диапазон спектаклей: предложить детям такие варианты, как спектакль на художественно - речевой основе, спектакль опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремление доставить своей игрой радость окружающим.
Подготовительная группа.
Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Вместо живой природы — декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами. Театр может перенести нас в далекое прошлое и в будущее, может перенести и в сказку.
Познакомить с Дворцом культуры. Расширять диапазон сведений, кто работает в театре (режиссер, постановщик танцев, хормейстр, гример и т.д.)
Театрально - игровая деятельность.
Игры в кукольный театр.
Познакомить с новыми типами театров:
. напольный (люди-куклы, конусный),
. тростевой.
Игры - драматизации.
Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу, самостоятельность детей.
Развивать умения детей выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
Побуждать детей самостоятельно сочинять небольшие сказки, сценки.
Игры - спектакли.
Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа.
В целом развивать сценическое творчество.
Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг и пр.)
Ввести новый тип игр — спектаклей; спектакль — пантомима, спектакль — ритамопластики, спектакль балет или спектакль на хореографической основе.
Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее.
Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр — представлений позволяет успешно решить многие воспитательно — образовательные задачи . Воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, развить речь ребенка, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств. Как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать
событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно — речевого, музыкально — игрового, танцевального, сценического). Работа над спектаклем (анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения , этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий.
Однако такая работа не должна проводиться в изоляции от всей воспитательно — образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Схема№2.
На муз. занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и прочее, дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по ИЗО. Знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности . Дети играют « в театр». Они выступают то в роли актеров, то в роли зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выстовочному залу. Они рисуют афиши и пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.
Разыгрываются этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репитиционная работа
Над очередной театрализованной игрой — постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибобо и пр.). Схема О.
Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом». Одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо, другие за ширмой показывают настольный театр, третьи сами учавствуют в спектакле, как актеры. Желательно конечно же участие взрослых.
Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) за год не должно быть больше двух. Но в течении года, есть возможность использовать большое количество театрализованных игр ( настольные, стендовые, игры — драматизации). Схема О.
Исходя из задач определяется общее содержание работы.
Формы организации используются различные: занятия (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия.
Типы занятий.
Типовые.театрально —игровые, ритмо —пластика, художественно —речевая, театральная азбука.
Доминантные, где доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которой все названные виды деятельности объеденены одной темой, например: « Театральная Астана», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т.п.
Комплексные, на которых для решения воспитательно — образовательных задач используется синтез искусств из различных видов художественной деятельности. Цель этого занятия — дать детям представление о специфике различных видов искусств ( театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), познакомить с использованием современных технических средствах Интегрированные, в которых в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные, на которых осуществляется « прогон » спектакля. Схемы.
В Основе занятый любого типа важна индивидуальность.
Успешность и результативность театральных занятий прежде всего зависит от сотрудничества всего коллектива и родителей.
Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла и др. , что несомненно развивает речь детей.
Источник: http://ДОШКОЛЕНОК |