Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Реализация задач образовательной области «Чтение художественной литературы» активными формами деятельности.
Реализация задач образовательной области
«Чтение художественной литературы»
активными формами деятельности.

Общеизвестно воздействие художественной литерату¬ры на умственное и эстетическое развитие ребенка. Ве¬лика ее роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ре¬бенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре¬красные образцы русского литературного языка.
Огромно воспитательное, познавательное и эстети¬ческое значение художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малы¬ша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого не¬обходимо обратить внимание детей не только на содержа¬ние, но и на выразительные средства языка сказки, расска¬за, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное от¬ношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Все последующее знакомство с огромным литератур¬ным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог дол¬жен правильно сочетать вопро¬сы по содержанию с вопросами по художественной форме.
Выделяют следующие характерные особенности по¬нимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений:
1) конкретность мышления;
2) небольшой жизненный опыт;
3) непосредственное отношение к действительности.

В связи с этим, только на определенной ступе¬ни развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического вос¬приятия, и на этой основе — развитие детского художе¬ственного творчества.

На основе анализа литературного произведения в един¬стве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразитель¬ности дети овладевают способностью передавать в образ¬ном слове определенное содержание.

Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмо¬циональной передаче мыслей и чувств в процессе обще¬ния. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения лите¬ратурным языком.
Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь».
В это понятие включается три признака:
1) богатство;
2) точность;
3) выразитель¬ность.

Богатство речи - большой объем сло¬варя, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи язы¬ковых средств.

Точность речи - оптималь¬ное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической пос¬ледовательности. Здесь очень важно владение синоними¬кой, различение значений смысловых оттенков слова.

Выразительность речи - от¬бор языковых средств, соответствующих условиям и за¬дачам общения. Это качество обязательно должно соот¬носиться с функциональным стилем, пониманием ситуа¬ции, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексичес¬кой, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важ¬нейшими источниками развития выразительности дет¬ской речи.
Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущ¬ность художественной речи, переносное значение фразе¬ологизмов, загадок, пословиц.
Показателем богатства речи является не только доста¬точный объем активного словаря, но и разнообразие ис¬пользуемых словосочетаний, синтаксических конструк¬ций, а также звуковое (выразительное) оформление связ¬ного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
Специально организованная лексическая работа, на¬правленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответ¬ствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного выска¬зывания.
Работа над смысловой стороной слова выдвига¬ется на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуа¬цией (раскрытие значений многозначного слова, исполь¬зование синонимов и антонимов) оказывает самое суще¬ственное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.

В формировании грамматического строя речи особое значение отводится владению за¬пасом грамматических средств, развитию способности чувствовать структурное и семантическое место формы слова в пред¬ложении и в целом высказывании. Важным моментом является умение использовать раз¬нообразные грамматические средства (соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Синтаксический строй считает¬ся основой речевого высказывания. В этом смыс¬ле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

От фонетической стороны речи во многом зависит интонационное оформле¬ние высказывания, эмоциональное воздей¬ствие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют сила голоса, четкая дикция, темп речи.
Связное вы¬сказывание показывает, насколько ребенок владеет богат¬ством родного языка, грамматическим строем, и одновре¬менно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эсте¬тической функции, которое проявляется в выборе язы¬ковых изобразительно-выразительных средств для вопло¬щения художественного образа.
Развитие образной речи является важной частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чув¬ства, представления в соответствии с назначением и це¬лью высказывания содержательно, грамматически пра¬вильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к язы¬ковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительнос¬ти детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, за¬гадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значе¬ние фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного выска¬зывания, опирающихся на представления о композици¬онных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотво¬рения, достаточный запас образной лексики и понима¬ние целесобразности ее использования в собственных сочинениях.

Развитие словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексичес¬кую, грамматическую, фонетическую.

Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной сло¬ва помогает ребенку употребить точное по смыслу и вы¬разительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилис¬тические средства (порядок слов, построение разных ти¬пов предложений), ребенок оформляет свое высказыва¬ние грамматически правильно и одновременно вырази¬тельно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно вы¬бранный темп, дикция), это во многом определяет эмо¬циональное воздействие речи на слушателей. В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельно¬го словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Младшая группа.

Ознакомление с художественной ли¬тературой в младшей группе осуществляется с помощью литературных про¬изведений разных жанров. Необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая до¬школьников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют инто¬нации воспитателя, это закладывает основы для дальней¬шего самостоятельного развития интонационной вырази¬тельности в более старшем возрасте.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают об¬разцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запомина ет такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста ре¬комендуются рассказы и небольшие стихотворения.
Младших дошкольников особенно привлекают стихо¬творные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл сти¬хотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему слова¬ми и выражениями.
Например: «Игрушки» А. Барто.

Средняя группа.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на неко¬торых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, свя¬занные с содержанием, а также на самые простые вопро¬сы по художественной форме.
После чтения произведения важно правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотноше¬ния и поступки. Вопрос застав¬ляет ребенка думать, размышлять, приходить к правиль¬ным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
При чтении стихотворений воспитатель, выделяя рит¬мичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского язы¬ка.

Старшая группа.

В старшей группе детей учат при восприятии содер¬жания литературных произведений замечать выразитель¬ные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмы¬сливать содержание литературного произведения и осоз¬навать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смог¬ли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержа¬ние и художественные достоинства, чтобы им надолго за¬помнились и полюбились поэтические образы.
Знакомя ребят дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать со¬держание.
При ознакомлении с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описы¬ваемого явления, взаимоотношения героев, обращать их вни¬мание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, долж¬ны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе перед педагогом стоят за¬дачи воспитывать у детей любовь к книге, к художествен¬ной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавли¬вать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Анализ литературных произведений всех жанров учит детей различать жанры, понимать их специфические особен¬ности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклор¬ных жанров.
Чтение литературных произведений раскрывает переддетьми все богатство русского языка, спо¬собствует тому, что они начинают пользоваться этим бо¬гатством в обыденном речевом общении и в самостоятель¬ном словесном творчестве.
В старшем дошкольном воз¬расте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включа¬ет целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влия¬ние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

На каждом занятии по ознакомлению с художествен¬ной литературой ставятся задачи формирования эмоци¬онально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольк¬лорных форм), развитие чуткости к выразительным сред¬ствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с те¬матикой произведений — они формулируются для каж¬дого занятия отдельно.

После чтения литературного про¬изведения проводится беседа и выполняются разнообраз¬ные творческие задания.
Цель беседы — уточнить понимание содержания про¬изведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в на¬зидательное толкование смысла произведения, она толь¬ко помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные сло¬ва и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

В младшей и средней группах проводится моделиро¬вание эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убега¬ет от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и суг¬роб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения ли¬тературного произведения, стремятся передать возник¬ший в их воображении образ в своем рисунке.

Особую роль во время беседы с детьми играет выпол¬нение творческих заданий (выполнение лексических, грамматических, фонети¬ческих упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интона¬ционной выразительности).

Беседа по пейзажной картине должна проводиться образ¬но, не превращаясь в скучное перечисление изображен¬ного на картине. Аналогичен и подбор музыкальных произведений.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Младший возраст.

Направления, задачи:
Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать
Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомым детям животных.
Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, попытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.
Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика; физкультминутки; чтение литературы,
подбор загадок, пословиц, поговорок; подвижные игры; физкультурные досуги- заучивание; тематические досуги – рассказывание, напоминание; игры; беседы; работа в театральном уголке; досуги - игры-драматизации, кукольные спектакли; рассматривание иллюстраций; творческие задания; ситуативное обучение; праздники – заучивание; рассказ; д/и; настольно-печатные игры; прогулка; чтение художественной и познавательной литературы; обучение; экскурсии; объяснения; тренинги; упражнения;
театр; пересказ; литературные праздники; драматизация.

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций и книг; дидактичекие игры; рассказывание стихов, потешек; самообслуживание; игры; продуктивная деятельность; настольно-печатные игры; театр; праздники

Совместная деятельность с семьей: пример взрослого; беседы; досуги, праздники; экскурсии; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; посещение театра, музеев, выставок, выставок, галерей; прослушивание аудиозаписей; объяснения; творческие задания; рассказы; продуктивная деятельность

Старший дошкольный возраст.

Направления, задачи:

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность воспринимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового эмоционального подтекста.
Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).
Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами.
Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Подготовительная группа

Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
В процессе ознакомления с литературой обеспечить формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям.
Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового эмоционального подтекста.

Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.
Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика; физкультминутки; чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок; подвижные игры; физкультурные досуги; заучивание; тематические досуги; рассказывание; напоминание; игры; беседы; работа в театральном уголке; досуги; игры-драматизации, кукольные спектакли; рассматривание иллюстраций; творческие задания; ситуативное обучение; праздники – заучивание; рассказ; д/и; настольно-печатные игры; прогулка; чтение художественной и познавательной литературы; обучение; экскурсии; объяснения; тренинги; упражнения; игры; театр; пересказ; литературные праздники; драматизация; труд в природе; творческие игры

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций и книг; дидактические игры; рассказывание стихов, потешек; самообслуживание; игры; продуктивная деятельность; настольно-печатные игры; театр; праздники; пересказ; труд в природе; творческие игры.

Совместная деятельность с семьей: пример взрослого; беседы; досуги, праздники; экскурсии; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; посещение театра; прослушивание аудиозаписей; посещение театров, музеев, выставок, галерей; объяснения; творческие задания; рассказы; продуктивная деятельность; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; родительские собрания; консультации; анкетирование.
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
Активные формы обучения: решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, метод проекта, нетрадиционные виды занятий, игры, игровые моменты, задания творческого характера, использование видео и компьютерной наглядности, пособий, схем.

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.
Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду.
Активность ребёнка является конечной целью и необходимым условием для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы. Дети 5-7 лет при совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.
Применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Участие в совместной творческой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей.

Чеботарева Л.Н.
воспитатель
Павловский МКДОУ
Центр развития ребёнка
д. сад №10
Используемая литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. – 400
2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. «Современные педагогические технологии в
ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
3. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие /
Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М.:
Просвещение, 1998.
5. Ссылка в интернете: detsad14.com›index.php?do=static&page=method1…
6. Ссылка в интернете: mdy89.narod2.ru›rabotaem_po_fgt/
7. Ссылка в интернете: http:\\www.o-detstve.ru\ Портал "О детстве"
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий,-М.: ТЦ Сфера, 2003.

Источник: http://используемая литература указана в конце
Категория: Дошколенок | Добавил: Астра75123 (2013-11-12) | Автор: Чеботарева Людмила Николаевна E
Просмотров: 5811 | Теги: ЧХЛ, активные формы деятельности | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 6:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru