Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Реализация задач образовательной области «Чтение художественной литературы» активными формами деятельности. Общеизвестно воздействие художественной литерату¬ры на умственное и эстетическое развитие ребенка. Ве¬лика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ре¬бенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре¬красные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстети¬ческое значение художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малы¬ша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого не¬обходимо обратить внимание детей не только на содержа¬ние, но и на выразительные средства языка сказки, расска¬за, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное от¬ношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Все последующее знакомство с огромным литератур¬ным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог дол¬жен правильно сочетать вопро¬сы по содержанию с вопросами по художественной форме. Выделяют следующие характерные особенности по¬нимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений: 1) конкретность мышления; 2) небольшой жизненный опыт; 3) непосредственное отношение к действительности. В связи с этим, только на определенной ступе¬ни развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического вос¬приятия, и на этой основе — развитие детского художе¬ственного творчества. На основе анализа литературного произведения в един¬стве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразитель¬ности дети овладевают способностью передавать в образ¬ном слове определенное содержание. Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмо¬циональной передаче мыслей и чувств в процессе обще¬ния. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения лите¬ратурным языком. Высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается три признака: 1) богатство; 2) точность; 3) выразитель¬ность. Богатство речи - большой объем сло¬варя, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи язы¬ковых средств. Точность речи - оптималь¬ное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической пос¬ледовательности. Здесь очень важно владение синоними¬кой, различение значений смысловых оттенков слова. Выразительность речи - от¬бор языковых средств, соответствующих условиям и за¬дачам общения. Это качество обязательно должно соот¬носиться с функциональным стилем, пониманием ситуа¬ции, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексичес¬кой, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важ¬нейшими источниками развития выразительности дет¬ской речи. Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущ¬ность художественной речи, переносное значение фразе¬ологизмов, загадок, пословиц. Показателем богатства речи является не только доста¬точный объем активного словаря, но и разнообразие ис¬пользуемых словосочетаний, синтаксических конструк¬ций, а также звуковое (выразительное) оформление связ¬ного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Специально организованная лексическая работа, на¬правленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответ¬ствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного выска¬зывания. Работа над смысловой стороной слова выдвига¬ется на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуа¬цией (раскрытие значений многозначного слова, исполь¬зование синонимов и антонимов) оказывает самое суще¬ственное влияние на формирование осознания явлений языка и речи. В формировании грамматического строя речи особое значение отводится владению за¬пасом грамматических средств, развитию способности чувствовать структурное и семантическое место формы слова в пред¬ложении и в целом высказывании. Важным моментом является умение использовать раз¬нообразные грамматические средства (соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Синтаксический строй считает¬ся основой речевого высказывания. В этом смыс¬ле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. От фонетической стороны речи во многом зависит интонационное оформле¬ние высказывания, эмоциональное воздей¬ствие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют сила голоса, четкая дикция, темп речи. Связное вы¬сказывание показывает, насколько ребенок владеет богат¬ством родного языка, грамматическим строем, и одновре¬менно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эсте¬тической функции, которое проявляется в выборе язы¬ковых изобразительно-выразительных средств для вопло¬щения художественного образа. Развитие образной речи является важной частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чув¬ства, представления в соответствии с назначением и це¬лью высказывания содержательно, грамматически пра¬вильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к язы¬ковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительнос¬ти детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, за¬гадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значе¬ние фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного выска¬зывания, опирающихся на представления о композици¬онных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотво¬рения, достаточный запас образной лексики и понима¬ние целесобразности ее использования в собственных сочинениях. Развитие словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексичес¬кую, грамматическую, фонетическую. Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной сло¬ва помогает ребенку употребить точное по смыслу и вы¬разительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания. Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилис¬тические средства (порядок слов, построение разных ти¬пов предложений), ребенок оформляет свое высказыва¬ние грамматически правильно и одновременно вырази¬тельно. Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно вы¬бранный темп, дикция), это во многом определяет эмо¬циональное воздействие речи на слушателей. В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельно¬го словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Младшая группа. Ознакомление с художественной ли¬тературой в младшей группе осуществляется с помощью литературных про¬изведений разных жанров. Необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая до¬школьников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют инто¬нации воспитателя, это закладывает основы для дальней¬шего самостоятельного развития интонационной вырази¬тельности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают об¬разцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запомина ет такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста ре¬комендуются рассказы и небольшие стихотворения. Младших дошкольников особенно привлекают стихо¬творные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл сти¬хотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему слова¬ми и выражениями. Например: «Игрушки» А. Барто. Средняя группа. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на неко¬торых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, свя¬занные с содержанием, а также на самые простые вопро¬сы по художественной форме. После чтения произведения важно правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотноше¬ния и поступки. Вопрос застав¬ляет ребенка думать, размышлять, приходить к правиль¬ным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя рит¬мичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского язы¬ка. Старшая группа. В старшей группе детей учат при восприятии содер¬жания литературных произведений замечать выразитель¬ные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмы¬сливать содержание литературного произведения и осоз¬навать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смог¬ли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержа¬ние и художественные достоинства, чтобы им надолго за¬помнились и полюбились поэтические образы. Знакомя ребят дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать со¬держание. При ознакомлении с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описы¬ваемого явления, взаимоотношения героев, обращать их вни¬мание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, долж¬ны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев. Подготовительная группа. В подготовительной группе перед педагогом стоят за¬дачи воспитывать у детей любовь к книге, к художествен¬ной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавли¬вать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Анализ литературных произведений всех жанров учит детей различать жанры, понимать их специфические особен¬ности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклор¬ных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает переддетьми все богатство русского языка, спо¬собствует тому, что они начинают пользоваться этим бо¬гатством в обыденном речевом общении и в самостоятель¬ном словесном творчестве. В старшем дошкольном воз¬расте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Ознакомление с художественной литературой включа¬ет целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влия¬ние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. На каждом занятии по ознакомлению с художествен¬ной литературой ставятся задачи формирования эмоци¬онально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольк¬лорных форм), развитие чуткости к выразительным сред¬ствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с те¬матикой произведений — они формулируются для каж¬дого занятия отдельно. После чтения литературного про¬изведения проводится беседа и выполняются разнообраз¬ные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания про¬изведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в на¬зидательное толкование смысла произведения, она толь¬ко помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные сло¬ва и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделиро¬вание эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убега¬ет от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и суг¬роб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело». Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения ли¬тературного произведения, стремятся передать возник¬ший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выпол¬нение творческих заданий (выполнение лексических, грамматических, фонети¬ческих упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интона¬ционной выразительности). Беседа по пейзажной картине должна проводиться образ¬но, не превращаясь в скучное перечисление изображен¬ного на картине. Аналогичен и подбор музыкальных произведений. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; • развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Младший возраст. Направления, задачи: Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомым детям животных. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, попытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев. Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика; физкультминутки; чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок; подвижные игры; физкультурные досуги- заучивание; тематические досуги – рассказывание, напоминание; игры; беседы; работа в театральном уголке; досуги - игры-драматизации, кукольные спектакли; рассматривание иллюстраций; творческие задания; ситуативное обучение; праздники – заучивание; рассказ; д/и; настольно-печатные игры; прогулка; чтение художественной и познавательной литературы; обучение; экскурсии; объяснения; тренинги; упражнения; театр; пересказ; литературные праздники; драматизация. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций и книг; дидактичекие игры; рассказывание стихов, потешек; самообслуживание; игры; продуктивная деятельность; настольно-печатные игры; театр; праздники Совместная деятельность с семьей: пример взрослого; беседы; досуги, праздники; экскурсии; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; посещение театра, музеев, выставок, выставок, галерей; прослушивание аудиозаписей; объяснения; творческие задания; рассказы; продуктивная деятельность Старший дошкольный возраст. Направления, задачи: Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки). Воспитывать литературно-художественный вкус, способность воспринимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового эмоционального подтекста. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами. Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии. Подготовительная группа Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме. В процессе ознакомления с литературой обеспечить формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового эмоционального подтекста. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений. Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика; физкультминутки; чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок; подвижные игры; физкультурные досуги; заучивание; тематические досуги; рассказывание; напоминание; игры; беседы; работа в театральном уголке; досуги; игры-драматизации, кукольные спектакли; рассматривание иллюстраций; творческие задания; ситуативное обучение; праздники – заучивание; рассказ; д/и; настольно-печатные игры; прогулка; чтение художественной и познавательной литературы; обучение; экскурсии; объяснения; тренинги; упражнения; игры; театр; пересказ; литературные праздники; драматизация; труд в природе; творческие игры Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций и книг; дидактические игры; рассказывание стихов, потешек; самообслуживание; игры; продуктивная деятельность; настольно-печатные игры; театр; праздники; пересказ; труд в природе; творческие игры. Совместная деятельность с семьей: пример взрослого; беседы; досуги, праздники; экскурсии; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; посещение театра; прослушивание аудиозаписей; посещение театров, музеев, выставок, галерей; объяснения; творческие задания; рассказы; продуктивная деятельность; совместные семейные проекты; тренинги; ситуативное обучение; родительские собрания; консультации; анкетирование. В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду. Активные формы обучения: решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, метод проекта, нетрадиционные виды занятий, игры, игровые моменты, задания творческого характера, использование видео и компьютерной наглядности, пособий, схем. Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности. Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду. Активность ребёнка является конечной целью и необходимым условием для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы. Дети 5-7 лет при совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями. Применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Участие в совместной творческой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей. Чеботарева Л.Н. воспитатель Павловский МКДОУ Центр развития ребёнка д. сад №10 Используемая литература: 1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. – 400 2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 3. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. 4. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М.: Просвещение, 1998. 5. Ссылка в интернете: detsad14.com›index.php?do=static&page=method1… 6. Ссылка в интернете: mdy89.narod2.ru›rabotaem_po_fgt/ 7. Ссылка в интернете: http:\\www.o-detstve.ru\ Портал "О детстве" 8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий,-М.: ТЦ Сфера, 2003. Источник: http://используемая литература указана в конце | |
Просмотров: 5811 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|