Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Обучение техническим навыкам владения карандашом в детском саду. Основная цель обучения рисованию дошкольника в детском саду - научить изображать предметы и явления по средствам образного отображения жизненных впечатлений. Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития, те же что и любых других двигательных навыков. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы? В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком с многочисленными индивидуальными различиями. Некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, точки, движения по прямой в случайном на¬правлении. Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш в правой руке (для правшей) тремя пальца¬ми (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легкого, без из¬лишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются дли¬тельное время, при их освоении большое значение имеют индивидуальные особенности детей. Необходимо поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить и обязательно про¬являть интерес к тому, что он нарисовал. Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки. К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть. Во второй младшей группе (3—4 года) эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия. Но многие дети приходят во вторую младшую группу из семьи или из яслей, где обучение правильным способам действий с карандашом не проводилось. (Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко или высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети не¬равномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так что карандаш то и дело падает. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки.) Хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом дети еще не владеют. Правильные способы владения карандашом и кистью в большинстве случаев отработаны недостаточно. Задача формирования правильных навыков должна быть решена во второй младшей группе. Основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш, чтобы рука с карандашом двигалась свободно. На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать карандаш в руке. (Одни дети берут карандаш щепотью (двумя, четырьмя или всеми пальцами руки), при этом они уверены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается, несмотря на многочисленные по¬пытки.) Общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах: необходимы дополнительные действия со стороны педагога. Например, приём вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога. С самого начала дети должны усвоить именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения изобразительных задач, которые постепенно усложняются и требуют определенной свободы и легкости владения карандашом. Навык нельзя считать сформированным, даже если на первом занятии ребенок правильно воспроизвел хватку инструмента. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как они его держат. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепления навыка целесообразно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах. Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. В элементарном виде этот навык начали отрабатывать в первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги. В группе четвертого года жизни отработка этого навыка продолжается и усложняется. Движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между вертикальными линиями). Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые также предусмотрены программой. Овладение этим навыком продолжается и в последующих группах, так как задачи изображения, определенные для этих групп, требуют постоянного совершенствования (рисование предметов сложного строения, передача вели¬чинных отношений частей предметов и разных предметов между собой). Уже начиная с первых опытов рисования (детьми от одного года до трех лет) движения руки повторяются, постепенно приобретая равномерный, ритмический характер. Ритм организует рисовальные движения и способствует их усвоению. Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги не¬сколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение движений — путь совершенствования технических навыков и усиления кинестетического контроля за качеством движений. Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа (быстроты). Рисование округлых форм способствует отработке плавности движения, его слитности. Рисование округлых предметов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок. Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша от бумаги, выглядит неровной. Исходя из задач изображения, эти качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе и продолжать в течение всего периода обучения детей рисованию. Указанные в программе задачи изображения могут быть решены лишь при условии формирования навыков и умений, определяющих передачу в рисунке формы предметов, их пропорций. Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно произвольно управлять своими движениями. Отрицательно сказывается ранее отработанный двигательный навык слитного безостановочного движения (рисование округлых форм), который мешает формированию нового. Перестройка характера движения происходит не сразу: требуется некоторое время. Целесообразно вначале обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, остановились...» и т. д. Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы. Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения раз¬маха в зависимости от величины закрашиваемой поверхности, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном на¬правлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений). Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением необходимости закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываются, включаются в это умение. С введением закрашивания возникает задача сразу формировать дифференцированные движения при работе с карандашом, учитывая различие этих инструментов и различное положение руки при рисовании. В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом. Здесь эти навыки становятся более сложными. Положение карандаша в руке при рисовании может меняться, например, при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее. Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Способ рисования вертикальных линий, когда рука с карандашом движется сбоку линий, и рисование горизонтальных, когда рука с карандашом движется слева-направо дает возможность контролировать линию по длительности, что важно не только для изображения самой линии, но и любых предметов, состоящих из прямых линий; обеспечивает правильную передачу пропорций сторон изображаемого предмета. При самостоятельном освоении способов рисования линий в разном направлении дети, как правило, используют разные движения руки. Особые трудности испытывают они при рисовании горизонтальных линий. При рисовании вертикальных линий рука ребенка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисовании горизонтальных линий ее движения более напряженны и скованны, как правило, движется не только рука, но и все тело. Причина различий при проведении вертикальных и горизонтальных линий, заключается в том, что движение в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить направление, проследить движение взором. Этим навыком дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисования. Ведение линии слева направо по горизонтали требует как навыка равномерности движения при закрепленном положении руки, так и зрительного контроля за направлением движения. Предметы, состоящие из линий разного характера, дети рисуют и во второй младшей группе, однако давать им определенные способы движения руки при рисовании вертикальных и горизонтальных линий целесообразно не раньше, чем в средней группе, предоставив детям трех лет рисовать их свободно. Объясняется это тем, что дети трех лет в связи с началом целенаправленного обучения изобразительной деятельности вынуждены усваивать большое количество новых способов действия, а возможности их ограничены. Поэтому важно отрабатывать только те навыки, без которых не¬возможно решение изобразительных задач. В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности). В этой группе важно продолжать учить изменять на¬правление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных). Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение пере¬ходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом. Дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах, рисования. Формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в пред¬шествующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш. Если к моменту прихода в старшую и подготовительную группы данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени. Одно из средств выразительности рисунка — использование линий разной интенсивности. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка очень важна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. В младших группах более целесообразно оставить ту силу нажима, которая свойственна тем или другим детям, устраняя лишь отступления от нормы: сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, невидимые на бумаге линии. И в последующих группах важно отрабатывать движения с умеренным нажимом на карандаш. Наряду с ним в старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе нужно учить произвольной регуляции силы налима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности. Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета. Ритмичность при повторности однородных движений будет отрабатываться и в старшей группе. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев). В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Отработка этих умений должна начинаться в стар¬шей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала, но в средней группе это происходило только в кинестетическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен, так как умению, которое только начинает отрабатываться, надо уделить особое внимание. В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т. п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М. В подготовительной к школе группе дети должны свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положение руки со¬ответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос. Новым является освоение движений, быстро из¬меняющих направление на противоположное, не¬пример, при рисовании завитков влево, петель - восьмерок - (декоративное рисование криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных) и т. п. Рисование такого рода линий и форм позволяет до¬биться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом. В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш в связи с усложнением изображений, создаваемых детьми, более актуальным становится умение подчинить движения передаче в рисунке предметов любой формы. В подготовительной группе дети стремятся передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим необходимо совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах, и требует развития глазомера, мыслительных процессов. Развитие глазомерных действий — сложный процесс. Чтобы облегчить детям задачу отражения в рисунках пропорций предметов, необходимо при обследовании предметов перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги высоту, длину, ширину и т. д.), на основе которых и будет формироваться глазомер. Передача пропорций частей предметов в рисунке требует также развития процессов сравнения, сопоставления частей изображаемого и отдельных изображений. Продолжается отработка умения из¬менять направление движения (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге). В подготовительной группе продолжается обучение рисованию простым карандашом. Простой карандаш, как и в старшей группе, дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят не цветущие комнатные растения (аспарагус, традесканция, и др.) Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Для этого надо брать более мягкий, чем для подготовительного рисунка карандаш — ЗМ Чтобы изображение не затиралось рукой в процессе работы, можно рекомендовать детям, создавая и закрашивая рисунок, двигаться слева направо. Иногда они делают наоборот: рисуют вначале в правой части листа, а затем, работая над левой частью, трут рукой по уже нарисованному, и получается грязь. Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный указанный для этой группы объем навыков и умений. Овладение разнообразными сторонами ручной умелости не само¬цель. Это нужно ребенку для свободного творческого выражения своего отношения к миру И формируются фактические и технические навыки рисования не в упражнениях, а в самом процессе изображения на интересном для детей содержании. Критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата — изображения. Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием, и коррекция выполняемого действия в соответствии с этим образом. Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания: «Оля, возьми карандаш правильно», но и исправление действенным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку. Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у маленьких детей очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, они часто вновь уже не могут взять его правильно, а берут сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке. Фиксируя внимание детей на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения, могут сами заметить ошибку в своих действиях и скорректировать (исправить) движение в соответствии с имеющимся представлением о том, какое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений, последние становятся точнее, правильнее и рисунок улучшается. Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании моторики и особенно моторики, связанной с ис¬пользованием в деятельности определенных предметов, орудий. Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослого. Пути усвоения двигательного опыта разнообразны Один из наиболее элементарных и генетически ран¬них — путь подражания. Объяснить это можно тем, что у старших дошкольников благодаря накопленному опыту зрительные впечатления от демонстрируемых движений вызывают двигательные представления (возникает зрительно-моторная связь) и дети уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно просмотрев показ воспитателя. Для формирования технических навыков и умений важно продумать и осуществить правильный и вместе с тем четкий, понятный показ действия с инструментом, восприняв который, дети могли бы воспроизвести движение. Подражание оказывается связанным с ориентировочной деятельностью. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок характеризует процесс подражания как сложный и многогранный. Первая фаза — это предварительная ориентировка, которая заключается в том, что в результате прослеживания действий другого лица складывается образец, образ этих действий, являющийся «меркой для подражания». Вторая фаза — это фаза отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений. На протяжении этой фазы субъект путем ряда проб подравнивает свои движения к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое движение не будет соответствовать воспринятому. Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске Лучше, чтобы это были дети, которые хорошо усвоили движение, могли сразу безошибочно воспроизвести его после показа педагога. Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно. Это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем большее значение имеет для них исполнительная сторона: плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще. Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Список литературы. 1. «Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е, перераб. И доп.- М., - «Просвещение», 1970г. Комарова Т.С. 2. «Обучение детей рисованию». Пособие для воспитателей детских садов./Под.ред.,С.В.Парафеева.-М.,1972г. 3. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под. ред. А П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М., 1965. 4. Ссылка в интернете: referatwork.ru›Социальная работа›Диплом 5. Ссылка в интернете: http://kinder-garten.narod.ru 6. Ссылка в интернете: best-mother.ru Источник: http://Источники указаны в конце материала | |
Просмотров: 6394 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|