Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Л.В.Камышник, методист по дошкольному воспитанию, Комплекс школа – детский сад №33 г.Караганда М.Г. Трубникова, учитель – логопед, Комплекс школа – детский сад №33 г.Караганда Ю.А.Заика, инструктор по физической культуре , Комплекс школа – детский сад №33 г.Караганда ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМ ПИСЬМА. В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость. Многое можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь, играя. Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Известно, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но нормального психического развития. Великий физиолог И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их. Ведущую роль двигательной сферы и целостной деятельности мозга показал и В.М.Бехтерев, известный клиницист и основатель экспериментальной психологии. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом в свете изменения содержания школьных программ становится всё актуальнее. Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач детского сада . Дошкольный возраст, по словам Л.С.Выготского – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. В дошкольных учреждениях под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, читают стихи, знакомятся со счётом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие виды организованной учебной деятельности (лепку, рисование, аппликацию). Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, и в лепке – наиболее близких к письму видах деятельности. По мнению Л.С.Выготского, открывшего психологическое своеобразие письменной речи не «как привычки руки и пальцев, но как действительно нового и более сложного вида речи», процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. Между тем для развития и совершенствования способностей к этому сложному виду учебного труда, а так же и предупреждения возникновения трудностей в освоении этого вида деятельности, физическое воспитание располагает большими возможностями. Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма? Немаловажным условием для успешного формирования навыка письма и предупреждение дальнейших сложностей с ним, Л.С.Выготский видит развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика, - формируется у ребёнка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. По мнению Л.С. Выготского процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного, и т.п.) В связи с этим развитию двигательного компонента письма на дошкольном этапе он присваивает немаловажную роль. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, считает Л.С.Выготский, тем легче формируется двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений. Одним из ведущих направлений работы по формированию навыка письма Л.С.Выготский выделяет развитие координации. Потому как цельное движение по его мнению, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс. По мере накопления с возрастом двигательного опыта повышается значение общей рецепции моторного аппарата и относительно снижается зрительный контроль. Дальнейшее Усовершенствование навыка выражается в способности производить ряд сложных и тонких движений, не глядя на объект, а руководствуясь только «мышечным чувством». Для овладения движениями большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому, чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее ребёнок будет выполнять новые двигательные действия. Развитию координации движений способствует применение различных физических упражнений. Огромный арсенал упражнений, накопленный практикой физического воспитания, позволяет выбрать те, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие координации движений, соединять эти упражнения в систему с целью направленного воздействия, а так же использовать их в играх на благоприятном эмоциональном фоне. «Любое ощущение обладает рядом характеристик, среди которых помимо его качества, интенсивности, длительности необходимо назвать ещё и пространственный компонент» (Л.С.Выготский). Различение ребёнком пространства складывается постепенно, становясь из смутного и отрывочного всё более чётким и целостным. Дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и по горизонтальной. С более значительными затруднениями позднее у детей развивается различие правой и левой стороны. В начале формируется различие правого и левого направления в собственном теле. На этой основе затем образуется ориентировка в окружающем пространстве, требующая закрепления довольно сложной системы связей между движением и словом. Л,С.Выготский говорил, что при поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различия их формы, положения, величины, а с началом письма под диктовку – и с представлением о пространственных признаках графем. Особое значение для развития пространственных представлений у ребёнка имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами в процессе предметных действий и игры. Этим требованиям полностью отвечают занятия физическими упражнениями. Рассматривая, проблему овладения навыком письма Л.С.Выготский указывает так же, что одним из компонентов чёткого освоения этого навыка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. «Как легко идёт работа – пишет В.П.Галкин – когда она сочетается с ритмом…Ритм- движение процесса письма запечатлевается в его результате. Когда все элементы букв равноудалены, имеют одну высоту, одинаково наклонены, то такое письмо имеет впечатление ритмического узора. И опять же следует упомянуть о физических упражнениях, так как именно они являются ритмическими и циклическими. Занимающимся, постоянно необходимо усваивать ритмическую структуру упражнений. Многообразие этих структур опять таки же обогащает двигательный опыт ребёнка. Подсчёт, используемый руководителем при выполнении общеразвивающих упражнений, так же способствует развитию чувства ритма. Включение в занятие ритмических движений, под музыку, повышает эмоциональный настрой, даёт ребёнку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Что же представляет собой рука ребёнка к моменту освоения им письма? Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с её различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувств. Однако нервная регуляция движений ребёнка, по мнению Л.С.Выготского, ещё несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Таким образом можно сделать вывод, что тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, даёт возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами. Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, рисование, лепка, конструирование. Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такого рода деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль физических упражнений , так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, как правой, так и левой рукой, что стимулирует развитие обеих рук. В этом тоже проявляется преимущество занятий физическими упражнениями. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у ребёнка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, и «ручную умелость» для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культуры, то мы имеем возможность предположить, что тесное взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому воспитанию может внести значительный вклад в подготовку детей к освоению навыком письма. Основываясь на вышеуказанных положениях совместно с инструктором по физической культуре, нами была разработана система игр и упражнений, направленных на развитие координации движений, формированию пространственных представлений, развитию чувства ритма и «ручной умелости». В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению навыкам письма можно рекомендовать следующие организационные мероприятия. 1. Включение занятий физическими упражнениями в сис¬тему подготовки дошкольников к овладению навыком письма. 2. Осуществление преемственности содержания физкуль¬турных занятий и других видов деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивающей развитие координации движений, пространственных представ¬лений, чувства ритма и «ручной умелости». 3. Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению письмом. 4. Соблюдение методических требований: регулярность за¬нятий, хорошая подготовка мест для занятий, доброкачествен¬ный инвентарь, соблюдение техники безопасности и т.д. 5. Включение в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности. 6. Использование музыки для улучшения эмоционального состояния детей. 7. Обеспечение высокой плотности занятий делением группы на команды, использованием оборудования для выполнения груп¬повых упражнений, применением поточного метода организации. 8. Подбор уровня сложности упражнений с учетом инди¬видуальных показателей физического состояния детей. 9. Дифференцирование нагрузки за счет распределения ро¬лей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и ин¬тенсивности упражнений. 10. Определение эффективности каждого упражнения по следующим показателям: - интерес детей, их увлеченность при выполнении двига¬тельных заданий; - доступность для большинства детей; - включение индивидуальной деятельности каждого ребен¬ка в групповые (командные) игры и эстафеты; - четкость оценки действий каждого ребенка и команды в целом. Также нами были разработаны следующие рекомендации по планированию учебного материала физ¬культурных занятий : 1. В каждое занятие целесообразно включать упражнения «для пальчиков» в той или иной форме (упражнения-«потешки» — в подготовительной и заключительной частях, подвижные игры с «потешками», эстафеты с мелкими предметами и т.п.— в основной). 12. В 50% всех занятий нужно вводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики. 3. Почти все виды ходьбы и бега, включаемые в занятие, могут иметь двигательные задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, чув¬ства ритма. 4. Преодоление полосы препятствий рационально планиро¬вать два раза в месяц. 5. Значительную часть времени следует отводить на выпол¬нение упражнений и игр с предметами. 6. Упражнения в бросках, ловле, метании в том или ином виде планируются в 3/4 всех занятий. 7. В заключительной части занятий подвижные игры и эстафеты можно чередовать и проводить примерно в равных количествах; в эстафеты включать задания на расстановку и перестановку предметов с акцентом на точность состав¬ления фигур. Литература: 1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Подготовка руки к письму. Издание: Росмэн - Пресс 2012 г. 3. Каминская А.Н. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.1998 г. 4. КенеманА. В., ХухлаеваД. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.Просвещение, 1978 г. Источник: http://1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Подготовка руки к письму. Издание: Росмэн - Пресс 201 | |
Просмотров: 1537 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|