Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Значение логических игр
Дети охотно всегда чем-нибудь
Занимаются. Это весьма полезно, а потому
Не только не следует этому мешать, но
Нужно принимать и меры к тому, чтобы
Всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

В ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева неоднократно упоминается о том, что подрастающее поколение должно быть технически грамотным. В связи с этим, нам, педагогам, необходимо развивать в детях логическое мышление и воспитывать любовь к точным наукам. Для деятельного, активного, интересного будущего нашим малышам необходимо умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать новую информацию, анализировать её, находить неординарные решения в различных ситуациях. Эти качества закладываются в детстве, поэтому содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимание, памяти, мышления, на отработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов и обобщать их по определенному признаку. И, наверное, самое главное, получать удовлетворение от верного решения трудной задачи. Нам, воспитателям, нужно научить ребёнка удивляться, созерцать, сочувствовать, созидать. И, конечно же, научить учиться, а лучшее побуждение к учёбе -интерес ребёнка. Конечно, для малыша работа и игра -одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и оставаясь при этом равноправным её участником, увлечь ребёнка. Дети с удовольствием включаются в процесс, в котором, решая серьёзные задачи, они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формируют организованность и самостоятельность, открывают для себя радость познания и творчества. Работая по программе “Біз мектепте барамыз” в старшей группе, мною были разработаны перспективные планы логических игр. Эти игры я использовала в проведении на занятиях по математике и обучению грамоте. Основная задача, которую я ставила перед собой, используя логические игры на занятиях по элементарным математическим представлениям учить детей точно и полно воспринимать предметы, их свойства(цвет, форму, расположение в пространстве),умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление, память, воображение, умение вести счёт ,находить нужные числа. Главная задача логических игр на занятиях по обучению грамоте- расширять словарный запас детей, знакомить со звуками и буквами, определять в словах гласные и согласные звуки, закрепить произношение всех звуков алфавита, вести работу по формированию речевого слуха, упражнять детей в подборе слов с заданным звуком, умении определять последовательность звуков в слове, умение делить слова на слоги. По роду своей деятельности, я ознакомилась с различными книгами и методическими пособиями и, найдя в них для себя новый и интересный материал, собрала его в одно целое. Воодушевлённая идеей логических игр, я разработала перспективные планы, в содержание которых помимо игр включила логические задачи, кроссворды, лабиринты. Логические игры настолько увлекли моих детей, что я стала подбирать всевозможную дополнительную литературу следующих авторов: Т.Идилова, М.В.Кралина,И.В.Иванова,С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина,И.П.Бурдина, О.А.Ершова.Применив логические игры на занятиях, я убедилась в их развивающем значении. В процессе работы я постепенно изменяла уровень сложности игр, для того, чтобы больше заинтересовать детей. На занятиях по математике я использовала такие логические игры, как “Весёлые гномы”, “В зоопарке”, “Город многоугольников “, “ Лабиринт” и т.д.Вызывает у детей интерес игра “Ищи”.Она развивает логические способности, внимание. Цель этой игры -как можно быстрее найти все числа на светлом фоне, а затем -на тёмном фоне, и назвать их по порядку. На занятиях по обучению грамоте для быстрого запоминания звуков использовала логические игры “Внимательные ушки”, “Найди звук”, “Волшебная буква”и т.д.Есть очень интересная игра “Да- Нет”,в которой дети, задавая вопросы и получая ответ только “Да” или “Нет” должны угадать задуманное ведущим слово. Логические игры, которые я предлагаю на занятиях, вызывает интерес у детей, развивает мышление, внимание и интеллект. К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. Необходим творческий подход обеих сторон-взрослых и детей. Это возможно, когда ребёнок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что важно для развития детей, -но и творческие: наблюдательность ,умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Известный психолог Л.С.Выготский установил закономерные связи между обучение и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд ,систематические занятия, учебного типа. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении объяснении математических задач, формировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно- следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления -недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядное- образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления игр, направленных на развитие логического и образного мышления ,произвольности памяти и внимания ,речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности ,тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются: терпение, умение, играть и верить в игру, умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка ,умение подчёркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка, творчество. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Взрослые, играя с ребёнком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству. Игры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры. направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.Мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, остроумными и сообразительными. Ведь говорят, умён тот, кто умеет мыслить. В заключении моих размышлений о значении логических игр, хочу привести слова З.М.Богуславской: “Нужно уметь вовремя удивиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, показать свою заинтересованность интонацией, движением, восхищение игрой и успехами ребёнка” Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика-это искусство! Только радость от успеха, уверенность и заинтересованность ведут к формированию личности человека. Логические игры как раз и содержать разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
Категория: Дошколенок | Добавил: НатальяМ (2013-12-14) | Автор: НатальяМ E
Просмотров: 1049 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 11:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru