Дети охотно всегда чем-нибудь Занимаются. Это весьма полезно, а потому Не только не следует этому мешать, но Нужно принимать и меры к тому, чтобы Всегда у них было что делать.” Я.Каменский
В ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева неоднократно упоминается о том, что подрастающее поколение должно быть технически грамотным. В связи с этим, нам, педагогам, необходимо развивать в детях логическое мышление и воспитывать любовь к точным наукам. Для деятельного, активного, интересного будущего нашим малышам необходимо умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать новую информацию, анализировать её, находить неординарные решения в различных ситуациях. Эти качества закладываются в детстве, поэтому содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимание, памяти, мышления, на отработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов и обобщать их по определенному признаку. И, наверное, самое главное, получать удовлетворение от верного решения трудной задачи. Нам, воспитателям, нужно научить ребёнка удивляться, созерцать, сочувствовать, созидать. И, конечно же, научить учиться, а лучшее побуждение к учёбе -интерес ребёнка. Конечно, для малыша работа и игра -одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и оставаясь при этом равноправным её участником, увлечь ребёнка. Дети с удовольствием включаются в процесс, в котором, решая серьёзные задачи, они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формируют организованность и самостоятельность, открывают для себя радость познания и творчества. Работая по программе “Біз мектепте барамыз” в старшей группе, мною были разработаны перспективные планы логических игр. Эти игры я использовала в проведении на занятиях по математике и обучению грамоте. Основная задача, которую я ставила перед собой, используя логические игры на занятиях по элементарным математическим представлениям учить детей точно и полно воспринимать предметы, их свойства(цвет, форму, расположение в пространстве),умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление, память, воображение, умение вести счёт ,находить нужные числа. Главная задача логических игр на занятиях по обучению грамоте- расширять словарный запас детей, знакомить со звуками и буквами, определять в словах гласные и согласные звуки, закрепить произношение всех звуков алфавита, вести работу по формированию речевого слуха, упражнять детей в подборе слов с заданным звуком, умении определять последовательность звуков в слове, умение делить слова на слоги. По роду своей деятельности, я ознакомилась с различными книгами и методическими пособиями и, найдя в них для себя новый и интересный материал, собрала его в одно целое. Воодушевлённая идеей логических игр, я разработала перспективные планы, в содержание которых помимо игр включила логические задачи, кроссворды, лабиринты. Логические игры настолько увлекли моих детей, что я стала подбирать всевозможную дополнительную литературу следующих авторов: Т.Идилова, М.В.Кралина,И.В.Иванова,С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина,И.П.Бурдина, О.А.Ершова.Применив логические игры на занятиях, я убедилась в их развивающем значении. В процессе работы я постепенно изменяла уровень сложности игр, для того, чтобы больше заинтересовать детей. На занятиях по математике я использовала такие логические игры, как “Весёлые гномы”, “В зоопарке”, “Город многоугольников “, “ Лабиринт” и т.д.Вызывает у детей интерес игра “Ищи”.Она развивает логические способности, внимание. Цель этой игры -как можно быстрее найти все числа на светлом фоне, а затем -на тёмном фоне, и назвать их по порядку. На занятиях по обучению грамоте для быстрого запоминания звуков использовала логические игры “Внимательные ушки”, “Найди звук”, “Волшебная буква”и т.д.Есть очень интересная игра “Да- Нет”,в которой дети, задавая вопросы и получая ответ только “Да” или “Нет” должны угадать задуманное ведущим слово. Логические игры, которые я предлагаю на занятиях, вызывает интерес у детей, развивает мышление, внимание и интеллект. К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. Необходим творческий подход обеих сторон-взрослых и детей. Это возможно, когда ребёнок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что важно для развития детей, -но и творческие: наблюдательность ,умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Известный психолог Л.С.Выготский установил закономерные связи между обучение и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд ,систематические занятия, учебного типа. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении объяснении математических задач, формировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно- следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления -недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядное- образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления игр, направленных на развитие логического и образного мышления ,произвольности памяти и внимания ,речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности ,тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются: терпение, умение, играть и верить в игру, умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка ,умение подчёркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка, творчество. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Взрослые, играя с ребёнком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству. Игры и игровые упражнения дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры. направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.Мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, остроумными и сообразительными. Ведь говорят, умён тот, кто умеет мыслить. В заключении моих размышлений о значении логических игр, хочу привести слова З.М.Богуславской: “Нужно уметь вовремя удивиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, показать свою заинтересованность интонацией, движением, восхищение игрой и успехами ребёнка” Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика-это искусство! Только радость от успеха, уверенность и заинтересованность ведут к формированию личности человека. Логические игры как раз и содержать разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
|