Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Проектный метод обучения в деятельности дошкольного учреждения /из опыта работы/. Методист д/с Носова В.Н. Воспитатель д/с Чурсина Н.П. ШСР «Альтер» г. Караганда. Дошкольный возраст - благодатная почва для интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Именно поэтому «вопросы развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики» /ГОСО РК 1.001-2009/. Государственным стандартом дошкольного воспитания и обучения разработана система требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду, одним из которых является деятельный подход к освоению детьми знаний и применения их на практике /см. ГОСО РК 1.001-2009, стр. 17/. Проектная деятельность как раз ориентирована на применение знаний и приобретение новых. По мнению основоположника проектной деятельности, американского учёного У.Х.Кильпатрика, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность», потому что учебный процесс представляет собой ряд опытов, связанных таким образом, что знания, приобретённые в результате одного опыта, служат развитию и обогащению ряда последующих опытов. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития /обеспечение психологического благополучия и здоровья, развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков/ и задачами исследовательской деятельности детей, специфичными для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте они осуществляются через организацию таких целевых актов, как постановку проблемы, составление плана разрешения проблемы /т.е. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности/, результат разрешения проблемы - совместный продукт /презентация проекта/, раскрывающий личностные качества каждого ребёнка, и его оценка; в старшем- через формирование навыков поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения находить возможные методы решения проблемы, формирование умения применять эти методы для решения поставленных задач и развитие коммуникативных умений и навыков. Начиная с 2010-2011 учебного года по настоящее время нами ведётся целенаправленная работа по разработке проектов занятий по всем разделам программы воспитания и обучения для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Все проекты занятий апробированы в работе с детьми и широко используются в образовательном пространстве детского сада, так как они поддерживают детскую любознательность и устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности, создают атмосферу сотворчества с каждым ребёнком, раскрывают личностные качества каждого участника проекта. В настоящей статье мы предлагаем варианты проектов для младших дошкольников. Всех заинтересованных в использовании наших методических разработок просим оставлять свои отзывы и пожелания на сайте. Образовательные области: «Коммуникация», «Творчество». Разделы программы: художественная литература, развитие речи, лепка. Тема: «Заучивание русской народной потешки «Сорока-белобока». Проблема: воспитание посильного трудового участия. Цель: на основе содержания русской народной потешки сформировать у детей сочувствие, отзывчивость, желание проявлять заботу, участвовать в совместных делах семьи. Мотивация: Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова «Сорока»; работа по формированию социально-значимых качеств личности ребёнка на основе русской народной потешки «Сорока-белобока»; творческая деятельность детей. Программное содержание. 1.Учить: - рассматривать иллюстрацию, эмоционально откликаться на её содержание; -слушать и понимать народную потешку без наглядного сопровождения; -произносить слова текста при повторном чтении. 2. Обогатить речь детей словами длиннохвостая, модница, стрекотуха, красавица, а также авторскими выражениями «кашу варила», «деток кормила», «воды не носил» и т.д. 3.Закрепить технические навыки работы с пластилином: умение раскатывать палочку /ручку ложки/ прямыми движениями ладоней и соединять её с черпачком. Развивать: -способность активно реагировать на содержание произведения и интонационную выразительность речи, выражающую отношение к содержанию; -умение отвечать на простейшие вопросы по содержанию произведения; -навыки учебной и поисковой деятельности; -творческие способности детей: инсценировать потешку при её чтении, изготавливать предметы по аналогии с произведениями декоративно-прикладного искусства. Воспитывать: -интерес к произведениям изобразительного искусства и устного народного творчества и на их основе социально-значимые качества личности ребёнка: • сочувствие, отзывчивость ко всему живому, желание проявлять заботу; • основы посильного участия в совместном труде взрослых. Материал. Плоскостное изображение сороки, фонограмма «Крик сороки», иллюстрация Ю.Васнецова «Сорока», ширма для кукольного театра, плоскостные изображения сорочат, деревянная ложка /Хохлома/, картонные черпачки, украшенные хохломской росписью /по числу детей/, мягкая игрушка –собака, пластилин, детские книжки «Сорока-белобока» /по количеству детей/. Предварительная работа. Поместить в книжный уголок рисунки Ю.Васнецова. Привлекать детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, беседовать о том, кому какой рисунок особенно понравился. Познакомить со значением таких слов, как печка, топить, дрова. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами /внешний вид, повадки/. Просмотр в видеозаписи мультфильма «Сорока-сорока». Хороводная игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша – Сашенька – Сашуля), преодолеть застенчивость, формировать представления о нравственных нормах. «Замечательные у меня дети, – завершить общение с малышами, – красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю». -А сейчас пора начинать занятие. Жоғары шығыныз. Қонақтармен амандасайық. Орындыққа отырындар. Ход занятия: I этап. Введение в проблему занятия. 1.Сюрпризный момент /звучит фонограмма стрекотания сороки/- в группу влетает сорока. 2. Рассматривание сороки, введение новых слов белобока, длиннохвостая. -В гости прилетела сорока. Давайте её рассмотрим. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост. Можно сказать, что сорока длиннохвостая. Повтори, Яна. Теперь скажем все вместе. А ещё сороку называют белобока. Как вы думаете, почему? У сороки белый бок, поэтому она белобока. 3. –Хотите посмотреть, как изобразил сороку –белобоку на своей картине художник Ю.Васнецов /приглашаю детей подойти к мольберту/. –Тұрындар, балалар. Маған келіндер. Рассматривание картины с использованием ТРИЗ-технологии «Кто больше увидит». -Посмотрите на домик сороки. Скажите, топится ли у сороки печь? Почему ты так думаешь? Ну, конечно, топится – ведь из трубы идёт дым! -Как вы думаете, что готовит в печи сорока?/дети предлагают свои варианты/. -А я вам скажу, что сорока-белобока сварила не суп, не плов, а кашу. -Вот каша готова и сорока зовёт своих деток. -А теперь посмотрите на сороку-белобоку. Как можно догадаться, что она зовёт своих деток? /помочь детям с ответом/. Посмотрите на клюв! Как он открыт? -Широко. А теперь садитесь поудобнее, дұрыс отырындар, я прочитаю вам потешку «Сорока-белобока». II этап. Чтение потешки «Сорока-белобока» без показа наглядности. -Анықтап тыңдаймыз. –Слушаем внимательно. Сорока-белобока Кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты воды не носил, дров не рубил, Каши не варил, тебе нет ничего. Работа над содержанием потешки. -Про кого я прочитала потешку? Кому варила сорока-белобока кашу? -Вот какая заботливая мама: всем детям дала каши! Или не всем? Дети: Не всем. -Да, один сорочонок остался голодным. Почему? Что он не делал? Он воды... не носил, он дров ...не рубил, Он каши... не варил. Что сказала ему мама-сорока-белобока? -Ходи голодный! -Тебе нет ничего. А вы помогаете своей маме? /выслушать два-три ответа./ -Қазір демаламыз. Ойнаймыз. Физминутка. Сорочата крепко спят, все по гнёздышкам сидят. А проснутся на заре, застрекочут во дворе. Полетели, полетели, сорочата полетели. Вышла Настя на дорожку, сорочатам сыплет крошки. Сорочата прилетали, и все крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, клювами стучали. Бобик по двору гулял, сорочат он испугал! III этап. Повторное чтение р.н.потешки «Сорока-белобока» с использованием инсценировки. /на столе ширма для кукольного театра, на заднем плане изображён домик сороки. Отдельно в коробке лежат плоскостные фигурки сороки, сорочат, большая ложка /Хохлома/. Педагог читает повторно потешку, сопровождает слова показом. Фигурки поочерёдно появляются на столе. По желанию 1-2 ребёнка читают потешку и инсценируют её. -Яна, шық. Яна тақпақ оқиды. После каждого чтения педагог хвалит детей –Тамаша. Бәрекелді. Өте жақсы. IV этап. Презентация проекта занятия: Педагог обращает внимание детей на плачущего сорочонка: -Посмотрите на этого малыша, он плачет. Как вы думаете, почему? Ответы детей : -Мама не дала ему каши. У него нет ложки. -Жалко мне его, как мы можем помочь малышу? Предлагает детям сделать для него ложки. Рассматривание деревянной ложки /Хохлома/: -Посмотрите, какая нарядная, праздничная роспись. Художник украсил ложку пушистой травкой, в которую вплелись спелые ягодки, золотые листочки. Постарался мастер, написал весёлые узоры на радость детям. Показ приёма лепки ручки ложки: раскатывание комочка пластилина прямыми движениями ладоней. Пальчиковая гимнастика. Ну-ка, братцы, за работу, Обращаясь ко всем пальчикам. Покажи свою охоту: Большаку дрова рубить, Дотрагивается до большого пальца. Печи все тебе топить, Дотрагивается до указательного пальца. А тебе воду носить, На слове «тебе» показывает на средний палец. А тебе обед варить Обращается к безымянному пальцу. А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. Мизинец «пляшет» и «поёт» любую знакомую детям песенку- ля-ля-ля. Самостоятельная деятельность детей. По окончанию работы дети вставляют в ручку красивый картонный черпачок и дарят их детёнышам сороки-белобоки, приговаривая: «Всегда помогайте маме». V этап. Рефлексия занятия. -Кто прилетал к нам в гости? Правильно, сорока-белобока. Ей очень понравилось, как вы сегодня занимались: рассматривали картину, читали потешку. Вы помогли её младшему сорочонку, подарили ему такие красивые ложечки. Он понял, что маме всегда надо помогать. И поэтому сорока-белобока дарит каждому из вас эту интересную книжку со стихами. Дети благодарят сороку за подарок и прощаются с ней –Рахмет. Сау бол, сауысқан. Тема: «Весёлые следопыты». Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество». Разделы программы: Ознакомление с окружающим миром, основы экологии, развитие речи, аппликация. Проблема: Определение признаков осени. Цель: Закрепить знания о характерных признаках осени на основе сенсорных эталонов и поисковой деятельности. Мотивация: Игры: сюжетно-ролевая игра «Автобус»; д/и «Подбери дереву наряд», «Подарим ёжикам иголки», «Найди свой домик» Программное содержание. Образовательные задачи: - учить детей фиксировать внимание на сенсорных свойствах предметов, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов по величине, цвету, форме; -учить правильно повторять за педагогом названия предметов, действий, цветов, пользоваться этими словами в самостоятельной речи; - закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, уточнить приспособления животных в условиях данного сезона. - различать и называть животных – обитателей леса / медведь, ёж, заяц/ на казахском и русском языках, выделять наиболее характерные особенности их жизни. Развивающие задачи: -развивать поисковую деятельность, используя специально смоделированные ситуации: умение наблюдать за предметами, рассматривать картины, делать элементарный анализ и выводы, изображать определенные действия; -развивать моторику кистей рук. Воспитательные задачи: -воспитывать интерес и внимание к явлениям природы; -поддерживать положительно-эмоциональное состояние детей на занятиях; -воспитывать навыки учебной деятельности / способность слушать и понимать речь воспитателя, обращённую ко всем детям, умение сосредотачиваться/ и положительные эмоции. Материал. Иллюстрация с изображением осени, руль и фуражка для водителя, фонограмма песни «Автобус» /муз.М.Раухвергера/, три картины с изображением деревьев, корзинка с набором осенних листочков трёх цветов – красный, жёлтый, оранжевый, пьеса П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», плоскостные фигурки ежей /один большой, три маленьких/, прищепки двух размеров 30 шт., большие геометрические фигуры /круг, квадрат/ по числу детей одного цвета, плоскостные изображения луж, игрушки –медведь, заяц, ёжик, игровые карточки по числу детей, на которых в различных сочетаниях изображены 3 картинки /ёжик, медведь, заяц/ и маленькие карточки с изображением тех же животных, иллюстрации с изображением признаков осени: листопад, дождь, медведь спит в берлоге. Билингвальный компонент: күз, кірпі, үлкен, кішкентай, бір, үш, қоян, түлкі, аю, қасқыр, ағаш, жапырақ, сары, жасыл, қызыл, Предварительная работа. Разучить слова и движения пальчиковой гимнастики «В лесу», познакомить с прищепками, научить детей обращаться с ними. Приветствие. Воспитатель: Балалар, шеңберге тұрамыз. Ойнайық. Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь. Мы Кириллу очень рады, Для Кирилла хлопать надо. /по очереди педагог и малыши приветствуют 3-4 детей/. Ход занятия: I этап. Введение в проблему занятия 1. Педагог показывает детям сюжетную иллюстрацию на осеннюю тему: -Воспитатель: Балалар, маған келіндер. Посмотрите, пожалуйста, на картину и отгадайте загадку: Солнышко не хочет землю согревать, Листья пожелтели, стали опадать, Часто дождик льётся, птицы улетают, Отгадайте, дети, когда это бывает. Дети. Осенью. А как сказать по-казахски слово «осень»? - күз. 2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в осенний лес» -Хотите отправиться на прогулку в лес? Тогда занимайте места в автобусе! Кто хочет быть водителем? /ребёнок-водитель одевает фуражку, берёт в руки руль и садиться на первый стул./ Стульчики разворачиваются боком, имитируют салон автобуса. К занятию всё готово, Лес нарядный ждёт, Ребяток наших маленьких В лес автобус повезёт. Воспитатель: Все в автобус дружно сели, Дружно песенку запели. Все, сидя в автобусе, поют песню «Автобус» муз. М. Раухвергера. /звучит фонограмма/. По окончанию песенки дети выходят из автобуса. -Автобустан шығамыз. II этап. Подготовка к презентации проекта занятия. Показываю на уголок леса, говорю, что все приехали на лесную полянку. 1.Определение первого признака осени –листопад. а/ Дидактическая игра «Подбери дереву наряд». /аппликация/. На одной стене группы укреплены три изображения деревьев. Каждое дерево - с одним листочком определённого цвета /красного, жёлтого, зелёного/. Перед детьми на полу разноцветные листочки. -Мынау не? Мынау жапырақтар. Воспитатель. Посмотрите, ребята, деревца стоят грустные без листочков, нарядите их. Каждое дерево украсьте листиками такого же цвета, как у листочка, который остался висеть на веточке. Дети выполняют задание под музыку. Звучит пьеса П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Воспитатель. Нарядны осенние краски! Красивы деревья - как в сказке! Осень разноцветная - вот красота! Вы полюбуйтесь, какие цвета! Молодцы, ребята. Все цвета хорошо знаете, ловко справились с заданием. Мы узнали новое красивое слово - листопад. Давайте все вместе его повторим – листопад. А теперь повтори слово Лиза –Лиза, қайтала /Лёша, Аскар/. б/ Д/и «Подберём ёжикам иголки». 2. -Ребята, а кто это шуршит под деревом? /находим под листьями ёжиков/. Это ёжики, кірпілер. Какие необычные ёжики. Один ёжик большой, үлкен кірпі, остальные маленькие – кішкентай кірпілер. Кто может посчитать, сколько больших ёжиков - один /бір/, а маленьких – три /үш/. Опрос детей, используя диалог: Мынау не? – Мынау кірпілер / үлкен кірпі, кішкентай кірпілер./ Красивые ёжики, но чего-то им не хватает? /иголок/. А из чего мы можем сделать иголки? /предлагаю разнообразный бросовый материал, в т. ч. прищепки двух размеров/. Вместе с детьми решаем, что иголки можно сделать из прищепок. -Большие прищепки какому ёжику подарим? А маленькие? Сидя на ковре, дети прикрепляют прищепки на спинку большого ежа и ежат. Ставлю ёжиков на полянку под деревьями. Воспитатель: Ребята, попрощайтесь с ёжиками. Сау болыныз, кірпілер / хором и индивидуально/. -Вот мы и определили первый признак осени. Выставляю на магнитной доске иллюстрацию с изображением листопада. 2. Определение второго признака осени. - А наше путешествие продолжается. Пока мы с вами играли, пошёл дождик, все дорожки намочил, появились лужи. /Раскладываю на полу бумажные лужи/. Где бы нам спрятаться от дождя? Надо поискать дом. Вот я вижу один домик. а/ Пальчиковая гимнастика. Есть в лесу из брёвен дом, Есть окошко в доме том. Посмотрите в то окно, В доме тихо и темно. Мы тихонько кулачком Постучимся в этот дом. Выглянул какой-то зверь, «Гав» сказал, и запер дверь. Мы погромче кулачком постучимся в этот дом. Выглянул какой-то зверь, «Ме» сказал, и запер дверь. Громко-громко кулачком постучимся в этот дом. Выглянул какой-то зверь, «Му» сказал, и запер дверь. Воспитатель: Киска из окна глядит Всем ребятам говорит. «Хватит в домик наш стучать, Свой дом придётся поискать. б/ Д/и «Найди свой домик». - Я приготовила для вас домики. Посмотрите, какие они красивые. Но домики у вас не простые – это геометрические фигуры. Показываю поочерёдно фигуры, дети их называют / круг, квадрат/. Каждый получает свой домик и встаёт на него. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик». Когда играет музыка, вы весело перепрыгиваете через лужи, когда музыка закончится, сразу бегите к своему домику. - Игра начинается, занимайте свои домики, запомните геометрическую фигуру. /В ходе игры уточняю название фигур/. Игра повторяется два раза. - Вот мы с вами нашли и второй признак осени – холодный осенний дождик – жаңбыр. -Кто назовёт второй признак осени? -А теперь кто назовёт признак осени на казахском языке. Укрепляю на магнитной доске картинку с изображением дождя. 3.Определение третьего признака осени. - Продолжаем нашу прогулку по лесу. Назовите животных, которые живут в лесу? Дети: Заяц – қоян, медведь – аю, ёж –кірпі. Дети называют животных, педагог выставляет игрушки на столе и предлагает поиграть с ними в прятки. а/ Дидактическое упражнение «Прятки». -Көздерінді жумындар. Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку - медведя. Определяется кто спрятался? -Кім жоқ? -Аю жоқ. -Хотите я вам скажу, куда ушёл мишка. А мишка пошёл спать. В конце осени медведь ложится в свой дом - берлогу, где спит до весны. Игра повторяется ещё раз. А сейчас кого нет? /ёжика/. Как вы думаете, а куда ушёл ёжик. /Он тоже пошёл спать в свою норку./ Вот мы с вами нашли третий признак осени – медведи и ёжики ложатся спать до весны. /Выставляю на доску картинку с изображением спящего медведя./ Работа детей за столами с раздаточным материалом. б/ Работа по схеме «Угадай, кто спрятался.» Ребёнок получает схему и карточку с изображением недостающего животного, которую нужно наложить на пустую ячейку. III этап. Презентация проекта занятия. а/ Вместе с детьми подходим к доске, где изображены признаки осени. -Так какие признаки осени мы с вами нашли? Дети: -Листопад, дождь, ёжик и мишка ложатся спать. Воспитатель: Да, ребята, осень – замечательное и очень интересное время года. О красоте осени сложено много стихов, написано песен. Мы с вами тоже знаем песенку про осень. Давайте её споём. «Осенняя песенка» слова . Н. Балащева IV этап. Рефлексия занятия и постановка новой цели. Вот мы и побывали с вами в осеннем лесу. Вам понравилось наше путешествие? Хотите в следующий раз мы отправимся в зимний лес и узнаем, как живут дикие животные зимой. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в нашем автобусе. Отправляемся в путь. Воспитатель: Все в автобус дружно сели, Дружно песенку запели. Все, сидя в автобусе, поют песню «Автобус» муз. М. Раухвергера. /звучит фонограмма/. По окончанию песенки дети выходят из автобуса. | |
Просмотров: 1128 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|