Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Значение игры в организации жизни и деятельности детей. Игра -основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека - члена общества. А.С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра». Но только признать права детей на игровую деятельность и предоставить этот процесс стихийному формированию будет не правильно. Необходимо детским играм придать характер, определить их во времени и наполнить по содержанию, чтобы они организовали жизнь детей и их деятельность. Для детского сада это важная задача. Мало говорить о стремлении детей играть - необходимо сделать так, чтобы организация игр в детском саду обеспечила детям интересную, содержательную жизнь, безусловно, удовлетворяла потребность в играх, в ходе которых воспитывались бы у них навыки общественного поведения, качества личности, характерные для норм нашего общества. В младших группах особое внимание должно уделяться играм, в которых дети могут наиболее полно выразить свои запросы, где еще не возникают сложные взаимоотношения и игра может носить индивидуальный характер. Это игры с песком, строительные игры, в которых появляется потребность не только индивидуальных, но и совместных действий, согласования замысла; игры с игрушками, побуждающие детей к движениям. Постепенно ролевые игры небольшими группами приобретают довольно оформленный характер и начинают занимать определенное место в организации жизни детей: появляется значительно больше групп играющих, группировки становятся прочнее, интересы определеннее. Подвижные игры также важны для организации жизни детей. Чтобы активизировать игры с движениями, необходимо привлечь игрушки и направлять действия с ними. Нужны коляски, машинки и т.д. приспособленные для игры в комнате. Следует дать детям несколько мячей. Дети играют с удовольствием, но требуется внимательное руководство этими играми и даже показ. Ясно, что в этот период дети играют и в другие игры. Но необходимо вносить в них элемент сюжета, замысла, который побуждает к развитию движений. Направление игр после завтрака должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящих занятий. Одно направление игр будет в том случае, когда предстоят занятия развитием речи, счетом, рисованием и всем, что требует сравнительно мало подвижной позы. Другое направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыка, физкультура и т.д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону. Опыт убеждает в том, перед занятиями, требующими от детей внимания, не следует проводить игры со всей группой. В этот период поощряются игры с игрушками, ролевые игры. Но было замечено, что дети играют, в эти игры не двигаясь, не разнообразя своих движений. Если это не вредно, то в случае «сидячих» занятий, такие игры содействуют утомлению детей. Игры между занятиями.В течение 5- 10 минут между занятиями дети играют. Правильно организованные игры дают детям возможность хорошо отдохнуть. Но чтобы эти игры действительно были отдыхом, они должны содержать лишь незначительную умственную нагрузку: игры с мелкими игрушками, мячом и т.д. Игры на воздухе. Согласно режиму детского сада после занятий проводится прогулка. Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Опыт показывает, насколько необходимо при отборе подвижных игр и их проведения считаться с тем, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Воспитатели выбирают подвижные игры, сообразуясь с условиями, состоянием погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки; они должны быстро согревать детей, давать им отдых. Организуются на участке и дидактические игры, некоторые из них связаны с движением, например: игра в загадки, когда дети движениями изображают то, что задумали; игра в «самолеты» где каждый самолет по цвету должен найти свое место на аэродроме. Чередование свободных игр и игр с правилами обеспечивает правильное развитие детей. При этом необходим постоянный контакт воспитателя с играющими детьми. Поэтому процесс развертывания игр, их развитие нельзя представить вне влияния воспитателя. Наблюдения показывают, что не только при поступлении в группу, но и в течение длительного времени отдельные дети не могут найти себе места в коллективе; они остаются вне этой жизни, в них никто из играющих не заинтересован. Даже предложение воспитателя привлечь того или иного ребенка не улучшает положения: ребенок внутренне остается в стороне. Но есть дети, которых приглашают нарасхват, даже перед некоторыми заискивают. Здесь целый узел интересных проблем: наблюдаются случаи, когда, действительно, личность ребенка настолько обаятельна, настолько он душа коллектива, что остается только радоваться этому. Но часто в основе лежат и другие причины, например, стремление какого-либо ребенка, всегда выполнять главные роли. Поэтому личные качества ребенка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры. Больших успехов в нравственном воспитании можно достичь, лишь опираясь на сильные стороны личности ребенка, делая все необходимое для того, чтобы устранить у него имеющие недостатки. В первую очередь необходимо воспитывать качества, на основе которых строится жизнь людей: дружбу, правдивость, общительность, смекалку и т.д. Именно в этих задачах намечаются перспективы нравственного воспитания, связанного с детскими интересами. Каждая из задач - от сравнительно простой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, - может быть решена только в коллективе детей. Следует отчетливо представить себе, что это длительный процесс, дающий мало внешних проявлений, характеризующийся медленными накоплениями. Но хорошо известно, что именно в воспитании необходимо большое терпение. Результаты воспитания не скороспелый плод. Воспитатель: Чечулина В.С. г.Семей. 2013 г. | |
Просмотров: 788 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|