Дошкольный возраст-период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего возраста к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой деятельностью. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система взаимоотношений ребенка с взрослыми. Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставляя ему большей самостоятельности. Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка образцом, которому он все более осознано следует. Возникают первичные эстетические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривает комплексное развитие нравственных чувств, поведения, нравственных представлений. В этот период развития детей одной из действенных сил нравственного воспитания является художественная литература. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение , гнев, удивление причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми трех-четырех летнего возраста, таких жанров, как басни, пословицы, загадки обуславливает необходимость помощи взрослого. Для младшего дошкольника понятны такие жанры, как сказка, потешки, песенки, небольшие стихи и рассказы. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и что самое главное эмоциональное отношение к окружающему, к людям, к предметам и явлениям. Следует выделить также наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, фольклор. Он представлен сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками. Прежде всего занятия с использованием фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческим голосом, поют, пляшут и так далее. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – вот вершина педагогического мастерства. Следует подчеркнуть, на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей младшего возраста. Принцип активности и посильной самостоятельности, его суть активное соучастие и сотрудничество и педагога и ребенка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии с взрослыми. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым, скажем желание делового общения что-то подтвердить или возразить, но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания действиям персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие, взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы «заражает» ребенка своим настроением. В-третьих, необходимо активное действенное участие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведерка( у каждого должно быть ведерко), показать как они клюют зернышки и так далее. Принцип познавательной активности один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно эмоциональностью. В процессе работы над художественным произведением должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее к прямому контакту с персонажами игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр и наконец, к играм – драматизациям с персонажами. Принцип познавательной активности один из важнейших признаков ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно дети отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самореализации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер, ориентировочное подкрепление выступает как метод. Итак, педагог, решая в процессе знакомства с художественной литературой задачи по нравственному воспитанию, должен научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, сформировать способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства. В.А,Сухомлинский писал, что «Самое главное – развивать, внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать». Художественная литература в этом смысле является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности. С.Я.Маршак говорил, что произведения детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Художественная литература и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности, это реальность человеческих эмоции, чувств в особых сказочных условиях.
|