Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст-период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего возраста к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой деятельностью. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система взаимоотношений ребенка с взрослыми. Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставляя ему большей самостоятельности. Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка образцом, которому он все более осознано следует. Возникают первичные эстетические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых.
Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривает комплексное развитие нравственных чувств, поведения, нравственных представлений. В этот период развития детей одной из действенных сил нравственного воспитания является художественная литература. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение , гнев, удивление причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми трех-четырех летнего возраста, таких жанров, как басни, пословицы, загадки обуславливает необходимость помощи взрослого. Для младшего дошкольника понятны такие жанры, как сказка, потешки, песенки, небольшие стихи и рассказы. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и что самое главное эмоциональное отношение к окружающему, к людям, к предметам и явлениям. Следует выделить также наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа: устное народное творчество, фольклор. Он представлен сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками. Прежде всего занятия с использованием фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческим голосом, поют, пляшут и так далее. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – вот вершина педагогического мастерства. Следует подчеркнуть, на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей младшего возраста. Принцип активности и посильной самостоятельности, его суть активное соучастие и сотрудничество и педагога и ребенка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии с взрослыми. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у детей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым, скажем желание делового общения что-то подтвердить или возразить, но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания действиям персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие, взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы «заражает» ребенка своим настроением. В-третьих, необходимо активное действенное участие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведерка( у каждого должно быть ведерко), показать как они клюют зернышки и так далее. Принцип познавательной активности один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно эмоциональностью.
В процессе работы над художественным произведением должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее к прямому контакту с персонажами игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр и наконец, к играм – драматизациям с персонажами. Принцип познавательной активности один из важнейших признаков ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно дети отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самореализации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер, ориентировочное подкрепление выступает как метод.
Итак, педагог, решая в процессе знакомства с художественной литературой задачи по нравственному воспитанию, должен научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, сформировать способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства. В.А,Сухомлинский писал, что «Самое главное – развивать, внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать». Художественная литература в этом смысле является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности. С.Я.Маршак говорил, что произведения детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения следует педагогу использовать в дальнейшей работе над ним. Художественная литература и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности, это реальность человеческих эмоции, чувств в особых сказочных условиях.
Категория: Дошколенок | Добавил: Gumi (2014-01-13) | Автор: Уалиева Гульмира Аманжоловна E
Просмотров: 1891 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 2:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru