Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Теміртау қаласының білім беру, дене шынықтыру және спорт бөлімі Теміртау қаласы әкімдігінің «№ 16 «Таңшолпан балабақшасы» коммуналдық мемлекеттіқ қазыналық кәсіпорыны Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад № 16 «Таншолпан» акима города Темиртау Отдела образования, физической культуры и спорта города Темиртау Баяндама Мектеп жасына дейінгі ересек топ балаларын мектепке дайындауда олардың тілдік қызметінің дамуына мнемоника және мнемотехника әдістерін қолдану арқылы тиімді жағдай жасау Создание условий успешного развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемоники и мнемотехники при подготовке их к школе Дайындаған: тәрбиеші Кривошей О.Г. Темиртау 2013 г Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Сегодня образование необходимо понимать как экономические тенденции, а не просто как затраты на социальные нужды. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Президентом Казахстана была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Для решения этих задач была принята Государственная программа развития образования в Республике Казахстан. Целью этой программы является: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики. Перед нами работниками системы образования ставятся следующие задачи: - повышение доступности качественного образования, - повышение престижа профессии педагог, - обновление содержания дошкольных организаций, - реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности. Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети посещают детский сад, меньше болеют, более успешно усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом. Наша задача сделать дошкольное воспитание более интересным, доступным, увлекательным, более качественно подготовить детей к школе; дать углубленные знания, которые помогут легче адаптироваться к обучению в школе. Своим приоритетным направлением я выбрала «Создание условий успешного развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемоники и мнемотехники при подготовке их к школе» Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: - ограниченность детского словаря, - не умение владеть речевыми жанрами, - у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. Это не может не беспокоить воспитателей и родителей так, как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребенка. Наблюдая за своими воспитанниками, педагоги часто отмечают, что в настоящее время все чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемоники или мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемоника – техника запоминания. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Способствовать развитию связной речи. 2. Расширять и обогащать словарный запас детей. 3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) . 4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. 5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (заучивание стихотворений, отгадывание и составление загадок, пересказ, при обучении рассказыванию) Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и мн. др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы. Первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания. 4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах) 5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы. В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. Мнемотехника способствует развитию не только речи, но и учит детей классифицировать предметы, развивает зрительное восприятие, внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Все перечисленное является залогом успешного обучения детей в школе, способствует получению качественных знаний и помогает внедрению в практику образования целей поставленных государственной программой образования. | |
Просмотров: 1406 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|