Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Развитие творческих способностей у дошкольников через кукольный театр
Содержание:
1. Актуальность темы
2.Воспитательное значение театрализованных игр.
3.Разновидности режиссерских игр.
4.Разновидности игр- драматизаций.
5.Чем хороши театрализованные игры?
6.Как развивать и воспитывать детей в игре?
7. Подготовительная к школе группа.

Введение.
Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь дошкольников и семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.
Ничего, что для большинства педагогов и родителей работа с куклами совершенна незнакома. Довольно скоро, после ряда упражнений, будут освоены первоначальные навыки, которые при дальнейшей работе постепенно закрепятся и усовершенствуются: кукла начнет «слушаться» и выполнять все, что предусмотрено пьесой.

Цель: Разработать систему театральной деятельности, ориентированную на формировании деятельности дошкольников на этапе изучения и закрепления с использованием сказок и оформления для их показа.

Гипотеза: Использование кукольного театра в дошкольных учреждениях , обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально- насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- этическому воспитанию каждого ребенка.

Театрализованные игры - одни из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с предметами, способом и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к малышам, играющим самостоятельно. Их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом - ответственными, важным, нужным людям.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу- котенка, собачку, петрушку, воспитатель читает потешку, шутку, попевку, подражает голосом животных, вызывает у ребенка положительную эмоциональную реакцию. Дети шестого года жизни, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол- петрушек и марионеток.
Для успешного развития игр в кукольный театр воспитателю нужно овладеть самому и обучить некоторым приемам и правилам:
- перчаточная кукла должна быть подогнана по руке играющего, чтобы ею было удобно управлять. Указательный палец актера проходит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, безымянный и мизинец пригибаются к ладони.
Чтобы указательный палец плотно входил в патронку, можно заполнить ее бумагой или тонким поролоном.
-кукловоду необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения куклы совпадали (при этом двигается только та кукла, которая говорит, остальные стоят неподвижно)
- нельзя опускать или поднимать куклу резко, в центре ширмы (если это не обусловлено действиями). Каждый персонаж появляется сбоку, как бы приближаясь (вырастая), и так же уходит.
- за ширмой должна быть тишина, все декорации и атрибуты разложены по порядку.
- ширма должна быть чуть выше роста участников игры.
Чтобы научить дошкольников управлять куклами, рекомендуется проводить специальные упражнения. В них может участвовать столь человек, сколько свободно уместится за ширмой. Дети учатся вводить куклу на сцену, водить ее по сцене, делать повороты, наклоны, разводить руки в стороны.
При этом воспитатель следит, чтобы они контролировали все движения куклы, не запрокидывали ее назад или в сторону, держали на определенном уровне по отношению к грядке (кроме ширмы). По мере овладения движениями с куклой при проведении упражнений можно включить музыку.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все ребята, особенно робкие, застенчивые, необщительные, овладели приемами вождения кукол сначала можно предложить таким разыграть спектакль с куклами на столе или фланелеграфе в паре с более активными детьми. По мере овладениями приемами кукловождения дошкольники начинают самостоятельно придумывать и разыгрывать небольшие инсценировки.
Дошкольники любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок, выражают свое одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют ,преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно- ролевые игры, которые благодаря этому становятся более выразительными и интересными.

Разновидности режиссерских игр.
Настольные театрализованные игры.
Настольный театр игрушек.
В этом театре используются самые разнообразные игрушки- фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок.
Все картинки-персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная.
Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева- это лес, зеленая ткань или бумага на столе- лужайка, голубая лента- ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации- и тогда всем станет интересно.

Стендовые театрализованные игры.
Стенд-книжка.
Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.
Фланелеграф.
Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал.
Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей. На экранах-призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображение одной и той же темы.
Этот вид игр позволяет легко изображать массовые сцены, например «Воздушный парад», « Перелет птиц», « Запуск космической ракеты» и др.
Теневой театр.
Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.
Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установите внизу экрана планку, на которой можно укреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получались четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него.
Театр теней хорошо использовать в часы досуга.
Разновидности игр- драматизаций
Участвуя в играх- драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игры- драматизации с пальчиками.
Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок с помощью своих пальцев. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры- драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действует на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.
Импровизация.
Импровизация- разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.
Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитателем и детьми. Все ныне существующие практические рекомендации к театрализованным играм сводятся в основном к разработке сценариев по литературным произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников иногда привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли. Дошкольники с помощью взрослых в состоянии изготовить простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные особенности персонажа или места действия.

Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут поплакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи предшкольной подготовки: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности
Образное, яркое изображение социальной действительности, явление природы, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль особенно, диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованные игры
приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.

Как развивать и воспитывать детей в игре?

Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы вы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», « послушайте». Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения ( каждый раз на ином ее слове): « Вот моя кукла», «Дай мне мяч». Ну а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря то за Красную Шапочку, то за волка, вы, безусловна, умеете. Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу и во время чтения стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит» или любого другого. Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса – образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.
Далее – небольшие упражнения с детьми. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложните упражнение – пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они от нетерпения, желая выступить. Позвольте это сделать всем. Но прежде объявите конкурс – кто лучше? Победителю – аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворяют желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку и ответы тех, кто поселился в ней.
Выберите четверостишие и прочтите его детям с разными интонациями. Попросите их повторить. А может, и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: « Не забудьте покормить рыбок»», « Я люблю свою сестренку» и др. Обратите внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. Обязательно продолжайте упражнять их на фрагментах из театрализованных игр, например « Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т.д.
Наблюдая с детьми исполнителей, учите ребят подмечать различия в характеристики образов. Хорошо, если вы дадите возможность каждому изобразить по-своему.
Пока дети будут выполнять задание, вы вместе с остальными ребятами внимательно смотрите, и отмечайте игры каждого «актера», привлекаете ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.



Репка
Участвуют: дед
бабка
внучка
Жучка
кошка
мышка
сказочница (ведущая)
(На ширме дом, с краю плетень, перед ним трава.)
Сказочница (выходит)
Посидите тихо, детки,
Да послушайте про репку…
Сказка, может, и мала,
Да про важные дела.
Начинается как надо:
Жили-были дед да баба,
Внучка, Жучка, Мурка-кошка
И в подполье мышка-крошка.
(Летают бабочки. На забор вскакивает кошка. Умывается. Выбежала собака, залаяла, спугнула кошку и побежала за ней.)
Д е д (за сценой.)
Весна красная пришла,
Всем заботу принесла.
Собирайся-ка, народ,
Выходи на огород.
(Дед выходит из дома с лопатой на плече, за ним внучка с кузовком в руках.)
Дед. Ну, Машенька, ставь кузовочек на землю да сбегай водички принеси, А я грядки копать буду.
Внучка. Хорошо, дедушка, я быстро! (Убегает.)
Дед. (берет лопату, начинает копать). Эх, землица хороша! Легкая, теплая…Семя как в постельку ляжет.
(Копает.) Готово! (Кладет лопату.) Теперь и сажать можно. (Берет кузовок.) Батюшки! Семена-то где? Ничего нет, а бабка много насыпала! (Рассматривает кузовок.) Дырочка! Машутка прыгала да и просыпала все…Что же теперь делать? Бабка велела обязательно репку посадить! Ой, горюшко-горе! (Садится пригорюнившись.)
Мышка (выбегает.) Ты что, дедушка, пригорюнился?
Дед. Да что тебе рассказывать, все равно не поможешь…
Мышка. А может, и помогу… Расскажи!
Дед. Дала бабка семена - репку посадить, а в кузовочке-то дырка…Пока несли, все и просыпались. Ой, горе!
Мышка. Не горюй, дедушка! Я сейчас бежала, одно семечко нашла. А остальные, видно, птички склевали. На, посади!..
Дед. Ах ты, умница, спасибо!
Мышка. Не на чем, дедушка. Прощай! (Убегает.)
Дед. Вот и хорошо! Хоть одно посажу – все не зря работал. (Сажает зерно.) Теперь пойду завтракать. (К детям.) А Машутка придет, пусть польет хорошенько. (Берет лопату и уходит.)
Внучка (выбегает с ведром и лейкой.). Дедушка! Ушел! Репку-то посадил? (Ответ детей.) А мне что наказывал? Полить хорошенько? Ладно, полью! (Поливает и поёт.)

Я водички не жалею,
Поливаю, как умею.
Расти, репка, сладкая,
Радуй деда с бабкою!
(На заборе появляется кошка.)
Внучка. Мурка, последи, чтобы птички наши зернышки не склевали, а я завтракать пойду. (Убегает.)
Кошка. Завтракать побежала. Небось, сметана будет! Побегу и я. (Выбегает собака.) Жучка, Жучка! Тебе Маша репку караулить велела, а я побегу. Мне недосуг! (Убегает.)
Жучка. Караулить, так караулить! Моя обязанность такая. Полежу, на солнышке погреюсь! (Ложится.) Ребята, я посплю, а если кто придет. Разбудите меня, кричите: «Жучка! Жучка!» Хорошо? Я на вас надеюсь. (Ложится.)
(На заборе появляется птичка. Поет. Дети кричат.)
Жучка (вскакивает). Гав, гав! Вот я тебя! Кыш! (Прогоняет птичку.) Молодцы, ребята, спасибо! Я вижу, вы сторожа хорошие. Постерегите репку, а я домой сбегаю. Завтракать, небось, уже сели, косточку дадут. (Убегает.)
Сказочница (выходит).
Землю дружно поливали,
Удобряли и взрыхляли,
Наконец настал денёк –
Показался и росток.
(На грядке появляется зелень репки.)
И как в сказке то бывает,
Репка быстро вырастает (растет).
До забора поднялась,
Сладким соком налилась!..
(Вырастает огромная репка. Сказочница уходит.)
Мышка (выбегает).
Вот так репка,
Вот так диво!
И крупна-то и красива,
До верхушки не достать,
Надо дедушку позвать!
Дедушка, дедушка! Ой, не услышит! Ребята, помогите дедушку позвать…Де-душ-ка!
Дед (выходит).
Что за шум здесь? Что кричите?
Все вы вместе говорите –
Ничего мне не понять.
Дайте мышке рассказать.
Мышка. Оглянись, дедка!
Дед. Вот это репка! Выдерну да скорей бабке отнесу! (Дергает.) Нет, не справлюсь я один. Мышка, голубушка, сбегай бабку позови сюда.
Мышка. Боюсь, кошка съест.
Дед. Не бойся, она на печке спит.
Мышка. Хорошо! Сейчас! (Убегает.)
Дед (осматривает репку).
Вот так штука,
Вот те-на!
Репка чуть не со слона! (Дергает.)
А уж крепкая какая,
Как и выдернем – не знаю!

Бабка (выбегает). Что случилось, что такое?..
Дед. Глянь-ка, чудо-то какое!
Бабка. Время нечего терять –
Давай вместе вырывать!
Дед. (Берется за репку). Ну, старуха, взяли…
Еще разик, еще два!
Бабка. Это дед видать не шутка,
Позовем скорей Машутку.
(Кричат вместе: «Маша! Маша!»)
Внучка (издали). Иду! (Выбегает.) Вот и я!
Дед и бабка. Смотри!
Маша. Ой, да это что же?
А на репку-то похоже,
Только больно велика!
Бабка. Становись за мной, тяни!
Дед. Ну-ка вместе – раз, два, три!
Бабка. Все ни с места! Вот дела!
Ты бы Жучку позвала!
Внучка. Жучка! Жучка!
Жучка (выбегает). Гав, гав! Гав!
Внучка. Становись за мной, тяни!
Дед. Ну-ка дружно, раз, два, три!
Бабка. Ох, не вытянуть нам, дедка!
Внучка. Не осилить эту репку!
(Жучка бросается на репку, лает.)
Дед. Полно лаять-то без толку,
Позови на помощь кошку!
Жучка. Кошка Мурка, к нам, сюда!
Посмотри на чудеса!
Кошка (выбегает). Где, скорее покажи!
Жучка. Становись, за хвост держи.
Дед. Еще разик, еще два!
Будто тронулась едва…
(Все осматривают репу.)
Бабка. Правда, сдвинулась немножко…
Внучка. Помогла нам, видно, кошка!
Дед. Ну, потянем еще раз,
Может, вытянем сейчас…
(Все берутся и тянут.)
Нет ни с места, вот беда!..
Жучка (кошке). Ты бы мышку позвала.
Кошка. Мышка, мышка, к нам иди.
Что тут выросло, гляди!..
Мышка. Что тут выросло, видала…
(Кошке.) Отвернись-ка ты сначала,
Я тогда за хвост возьмусь.
Кошка. Да берись скорей, не трусь!
Дед. Становитесь дружно в ряд,
И попросим всех ребят.
Внучка. Нам ребята помогайте.
Дед. Вместе запевайте!
Все (поют).
Еще разик, еще раз,
Репу вытянем сейчас!
Еще разик, еще два,
Репа выскочит сама!
(Репа выскакивает. Все падают, быстро поднимаются.)
Дед. Ай да репа!
Бабка. Ай да диво!
Внучка. И сочна-то.
Жучка. И красива.
Кошка. Как попаришь с молоком,
Так проглотишь.
Дед. Всем спасибо за подмогу.
Бабка.
Подожди старик немного…
Приходите репу кушать,
Да другие сказки слушать.
Репа будет очень сладка,
Знаю, вспомните вы бабку.
Дед. Деда!
Внучка. Внучку!
Жучка. Жучку!
Кошка. Кошку!
Мышка. И меня, хотя б немножко!
Сказочница (выходит).
Вспоминайте и меня!
Сказка вам нужна моя!
Есть ведь доля правды тут…
Зря труды не пропадут.
И коль дружно мы возьмемся,
Своего всегда добьемся!

Театр игрушек.
Картинки на фланелеграфе.

«Маша обедает»
Цель: Учить детей внимательно слушать стихотворение ,включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за ними.
Персонажи: Ведущий, Маша, мама, собачка, курочка, кошка.

Ход игры.

Начиная игру, скажите детям, что в гости к ним пришла сказка « Маша обедает». В первой игре исполняйте все роли сами, покажите детям пример. Привлекайте их к подражанию голосом животных. По ходу действия вы будете выставлять соответствующие игрушки или картинки.

Мама( обращает внимание детей на красиво накрытый стол).
Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
(Усаживает куклу за стол, хвалит за правильную позу, чисто вымытые руки. Неожиданно лает собачка, которой пока не видно).

Собачка. Гав, гав, гав!
Мама ( с радостью) Кто это к нам ?
Собачка. Гав, гав, гав!
Все. Кто это там?
Собачка. Это я, ваш верный пес.
Ваш Арапка – черный нос.
День и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог.
Не пора ли пообедать?
Мама. Устал наш сторож! Чем покормим мы Арапку? Что он любит больше всего? ( Ставит перед ним миску)

Слышится мяуканье кошки

Кошка. Мяу- мяу ! ( ее пока не видно)
Мама. ( к детям). Кто ж теперь царапается в дверь? ( Пускает кошку)
Кошка. Это ваша кошка Мурка,
Мурка- серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли пообедать?
Мама. Ах, и ты трудилась, не ленилась. Что больше всего любит кошка Мурка? Чем ее угостим? ( Ставит перед кошкой блюдце)

Слышится кудахтанье курицы.

Курица. Куд - куда, куд - куда!
Мама. Кто еще спешит сюда?
Курица. Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая,
Я не ела, не пила-
Я яичко вам снесла.
Не пора ли пообедать?

Мама. А теперь покормим наших гостей. ( Предлагает сделать это детям)
Собачке - в миске,
В блюдце - киске,
Курочке - несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке,
В глубокой, не мелкой.

После еды зверята и Маша благодарят маму и спрашивают ребят: « А всегда ли вы говорите спасибо за еду?»
Раздавая детям игрушки для самостоятельной игры, предварительно спросите каждого , как кричит курочка, лает собака, мяукает кошка.
В повторной игре дети сами выводят персонажей и подражают их голосам. На роль Маши можно выбрать девочку которая сама подаст кошке, собачке и курочке еду.
В конце игры обязательно спросите детей, кто и каких животных и птиц кормит, помогает взрослым ухаживать за ними.


Мальвина учит Буратино.

Цель: Дать представление детей о школе, труде учителя, обязанностях учеников ,высмеивать неумелость, беспомощность Мальвины и нерадивость Буратины, противопоставить им прилежание детей, уважительное отношение к воспитателю, а с его стороны доброжелательность и требовательное отношение к детям, укреплять желание учиться. Выразительно с юмором исполнять роли, активно уча
участвовать в подготовке игры, творческом разыгрывании сюжета.

Персонажи: Ведущий, Мальвина, Буратино, пудель Артемон, мотыльки, птички.

Раздвигается занавес, и зрители видят цветущий сад. Звучит беззаботная музыка, щебечут птицы, порхают бабочки.

Ведущий. Девочка с голубыми волосами сидела в саду, за маленьким столом, накрытым кукольной посудой, и отмахивалась от надоевших бабочек.
Мальвина: ( с досадой) Да ну вас в самом деле!

Пудель Артемон помогая Мальвине, лает на бабочек, гоняется за ними, устраивая веселую суету. Появляется Буратино .Он такой нескладный ,что невозможно удержаться от смеха. Буратино садится за стол. Движения его развязны: подчеркнуто неправильная поза, нога подвернута под себя .Мальвина в недоумении разводит руками, как бы обращаясь к детям за советом: как быть? Ведущий объясняет ему как правильно сидеть за столом. Буратино садится правильно, но скоро опять начинает вертеться.
Мальвина наливает в крошечную чашку какао.

Ведущий( укоризненно). Буратино миндальные пирожные запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал, причмокивая.

Действия Буратино вызывает смех у детей. Мальвина огорчена. Ведущий терпеливо объясняет Буратино, как едят пирожные , варенье.

Ведущий. ( с сожалением) Когда Мальвина отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, Буратино схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил все какао на скатерть.

Мальвина ( строго) Вытащите из- под себя ногу и опустите ее под стол. Дети, он уже забыл ваши советы ( Далее резко). Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки, правда ребята? ( Хлопает ресницами от возмущения, говорит очень раздраженно, недоброжелательно)
Кто вас воспитывает, скажите пожалуйста?
Буратино. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина( угрожающе) Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
Буратино ( в отчаянии) Вот так попал.
Ведущий. Дети, подумайте, может быть пригласим Буратино посещать детский сад ? Воспитательница у вас добрая , любит вас? Вам жалко Буратино? Где же он мог научиться всему тому, что требует Мальвина? Ведь он еще не ходил в школу!

На траве вокруг дома пудель Артемон носится за маленькими птичками. Буратино следит за ним с завистью: здорово птиц гонять! Делает попытку вылезти из-за стола.

Ведущий. ( сочувственно) От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился.

Мальвина. А сейчас будем заниматься воспитанием. ( Убирает со стола, ставит доску и парту) Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. (Берет кусочек мела.) Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино. Врете, ни одного.
Мальвина (терпеливо). Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока.
Буратино (дурашливо). Ха-ха!
Мальвина. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино (умеренно). Два.
Мальвина (умоляюще). Подумайте хорошенько.
Буратино (не задумываясь). Два.
Мальвина (с удивлением). Почему?
Буратино (решительно). Я же не отдам некту яблок, хоть он дерись!
Мальвина (огорченно). У вас нет никаких способностей к математике.
Ведущий. Дети, почему Буратино не сумел решить такую простую задачу? Верно. Он думал о яблоках, а не о вычитании. Ведь он никогда их не ел. Что дал бедный папа Карло своему деревянному сыночку на завтрак? Горькую луковицу . Может угостим Буратино яблоками?

Буратино благодарит детей за яблоки и с хрустом их ест.

Ведущий. Придумайте теперь для него задачу.

Дети придумывают задачу, Буратино решает. Мальвина поражена его успехами.

Мальвина. Займемся диктантом. Пишите: « А роза упала на лапу Азора». Написали ? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Ведущий. Но Буратино никогда не видел пера и чернила!
Мальвина .Пишите.

Буратино тотчас сует в чернильницу свой нос и страшно пугается когда с носа на бумагу падает чернильная клякса.
Мальвина всплескивает руками, у нее даже появляются слезы. Она в отчаянии.

Мальвина ( резко) . Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! Артемон, отведи Буратино в темный чулан!

Ведущий. Благородный Артемон появился, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки.
Дети вам наверно жаль Буратино? А Мальвину? Почему ей не удается его научить , а у вас он охотно учиться? ( Ответы детей). Да и сама Мальвина расстроилась, ведь она же не злая девочка. ( Показывает на плачущую куклу) Успокойся Мальвина, позови вместе с детьми Буратино из чулана.
Мальвина зовет Буратино. Появляется сердитый Буратино.
Буратино. Нашлась воспитательница, подумаешь. У самой фарфоровая голова ,туловище набито ватой.
Ведущий. Успокойся Буратино, не надо ссориться. Проходи-ка лучше с Мальвиной к детям на занятие. Воспитательница научит!
Повторные игры можно проводить как драматизации. Обязательно используйте в них новые ситуации, чтобы дети применяли свои знания по культуре поведения на практике. Можно предложить им разнообразные задания по математике, обучения грамоте.
А может быть ребята захотят вместе с Буратино учится так успешно, что станут отличниками и будут помогать отстающим.
Игра должна быть наполнена весельем, шутками. Можно использовать и пословицы, если они к месту:
Где хотенье да терпенье, там и уменье.
В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.
Грамоте учится – всегда пригодится.
Век живи, век учись.
Ум хорошо, а два лучше.
Возьми книгу в руки – и не будет скуки.
Ошибся что ушибся – вперед наука.
Учительница-Мальвина читает детям стихи и дает им задание – нарисовать к ним рисунки или разыграть сценки.

Когда написал я: барашек, Когда написал я: поляна,
То стали курчавыми вдруг Уселась пчела на цветок,
Деревья, дома и заборы Две бабочки стали кружится
И все, что я видел вокруг. И тут же попали в сачок.
Когда написал я в тетрадке Но если пишу я: мой папа,
Короткое слово: река, Мне хочется прыгать и петь,
Взлетели веселые брызги Я самый высокий и сильный,
И вырос дворец из песка. И всех я могу одолеть.

А Буратино выражает радость от своих успехов стихами:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Начать очередную игру можно стихами С. Маршака «Первое сентября».
Артикуляционная гимнастика

Зарядка для губ
1. Веселый пятачок:
а) на счет »раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Зарядка для шеи и челюсти
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средний части и произносить « вау , вау , вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок ( губы сомкнуты, мягкое небо понято, гортань опущена).
Зарядка для языка
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем « конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5 Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.


Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой

Больной зуб.
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звук « м» . Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
Капризуля.
Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звук»Н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на который ровно и свободно звучит голос.
Колыбельная.
Дети изображают, что они укачивают игрушку и напевают колыбельную. Сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки « а», «о»,»у».
Категория: Дошколенок | Добавил: elena1969 (2014-01-28) | Автор: Мубаракова Елена Николавна E
Просмотров: 2033 | Комментарии: 2 | Теги: кукольный театр, дошколята | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 4:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru