Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Формирование социально-коммуникативных компетентностей детей младшего дошкольного возраста в рамках кружковой деятельности. Содержание воспитания современного человека призвано обеспечивать становление личности человека на основе усвоения ребенком системы коммуникативно-гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Коммуникативная компетенция как базисная характеристика личности является важнейшей составляющей речевого развития человека, что определяет в дальнейшем предпосылку благополучия в социальном и компетентностно – интеллектуальном совершенствовании личности. Формирование у ребенка коммуникативной культуры, социально значимых и индивидуальных качеств, свойств личности, предполагает развитие в системе социальных отношений собственного стиля поведения, умение быстро и адекватно реагировать на житейские ситуации, наличие активной жизненной позиции. Воспитание социально – коммуникативных качеств детей младшего возраста в рамках нашего комплекса реализуется через творческий проект Малая Академия. Работу с детьми в этом направлении, мы осуществляем на кружковых занятиях, разработанных и объединенных в программе Малой Академии дошкольника. Данный модуль предполагает формирование принципов поведения, отражающих систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию для выражения своей индивидуальности в повседневной жизнедеятельности. Начиная работу по нравственно – этическому воспитанию с младшего дошкольного возраста, мы- педагоги, ориентируем малышей на понимание и осознанное восприятие детьми предполагаемого содержания, учим находить объяснения своих и чужих каких-либо и определенных поступков. Познавая в процессе кружковой и повседневной совместной работы, коммуникативные ценности, у ребенка формируется опыт нравственных отношений, и развиваются умения в культуре общения, которые характеризуются созидательной культурной деятельностью, способностью к содействию и сотворчеству, умением понимать и принимать позицию другого. Принцип коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста, предполагает создание условий для свободного общения и взаимодействия детей, эмоциональных проявлений и формирования коммуникативных навыков. Мы, как педагоги младшей дошкольной группы, используем в своей работе по формированию основ коммуникативной ориентации, разработку программы модуля «Школа вежливости» для малышей «Азы вежливости». Работа ведется в рамках программы Малой Академии в форме кружковой работы во вторую половину дня, в соответствии с тематикой распределения примерно два раза в месяц. Кружковое занятие у малышей длится не более 10-12 минут. Структура занятия предполагает нравственно- этические беседы по содержанию ранее предварительно прочитанных произведений, ответы на задаваемые вопросы, игровые упражнения и задания-ситуации, а так же использование художественного слова и выработку «Золотого правила». Специфика работы по формированию основ социально – коммуникативных ориентаций детей младшего дошкольного возраста в рамках Малой Академии дошкольника, предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение нравственного потенциала, реализация возрастных возможностей общекультурного роста . Познавая нравственные ценности, ребенок формирует в себе опыт взаимоотношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотворчеству. Содержание данной Программы реализуется в условиях личностно-ориентированного педагогического процесса, заключающегося в бережном, последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Такой подход требует от нас, педагогов сосредоточенности на ребенке, организации кружкового занятия в соответствии с задатками развития нравственных качеств и навыков у детей. Роль взрослого – установить степень понимания детьми обсуждаемой проблемы или конкретной ситуации и содействовать дополнению или трансформации этого понимания. Приоритетным в формировании основ социально – коммуникативных ориентаций детей младшего дошкольного возраста является, воспитании ценностных, нравственных качеств ребенка способного к позитивному поведению в социуме. В рамках реализации программы у малышей закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек. У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как к поступку. Ребенок открывает свое «Я», выделяет себя из мира, начинает осознавать, что не похож на других. Социально - нравственное и личностное развитие формирует у ребенка базис личностной культуры, поддержку и помощь ему в личностном становлении и нравственном самоопределении, накоплению нравственного опыта и формированию определенного уровня социально – нравственной воспитанности. Модуль предполагает использование инновационных подходов в организации воспитательного процесса, обеспечивает условия для реализации социальной ситуации развития ребенка. Ведущее место в реализации программного содержания принадлежит развивающим играм и речевым упражнениям, гуманному отношению к ребенку, принятие его как личности, представление самостоятельности, интенсивное освоение социальной культуры через игру, деятельность. Общение имеет решающее значение для коммуникативной социализации ребенка, которая происходит не только посредством накопления опыта поведения, но и путем освоения основ морали и регулирования на этих основах многообразных социальных связей и отношений. Модель планирования допускает отклонение от примерных планов и содержаний тематики воспитательной работы с учетом интересов детей к какой – либо деятельности, теме, явлению или возникшей ситуации. Воспитательная среда строится в логике поставленных нравственных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального развития детей младшего дошкольного возраста. Ожидаемые результаты формирования определенных основ социально – коммуникативных компетенций, детей младшего дошкольного возраста в рамках внедрения программы: - проявление доброжелательного, заботливого отношения к окружающим взрослым и сверстникам, умение устанавливать и поддерживать отношения с ними; - овладение первичными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо», соблюдение элементарных общепринятых норм поведения; - приобретение навыков общения, коммуникабельности, использование в речи выражения желаний и чувств, владение формулами речевого этикета; - умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями. Воспитатель Камалова Миндания Минзалдиновна Карагандинская обл., г. Абай КДШС «Таңшолпан» | |
Просмотров: 1943 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|