Астрономия для детей В настоящее время, когда жизнь так стремительно летит, когда огромный поток информации обрушивается на нас каждый день, когда компьютер рядом с ребенком с рождения, - очень трудно сохранить в человеке духовные качества и патриотические чувства. В недалеком прошлом проблем «дошкольной астрономии» не существовало, потому что ее просто не было и никто всерьез о ней не говорил. По умолчанию считалось, что детсадовские малыши до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, опираясь на труды доктора педагогических наук Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактики астрономии. Современные дети должны знать больше. Но они, также, должны быть духовно развиты, в них надо воспитать нравственность и патриотизм. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, позволяющих закладывать в маленького человека не только позиции самостоятельности, активности, инициативности, но и духовные и нравственные начала. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Система работы по теме «Астрономия для детей» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности: наблюдения, беседы, досуги, дидактические и подвижные игры, загадки, стихи, проведение опытов, викторины ,спортивные развлечения. Мною, разработаны серия конспектов связанная с темой космоса: Планета Земля, звезда по имени Солнце, звёздное небо, луна, почему солнце светит днём, а звёзды ночью? беседы: Неизвестная Вселенная, Планеты солнечной системы, Первооткрыватели космоса, Почему бывает день и ночь, лето и зима? Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности, дошкольника – игровую, в группе создана «Космическая игротека» мною разработаны игры на космическую тему дидактические: Найди лишнее, Хорошо –плохо, Какое время года ?,Когда это бывает? Сложи по порядку, Чего не стало? Построй ракету, сюжетно – ролевые: «Космонавты» знакомим детей через художественную литературу, чтение рассказов, сказок подобраны стихи, загадки на космическую тему, в группе организована «Космическая лаборатория», где мы с детьми проводим в доступной для дошкольников форме простейшие, но интересные опыты, организована «Космическая мастерская» где дети своими руками и совместно со взрослыми участвуют в создании творческих работ по теме космос, выпущена папка - передвижка для родителей, где они найдут информацию, для бесед со своим ребенком дома, выпущен альбом «Всё о космосе» Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о астрономии. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день эта тема актуальна, предлагая заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой. Вопросы космического будущего человека, будет решать наше подрастающее поколение, т. к. им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками – космонавтами. В нашей стране есть космонавты, космодром и главное есть потребность в новых открытиях, а значить стране нужно новое подрастающее поколение, которое, бы не равнодушно относилось к этой теме. Поэтому работа в этом направлении – это и часть патриотического воспитания: формирование чувств гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.
Воспитатель д/сада №112 Мошняга Г.П .
|