Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Содержание работы в средней возрастной группе по этнокультурному воспитанию по программе Зерек бала
Программа составлена на основании Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК №1080 от 23 августа 2012 года и является основным функциональным носителем содержания воспитания и обучения детей младшего, среднего дошкольного возраста.
Одной из основных задач реализации программы является привитие культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Республики Казахстан. Задачей педагога в этом направлении является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народа, через яркие и интересные формы работы. Прежде всего, педагог сам должен знать культурные особенности своего края.
Воспитатель должен осознавать сущность педагогического процесса и использовать средства этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего, посёлка. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Программа Зерек разбита на 5 областей и каждая область включает в себя этнокульурное воспитание дошкольников. На каждом занятии педагогами включается билингвальный компонент, где идёт закрепление изученных слов на занятиях по казахскому языку и знакомство с новыми. Рассмотрим более подробно каждую из областей.
В области « Здоровье» на занятиях по физической культуре знакомят детей с казахскими народными подвижными играми: «Байга», «Карлыгаш» Цыплята (Балапандар). Соответственно воспитателям необходимо подготовить необходимый инвентарь для проведения игр. Подвижные игры используются и в повседневной жизнедеятельности.
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ставятся следующие задачи: программа включает в себя1:.Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разной языковой среде, а также ознакомление с детской художественной литературой и произведениями устного народного творчества казахского и других народов, воспитание у детей уважение к культуре, обычаям и традициям народов, населяющих Казахстан. На занятиях по художественной литературе педагогу рекомендовано использовать для работы с детьми произведения, стихотворения казахских авторов и в каждом квартале количество произведений увеличиваются, что даёт раскрыть истоки духовной жизни казахского народа.
Изучение казахского языка воспитывает в детях уважения к культуре, обычаям и традициям казахского народа, интерес к изучению казахского языка. Способствует включению среднего дошкольника в казахскую языковую среду
В ОбРАЗОВАТЕЛЬНой ОБЛАСТи «ПОЗНАНИЕ» в разделе Основы экологии одной из задач стоит: Обогащать элементарными естественно - научными знаниями и впечатлениями, доступными пониманию дошкольника, расширяя представления о растительном и животном мире Казахстана, сезонных изменениях в природе.
На занятиях по ознакомлению дошкольников с окружающим миром необходимо расширять представления о том, где люди живут: в доме, юрте, чем удобен каждый дом, учить называть домашний адрес.
Закрепить знание названия города или поселка, где проживают дети, знакомить с его достопримечательностями, особенностями городской и деревенской жизни. Продолжать знакомство с участком, территорией детского сада, с ближайшими улицами, на которых расположен детский сад. Объяснить, что озеленение двора детского сада, цветочные клумбы украшают облик детского сада.
Во 2 квартале программой предусмотрено знакомство детей с государственными символами (флаг, герб, гимн), знакомство с казахскими народными традициями и обычаями. Обогащать и углублять знания о истории родного края, о культуре и быте народов Казахстана (казахи, русские и другие народы).
Дать понятия о главном городе - столице Республики Казахстан - Астане. Рассматривать с детьми фотографии, альбомы с видами столицы.
Приобщать детей к участию в государственном празднике, посвященном Дню Независимости, Новогоднему празднику, разучивать стихи, песни, танцы к утреннику.
Расширять представления об армии Казахстана, рассматривать с детьми картины, альбомы с военной тематикой.
Таким образом,ведя систематическую работу, дети будут знать
-название своей страны, родного города (села);
- называть и различать государственные символы своей страны;
- знать назначение армии
оБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТВОРЧЕСТВО» Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков..на занятиях по Рисованию, аппликации программа подразумевает приобщать дошкольников к истокам культуры народов Казахстана, где детей знакомят с элементами казахского орнамента «След барана», «Крылья птицы», построенных на сочетании прямых и волнистых линий Педагог должен показать закономерности расположения орнамента на плоскости с учетом формы, соблюдать последовательность элементов, чередовать 2 разных элемента, ритмично располагать элементы, соблюдая симметрию. Дети на этих занятиях будут учиться украшать национальные ковры, полотенца, используя в работах национальные узоры., познакомятся с использованием типичных для казахских узоров яркие тона: малиновый, зеленый, черный, белый, серый, красный .В программе представлены примерные темы: «Украшение ковра»; «Украшение полотенца» (рисование узоров казахского орнамента в прямоугольнике); «Украшение посуды» (рисование узоров казахского орнамента по краю посуды). Примерные темы: «Украшение платочка» (рисование узоров казахского орнамента в квадрате); «Украшение группы» (рисование узоров казахского орнамента в полосе и на круге). Таким образом в процессе проведения занятий дети с помощью воспитателя учатся использовать художественно - выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретённый ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно - эстетических чувств. На занятих по лепке уже во 2 квартале детям можно предложить вылепить «Красавицу Баян-сулу» (девушка в длинном плат ье). Познакомься на занятиях по экологии с животными Казахстана, детям предлагается научиться лепить животных Казахстана и т. д.
При Ознакомление детей с изобразительным искусством мы
побуждаем детей к рассматриванию образных игрушек, предметов быта, национальной одежды казахского и других народов, учим детей рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства: узорные ленты, пояса, ковры, знакомим детей с картинами и репродукциями картин казахских художников А. Кастеева, , А. Галымбаева, побуждаем детей рассматривать книжные иллюстрации казахстанских художников, картины и фотографии о городе Астана, о природе Казахстана.
Примерный перечень картин и репродукций:
А. Кастеев «Украшение юрты»
А. Галымбаев «Вкусный чай», «Дастархан»
М. Кенбаев «Изготовление войлока»
Немаловажное значение в реализации принципов этнокультурного воспитания средством пропаганды народных традиций является музыкальное воспитание. Знакомя детей с музыкальной культурой казахского народа необходимо использовать народные песни и кюи, произведения казахских
композиторов.
Дети данного возраста должны воспринимать звучание казахского народного инструмента: домбра,соотносить музыкальный образ и двигательный опыт, сопровождая слушание показом движений (элементы казахского танца, легкий бег в танцевальной мелодии).Умение различать музыкальные игрушки и инструменты (домбра, барабан, погремушка, бубен, металлофон).
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНАОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИУМ» в разделе Ознакомление с окружающим миром дети учится соблюдать правила культуры поведения, основанные на традициях педагогики казахского народа.
Одна из задач: Формировать простые нравственные нормы поведения и знакомить с традициями: гостеприимство казахского народа, чувство любви и уважения к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям разных национальностей, населяющих Казахстан.
Знакомя детей с художественной литературой дети научаться рассуждать о мире человеческих чувств и взаимоотношений, следить за развитием действий. При знакомстве с иллюстрациями к художественным произведениям, мы педагоги научим рассматривать иллюстрации, обсуждать отношения, поведение героев, и выражать своё отношение к ним. Таким образом, у детей развивается умение выделять действия и поступки героев, в которых проявляется их забота о других людях, природе и животных. Литература не только источник познания. Она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через традиции: народную песню, сказку, игру ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа. Анализируя выше сказанное, прихожу к выводу что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой для этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни. Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своей Родине.
Категория: Дошколенок | Добавил: petr (2014-02-03) | Автор: Зимина Елена Владимировна E
Просмотров: 2784 | Теги: Зерек бала, этнокультура, воспитание | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 6:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru