Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Программа составлена на основании Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК №1080 от 23 августа 2012 года и является основным функциональным носителем содержания воспитания и обучения детей младшего, среднего дошкольного возраста. Одной из основных задач реализации программы является привитие культурных и нравственных ценностей на основе патриотических, культурно-исторических традиций Республики Казахстан. Задачей педагога в этом направлении является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народа, через яркие и интересные формы работы. Прежде всего, педагог сам должен знать культурные особенности своего края. Воспитатель должен осознавать сущность педагогического процесса и использовать средства этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего, посёлка. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Программа Зерек разбита на 5 областей и каждая область включает в себя этнокульурное воспитание дошкольников. На каждом занятии педагогами включается билингвальный компонент, где идёт закрепление изученных слов на занятиях по казахскому языку и знакомство с новыми. Рассмотрим более подробно каждую из областей. В области « Здоровье» на занятиях по физической культуре знакомят детей с казахскими народными подвижными играми: «Байга», «Карлыгаш» Цыплята (Балапандар). Соответственно воспитателям необходимо подготовить необходимый инвентарь для проведения игр. Подвижные игры используются и в повседневной жизнедеятельности. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ставятся следующие задачи: программа включает в себя1:.Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разной языковой среде, а также ознакомление с детской художественной литературой и произведениями устного народного творчества казахского и других народов, воспитание у детей уважение к культуре, обычаям и традициям народов, населяющих Казахстан. На занятиях по художественной литературе педагогу рекомендовано использовать для работы с детьми произведения, стихотворения казахских авторов и в каждом квартале количество произведений увеличиваются, что даёт раскрыть истоки духовной жизни казахского народа. Изучение казахского языка воспитывает в детях уважения к культуре, обычаям и традициям казахского народа, интерес к изучению казахского языка. Способствует включению среднего дошкольника в казахскую языковую среду В ОбРАЗОВАТЕЛЬНой ОБЛАСТи «ПОЗНАНИЕ» в разделе Основы экологии одной из задач стоит: Обогащать элементарными естественно - научными знаниями и впечатлениями, доступными пониманию дошкольника, расширяя представления о растительном и животном мире Казахстана, сезонных изменениях в природе. На занятиях по ознакомлению дошкольников с окружающим миром необходимо расширять представления о том, где люди живут: в доме, юрте, чем удобен каждый дом, учить называть домашний адрес. Закрепить знание названия города или поселка, где проживают дети, знакомить с его достопримечательностями, особенностями городской и деревенской жизни. Продолжать знакомство с участком, территорией детского сада, с ближайшими улицами, на которых расположен детский сад. Объяснить, что озеленение двора детского сада, цветочные клумбы украшают облик детского сада. Во 2 квартале программой предусмотрено знакомство детей с государственными символами (флаг, герб, гимн), знакомство с казахскими народными традициями и обычаями. Обогащать и углублять знания о истории родного края, о культуре и быте народов Казахстана (казахи, русские и другие народы). Дать понятия о главном городе - столице Республики Казахстан - Астане. Рассматривать с детьми фотографии, альбомы с видами столицы. Приобщать детей к участию в государственном празднике, посвященном Дню Независимости, Новогоднему празднику, разучивать стихи, песни, танцы к утреннику. Расширять представления об армии Казахстана, рассматривать с детьми картины, альбомы с военной тематикой. Таким образом,ведя систематическую работу, дети будут знать -название своей страны, родного города (села); - называть и различать государственные символы своей страны; - знать назначение армии оБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТВОРЧЕСТВО» Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков..на занятиях по Рисованию, аппликации программа подразумевает приобщать дошкольников к истокам культуры народов Казахстана, где детей знакомят с элементами казахского орнамента «След барана», «Крылья птицы», построенных на сочетании прямых и волнистых линий Педагог должен показать закономерности расположения орнамента на плоскости с учетом формы, соблюдать последовательность элементов, чередовать 2 разных элемента, ритмично располагать элементы, соблюдая симметрию. Дети на этих занятиях будут учиться украшать национальные ковры, полотенца, используя в работах национальные узоры., познакомятся с использованием типичных для казахских узоров яркие тона: малиновый, зеленый, черный, белый, серый, красный .В программе представлены примерные темы: «Украшение ковра»; «Украшение полотенца» (рисование узоров казахского орнамента в прямоугольнике); «Украшение посуды» (рисование узоров казахского орнамента по краю посуды). Примерные темы: «Украшение платочка» (рисование узоров казахского орнамента в квадрате); «Украшение группы» (рисование узоров казахского орнамента в полосе и на круге). Таким образом в процессе проведения занятий дети с помощью воспитателя учатся использовать художественно - выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретённый ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно - эстетических чувств. На занятих по лепке уже во 2 квартале детям можно предложить вылепить «Красавицу Баян-сулу» (девушка в длинном плат ье). Познакомься на занятиях по экологии с животными Казахстана, детям предлагается научиться лепить животных Казахстана и т. д. При Ознакомление детей с изобразительным искусством мы побуждаем детей к рассматриванию образных игрушек, предметов быта, национальной одежды казахского и других народов, учим детей рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства: узорные ленты, пояса, ковры, знакомим детей с картинами и репродукциями картин казахских художников А. Кастеева, , А. Галымбаева, побуждаем детей рассматривать книжные иллюстрации казахстанских художников, картины и фотографии о городе Астана, о природе Казахстана. Примерный перечень картин и репродукций: А. Кастеев «Украшение юрты» А. Галымбаев «Вкусный чай», «Дастархан» М. Кенбаев «Изготовление войлока» Немаловажное значение в реализации принципов этнокультурного воспитания средством пропаганды народных традиций является музыкальное воспитание. Знакомя детей с музыкальной культурой казахского народа необходимо использовать народные песни и кюи, произведения казахских композиторов. Дети данного возраста должны воспринимать звучание казахского народного инструмента: домбра,соотносить музыкальный образ и двигательный опыт, сопровождая слушание показом движений (элементы казахского танца, легкий бег в танцевальной мелодии).Умение различать музыкальные игрушки и инструменты (домбра, барабан, погремушка, бубен, металлофон). В ОБРАЗОВАТЕЛЬНАОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИУМ» в разделе Ознакомление с окружающим миром дети учится соблюдать правила культуры поведения, основанные на традициях педагогики казахского народа. Одна из задач: Формировать простые нравственные нормы поведения и знакомить с традициями: гостеприимство казахского народа, чувство любви и уважения к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям разных национальностей, населяющих Казахстан. Знакомя детей с художественной литературой дети научаться рассуждать о мире человеческих чувств и взаимоотношений, следить за развитием действий. При знакомстве с иллюстрациями к художественным произведениям, мы педагоги научим рассматривать иллюстрации, обсуждать отношения, поведение героев, и выражать своё отношение к ним. Таким образом, у детей развивается умение выделять действия и поступки героев, в которых проявляется их забота о других людях, природе и животных. Литература не только источник познания. Она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через традиции: народную песню, сказку, игру ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа. Анализируя выше сказанное, прихожу к выводу что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой для этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни. Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы делаем акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к своей Родине. | |
Просмотров: 2784 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|