Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Заворина Наталья Юрьевна
Коммунальное государственное дошкольное учреждение «Ясли – сад №3»
Казахстан, г. Семей

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ
ПРОЦЕССУ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: Интегрированные занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности. Зная интеграционные механизмы, воспитатель может соединять разные виды деятельности, что в итоге ведет к качественному усвоению программы.

Ключевые слова: интенсификации, систематизации, оптимизации, интегрированное обучение.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ГОСО РК требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Очевидно, что существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии воспитанников. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации воспитательно – образовательного процесса.
Природа человека интегративна в своей сущности и эта интегративность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки, и на уровне сознания личности, и на уровне мышления – логического, образного, ассоциативного. Следовательно, интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, общественно-функционального аспектов.
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В последнее время в дошкольном учреждении уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. На мой взгляд, именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих воспитательно – образовательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное обучение, способствовать воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в дошкольном учреждении на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
В настоящее время перед педагогами и специалистами дошкольного учреждения стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном учреждении заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном учреждении объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.
Для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании необходимо выделить системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Основным системообразующим фактором выступают образовательные области.
ГОСО РК выделяют 5 образовательных областей («Здоровье», «Познание», «Творчество», «Коммуникация», «Социум»), которые не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Вторым системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе перспективно - тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса. Например, тема «От колоска до булочки» в средней группе, интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Комуникация», «Творчество». В первую очередь определяется цель интегрированной организованной деятельности, как для педагога, так и для детей. В начале, дети, (просматривание презентацию «Откуда хлеб пришел»), беседа «Беседа «Хлеб береги, хлеба к обеду в меру бери» вспоминают всё то, что они знают о хлебе: как сажают, где его выращивают, кто его выращивает, как попадает хлеб к нам на стол, как бережно к нему относиться. Затем проводиться физминутка: «Зернышки»(важно не упустить связь этапов занятия). После драматизация сказки «Колосок» с музыкальным сопровождением, затем проводиться пальчиковая гимнастика «Пальчики». Заканчивается занятие нетрадиционной техникой лепки из соленого теста «Калачи - коврижки» и подведения итогов. На протяжении всего интегрированной деятельности активизируется словарный запас детей: хлебороб, элеватор, комбайнер, пекарь. Важно сохранить интеграцию, обеспечивая полученные знания детьми целостное представление по данной теме.
Третьим фактором выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, задача, рассказ, рисунок, танец, спектакль, составленный ребенком и др.
В результате освоения интегративной деятельности, у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
Четвертым системообразующим фактором можно считать формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ГОСО РК в качестве конечного результата образовательной деятельности дошкольного учреждения. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
В ГОСО РК четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, а также воспитание здорового безопасного образа жизни. В ГОСО РК также выделены единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Помимо этого, ГОСО РК намечает линии развития детей дошкольного возраста: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое. Несомненно, что интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника. Чтобы качественно осуществить интеграцию в дошкольном учреждении, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания и развития. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. Такими формами в дошкольном учреждении могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Особенность организации интегративного процесса в дошкольном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут осуществляться в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Например, тема ««Здравствуй, осень золотая!» (средний дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей как: «Социум», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Здоровье». А также разных видов деятельности: составление рассказа, игровая деятельность, заучивание стихотворений по схемам, счет в пределах 5 –ти, познавательно-исследовательской, нетрадиционная техника рисования.
Интеграцию образовательных областей и видов деятельности можно представлять в виде технологических карт. Такая карта может помочь педагогу объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт.
При реализации интегрированного подхода необходимо следовать следующему принципу: содержание межпредметных связей, например, «Познание» - ФЭМП и раздел – Конструирование, «Коммуникация» - развитие речи, привлекаемых в качестве добавлений не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Данная форма работы с детьми дошкольного возраста является наиболее приемлемой, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются. Принцип объединения нескольких образовательных областей это диалог на заданную тему. Тема заключает в себя конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Тема как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через серию занятий и позволяет образовательным областям вступать в диалог.
Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников.
Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становится совместная со взрослыми,и самостоятельная деятельность детей.
Реализуя принцип интеграции в своей педагогической деятельности, объединяю такие образовательные области как «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Здоровье», «Социум». В качестве формы интегративного процесса мною используются совместные творческие проекты. Один, из которых я назвала «Покормите птиц зимой», где были прослежены все образовательный области, межпредметный связи. А, как известно, восприятие у дошкольников отличается повышенной эмоциональностью и наибольшую ценность имеет восприятие окружающего мира через познавательную деятельность, являющуюся естественной потребностью растущего организма и вызывающую у детей неподдельную радость. Значение познания в жизни ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Продуктивные ощущения для детей первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок «мыслит телом». Развитие восприятия, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. С особым удовольствием ребенок познает окружающий мир.
Таким образом, на современном этапе педагоги дошкольного учреждения вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость через интегрированное обучение дошкольников, так как изменился способ организации детских видов деятельности: это стало не руководство взрослого, а совместная деятельность ребенка и взрослого.

Литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проетов в ДОУ.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96с.
3.Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. - СПб.: Речь, 2003. - 152 с.
4.Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.
5.Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С.57-60.
6.Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). - Л.,1989. - 96 с.
Категория: Дошколенок | Добавил: Rfirf (2014-03-30) | Автор: Наталья E
Просмотров: 4862 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 8:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru