Развитие речи у детей дошкольного возраста Физиологические аспекты ЗОЖ Для занятия по развитию речи 1 года жизни необходимы яркие игрушки. Учитывая быстрое развитием понимание и медленные темпы развития активной речи ребёнка 2 года жизни, необходимо отрабатывать чёткий двигательный ответ на предложение «Покажи где…», «Дай то-то», «Принеси», «Найди». На 2 году жизни у ребёнка формируется способность обобщения. К концу 2 года в предложениях ребёнка может быть до 3-4 слов. Для развития речи нужно подо-брать картинки с изображением отдельных предметов или предметов в действии, рассказывать о картинках, задавать вопросы по этим картинкам. Время от времени нужно менять элементы обстановки в комнате, где проводит время ребёнок. В число занятий по развитию речи включают чтение потешек, стихотворений, рассказов. Для речи детей 3 года жизни характерно ее совершенствование. Ребёнок по своей инициативе вступает в общение со взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. В сознании малышей знакомые слова ассоциируются с образами или действиями из прошлого личного опыта. Благо-даря этому, они на 3 году жизни понимают рассказ, не сопровождающийся показом предмета или иллюстрацией. После 3 лет ребёнок может уже сопровождать словами текущую деятельность. Это проявляется, например, в ролевой игре, когда ребёнок высказывается и за себя и за партнёра – игрушку. Основной задачей старшего до-школьного возраста является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной выразительной речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, загадки, потешки, стихи. Игры для развития речи. Многие игры, предназначены для развития речи детей определённо помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и мн.др. Игра «Учим слова». Необходимо сделать 2 комплекта карточек с простыми односложными слова-ми: ток, кот, дом, дым, шар, пар и т.п. Один комплект карточек раскладывается перед ребёнком, второй остается у взрослого. Взрослый показывает одну из своих карточек с написанном на ней словом, произнося его по бук-вам, и ребёнку предлагается выбрать среди своих карточек карточку с этим словом. Когда ребёнок найдёт её, попросите его найти знакомые буквы, произнести их, произнести всё слово. В этой игре одновременно развивается внимание и разучиваются буквы. Игры для детей 4-5 лет. Игра «Громко шёпотом». Игра учит детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шёпотом. Игра «Кто больше слов скажет». Игра учит называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Взрослый показывает ребёнку картинку (н-р, белочку) и предлагает рассказать о ней: какая она, что умеет делать, какой у нее характер, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи. Игры для детей 5-7 лет. Игра «Одни – много». В процессе игры ребёнок упражняется в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учится подбирать к словам определения и действия; находить в словах 1-ый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. - Это – шар, а это … (шары). Здесь много… (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зелёные) как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные) Игра «Придумай рассказ». Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Игра «Кто у кого». Сядьте с ребёнком на коврик друг напротив друга. Подтолкните мяч к ребёнку, пока он будет катится к нему, назовите любое животное. Отдавая вам мяч, ребёнок должен правильно назвать детёныша этого животного. Составитель: Воронцова О.С. Студентка КазГЮИУ, ГУ СОШ №11 (лаборант) Г. Семей
|