Тема: Отдых в лесу. Цель: Сделать процесс экологического образования посредством игры более разнообразным и эффективным. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о лесе. Закрепить знания детей о деревьях, животных. 2. Развивать и формировать экологическое мышление и культуру детей. Развитие у детей познавательно-исследовательской деятельности (распознавать следы животных и научить основам снежной грамоты птиц). 3. Воспитывать способность брать на себя различные роли в общении. Оборудование: лыжи, макеты деревьев, плоды и семена, бинокль, фотоаппарат, краски, мольберт, игрушки, шапки-атрибуты. Методы: Игра, рассказ, беседа. 1. Организационный момент. Приветствие: Я приветствую тебя Земля Я приветствую тебя Солнце Я приветствую тебя Воздух. Я приветствую тебя Вода Я приветствую всех нас. - Скажите какое сейчас время года? (доскажи словечко В. Степанова) «На ветках снега бахрома. Трещит мороз. Пришла… - А что можно делать зимой на улице? - Назовите зимние месяцы. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Детвору зовут сугробы- Мчаться с гор, в снегу валяться. Лесом праздничным, суровым Можно вдоволь любоваться. (Вл. Бреднеев «Зима). - Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас на отдых, а вот куда мы с вами отправимся, мы узнаем, если отгадаем ребус (по первым звукам слов прочтем слово «лес»). Да, сегодня мы пойдем в лес. Сначала нам надо доехать до лыжной базы. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Почему в лесу нельзя, включать магнитофон, шуметь? Можно ли разводить большие костры? Помните, что в лесу мы гости. Мы в гостях у природы, у тех кто здесь живёт. В лесу нельзя вести себя так, как тебе хочется. А важно соблюдать правило, которое мы только что вспомнили. Сейчас мы с вами превратимся в туристов – любителей природы. Давайте выберем то, что необходимо взять в поход. Что мы возьмём? Фотоаппарат, чтобы запечатлеть зимний отдых. Бинокль. Чтобы рассмотреть то, что находится далеко от нас… Аптечку, без неё нельзя ходить в поход. Видеокамеру, чтобы всё, что мы увидели, услышали можно было посмотреть дома. Воду, соль, продукты, стаканы. Угощенье лесным зверям. Всё готово можно отправляться в путь. А поедем мы сначала на «лыжную базу», на автобусе до остановки. Дети «приезжают» на «лыжную базу» берут «лыжи» надевают. - А теперь друг за другом, в след сле5д пошли в лес. Групповая комната похожа на лесную комнату. Воспитатель: Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Ребенок: Справа березка в шубке стоит. Ребенок: Слева ёлка на нас глядит. Встаньте в круг вдохните свежий лесной воздух (вдох носом, выдох ртом – без напряжения «ор-ор-ор»). Посмотрите какие деревья растут в лесу? А какие деревья вы ещё знаете? А вот у меня две ветки (гербарии). Как вы думаете каким деревьям они принадлежат? (сосна и ель). Чем отличается одна веточка от другой? (У сосны иголочки длинные, а у ели короткие, у сосны растут по две, а у ели по одной). Давайте тихо, тихо постоим и послушаем слышите эти голоса птиц. А сейчас попробуйте отгадать загадки и вы узнаете голоса птиц. Загадки: Я по дереву стучу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой (дятел) Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья – белобока, А зовут её……. (сорока) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло. (сова) Ну что же, пора и дальше. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели. И их лучики погрели. Птички летали. Крылышками махали. Дружно хлопнем 1,2,3,4,5, Надо нам снежки собрать. Раз присели, два присели, В руках лучики (снежки) запели. Посмотрите на эту лесную, зимнюю поляну на ней чьи-то следы. Как вы думаете чьи это следы (зверей). Волк пробежал, зайка проскакал, а за ней лисица. А это следы птиц. Мелкие следы – следы (воробья, синицы, снегиря), а крупные (вороны, сороки)… Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет! Все мы спрячемся сейчас, Не найдёт тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит. Тихо! Ребята посмотрите, кто-то под елкой (смотрят в бинокль). Не шумите! Как вы думаете, что он делает? (спит) наш художник хочет зарисовать зимний пейзаж. Ребята, а ведь в лесу происходят удивительные встречи(он волшебный). Догадайтесь кто с вами хочет встретиться и за вами наблюдает, чтобы потом подружиться. Аудиозапись: 1. Я весёлый зверёк, по деревьям скок, да скок. Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать , силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда таскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи… Чтоб зимой не голодать. Где же еду в мороз достать? Трудно белке зимовать… Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы… К людям я тогда скачу, помощи у них ищу. Дети: белка (появляется игрушка) 2. Я (заяц) расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кустом присяду, спрячусь под сосной! Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замершей. Что под снегом найдет – всё впрок пойдет. Вы же нас не обижайте, вы нам лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните! Воспитатель: Ребята, давайте сфотографируемся с нашими лесными зверями. - Ребята, как живется лесным зверям зимой в лесу? Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным? - А давайте посмотрим, как художник изобразил зимний лес. Воспитатель: Снежинки в небе кружатся На землю красиво ложатся. В лесу красота и покой, А нам пора уже домой. Дети прощаются с лесом и уходят на «лыжную базу», сдавать лыжи. Дети берут свои рюкзаки и не далеко устраивают привал. Аутотренинг. Давайте сядем вокруг. Закройте глазки. Ласково светит солнце. Мы вдыхаем чистый свежий воздух. Мы набрались сил, бодрости, у нас хорошее настроение. Мы рады встрече с лесом. Мы защитники леса, мы будем внимательные ко всему живому, на нашей планете и будем оберегать всё живое. Игра «Собери снежинки». Дети делятся на две команды и ложками переносят снежки в чашки. Чья команда быстрее? Воспитатель: Поиграли, а сейчас давайте пообедаем. Накроем стол. У нас есть волшебный напиток – коктейль из лекарственных растений. Возьмем бокалы и пожелаем всем нам и нашим родным здоровья, добра, мира, солнца и тепла. - А теперь встанем в «круг радости» и поделимся нашей радостью друг с другом (каждый ребёнок высказывает своё мнение, чем он сегодня был рад). Что вам больше всего понравилось. На память о нашем походе мы унесём сувенир «До свидания, лес!» Дети уезжают на «автобусе» домой. Цели: Формировать представление о воде, как источнике жизни. Познакомить детей со свойствами воды, при выполнении работы учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к воде. Расширять знания о роли воды в личной гигиене. Способствовать оздоровлению детей, формировать здоровый образ жизни. Оборудование: Глобус, сюжетные картинки, знаки «Береги воду», для проведения опыта – стаканы с водой, цветные полоски, трубочки. Ход занятия: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, с гостями, ведь, говоря «здравствуйте», мы желаем всем здоровья. А теперь поприветствуем докторов природы, которые дают нам здоровье: «Я приветствую тебя, Солнце! Я приветствую тебя, Небо! Я приветствую тебя, Воздух! Я приветствую тебя, Земля! Я приветствую тебя, Вода!» - В своей жизни каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, и не замечает, что чудо окружает нас. И сейчас, отгадав загадку, мы с вами встретимся с самым замечательным чудом. Послушайте загадку: Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли. Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… (воды). Звучит запись. - Тема нашего занятия: «Вода – основа жизни». Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами воды, с тем, кому нужна вода и для чего. - Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус. Такой видят землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он весь одноцветный – голубой. И все это потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой и коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. - Вода находится повсюду. Она в растениях, фруктах, овощах. Вот посмотрите, у меня на тарелочке яблоко и морковь. В них тоже есть вода. Давайте проверим. (Отжимаем). Сок – это вода с растворенными в ней различными веществами. Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться, Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем, Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. - Ребята, Доктор вода хотела дать нам несколько советов. - Здравствуйте, ребята. Я – Доктор вода. Я вас умываю, освежаю, придаю силы и хочу вам дать несколько советов. 1) Утром и после сна мойте руки, лицо, шею. 2) Каждый день мойте руки и ноги перед сном. 3) Один раз в неделю мойтесь основательно. 4) Обязательно мойте руки после туалета, игр, прогулки. 5) В любое время года принимайте душ, обливайтесь, и вы всегда будете здоровы! - Ребята, а какие советы Доктора воды выполняете вы? - Вода – основа жизни. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни рыбы, ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но ещё и кормит. По рекам, морям – океанам день и ночь плывут тысячи судов. Вода – большая, удобная дорога. Вот она какая – волшебница Вода! - Человек всегда изучал воду, её свойства. Сейчас мы с вами превратимся в юных исследователей и проведем несколько опытов, чтобы хорошо изучить свойства воды. 1. Первый наш опыт «Прозрачна ли вода?» - Как мы можем это проверить? Давайте – как опустим в стакан трубочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Да, вода прозрачная. 2. «Какого цвета вода?» - Сейчас мы с вами проверим, какого цвета вода. На столах у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите к стакану синюю (зенленую, белую) полоску. Можно ли сказать, что вода синяя, зеленая, белая? Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Какого же цвета вода? Вода бесцветная. - Очень трудно работать исследователем. Приходится часто и подолгу сидеть, от этого устает спина, она становится больной и кривой. Чтобы этого не случилось, надо следить за своей осанкой. Мы сейчас выполним упражнение «Небо – Земля», оно поможет сделать нашу спину красивой и сильной. 1. Руки на поясе, ноги слегка расставить. Отвести руки назад, соединить лопатки, руки вперед, выгнуть спину. 2. Назад прогнуться, наклониться вперед, выгнуть спину – вот и стал наш подвоночник лучше двигаться. 3. Опыт «Какой запах у воды?» - Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем по всей квартире. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода? Давайте понюхаем. Есть ли у воды запах? Вода не имеет запаха. - Ребята, вот мы с вами и исследовали воду. Какая же она – вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса). Мне хочется открыть вам один секрет. Поверхность воды может отражать предметы. В старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. - Как вы думаете, что случится с водой, если в неё добавить сахар или соль? А вы знаете, что морская вода тоже соленая, пить её невозможно, но купание в морсокй воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль, чтобы люди могли принимать ванны в домашних условиях. - Ребята, а откуда у нас в доме, детском саду вода? Все мы пользуемся природной водой. Речную воду очищают, а чистую насосы качают по трубопроводам, которые подведены к каждому дому, зданию. Кажется, что воды на Земле много. Но на планете много и людей, которые используют воду. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех. - Посмотрие на знаки: «Закрывай кран с водой», «Не пускай воду сильной струей», «Содержи в чистоте реки, озера, не засоряй их. Давайте пройдем в группу, посмотрим, что случается с природной водой, когда не соблюдают эти правила. - Я уверена, что вы, ребята, ни сейчас, ни потом, когда вырастите, не причините вреда природе. Вспомните, что было на занятии. Скажите, что вас удивило? Чему вы научились? Давайте попрощаемся с гостями и скажем «Пусть миру будет хорошо!»
|