Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
«Воспитание эмоций через движение» Занятия музыкально - ритмическими движениями развивают у детей умение осознавать те чувства, которые вызвала у них звучащая музыка и в какой-то мере управлять этими чувствами. Разнообразные музыкальные игры, пляски помогают музыкальному руководителю обогащать эмоциональный мир детей, развивать способность активно откликаться как на содержание музыки, так и на явления окружающей действительности. В программе детского сада требования к музыкальному воспитанию посредством движения постепенно усложняются. Программа дает основную схему, которая должна помогать педагогу последовательно строить работу с детьми, но не может раскрыть всего содержа¬ния работы. За время пребывания в детском саду развитие детей, их восприимчи¬вость, сознательность, запас знаний, двигательные возможности непрерывно изменяются. А вместе с тем изменяется и способность воспринимать музыку. Одно и то же музыкальное произ¬ведение воздействует на ребенка в разном возрасте по-разному, поэтому для раскры¬тия его содержания детям требуется уже иной игровой образ. Естественные детские «средства выразительности» (ходьба, бег, прыжки и т. п.) у детей младшей и старшей групп также приобретают разное выразительное значение. Еще больше отличается детское по¬нимание выразительности этих дви¬жений от представления взрослых (сравните, например, обычное у де¬тей выражение восторга, веселья прыжками на двух ногах с проявле¬нием этих чувств у нас!). Наобо¬рот — многие, вполне естественные для нас движения (например, пере¬менный шаг, как выражение чувств и образов, связанных с хо¬роводной или плясовой музыкой) недоступны и не нужны малышам не потому только, что они им техни¬чески трудны, а потому, что их вы-разительность, их содержание детям непонятны. Поэтому надо, чтобы музыка и движения игр и плясок были доступ¬ны детям не только по своим внеш¬ним признакам (т. е. были посиль¬ны для восприятия и воспроизведе¬ния), но по содержанию и характе¬ру соответствовали уровню разви¬тия детей, чтобы они отвечали дет¬скому пониманию музыкальной и двигательной выразительности. Движе¬ния, на которых строятся музыкаль¬ные игры, пляски, упражнения, соединяясь с музыкой и образами различного характера, легко изме¬няют свою обычную форму и выра¬зительность. Благодаря этому они служат прекрасным средством для углубления и уточнения музыкаль¬ного восприятия. Музыкальный руководитель дол¬жен систематически учить детей из¬менять форму (силу, быстроту, раз¬мах, ритм) и выразительность дви¬жений в соответствии с характером, структурой музыки: чем подробнее и точнее ребенок стремится отразить в движениях содержание музыки, тем внимательнее он вслушивается, полнее воспринимает. При этом педагогу не приходится затруднять детей разучиванием множества сложных движений. Все внимание детей он может направ¬лять на музыку, на образы игры и одновременно совершенствовать ка¬чество и выразительность движений. С начала года дети младшей группы, играя, танцуя, знакомятся с музыкальными произведениями различной эмоциональной окраски. Постепенно дети глубже проникают в мир музыкальных образов, яркое веселье одних плясовых мело¬дий дополняется другими, наполненными чувством беззаботной радости; спокойная музыка раскрывается то нежной лирикой (колыбельной), то легкой грустью. Сложнее сделать доступным понятным для детей дошкольного возраста мир, так сказать, «серьез¬ных» музыкальных образов — на¬учить их переживать и передавать содержание музыки энергичного, волевого характера. Сложность в том, что мы располагаем очень не¬большим кругом понятных и близ¬ких детям образов и движений, ко-торые помогли бы раскрыть им ее содержание (особенно в младших группах). Вот трехлетние дети играют в «солдат» или «физкультурников»: они шагают, высоко поднимая ноги, громко топают. В это движение она вкладывают энергию, затрачивают физическую силу. А предложите детям продолжить выполнять движения под энергичную музыку марша. Думаете, оно раскроет им содержание музыки? Дети еще лучше и выразительнее зашага¬ют «высоким» шагом, почувствуют себя еще сильнее и смелее? Нет, это не так. Без музыки каж¬дый ребенок двигался в удобном для него темпе и ритме, по-своему выражал свое переживание игрового образа. Теперь, двигаясь под музыку, детям приходится под¬чинять свой шаг темпу музыки, согласовать его с движениями других детей и наполнять его иду¬щим от музыки единым эмоциональ¬ным содержанием. Для детей младшей группы все это невыполнимо и непонятно. В этом возрасте они еще не умеют со¬гласовывать с музыкой темп простой ходьбы, не требующей ни большого мышечного напряжения, ни сложной координации движений, необходимой для «высокого» шага. В данном случае воздействие музыки детям не поможет, а нару¬шит непринужденность их движе¬ния; оно потеряет свою эмоциональ¬ность, осмысленность и выразитель¬ность. Чтобы этого не случилось, нуж¬но учить детей согласовывать с му¬зыкой более доступное по содержа¬нию и форме, хотя и энергичное движение, передавать менее слож-ные образы и чувства. В упражнении «Кто лучше умеет топать?» шутливый, забав¬ный игровой образ и связанные с ним действия понятны и близки де¬тям: движение по-детски передает задорный, ритмичный характер ме¬лодии и текста песенки М. Раухвергера «Ножками затопали». Дети с увлечением, энергично «топают» и учатся подчинять движение музыке, не утрачивая его эмоциональности. При этом каждый ребенок находит свой, удобный ему ритм движения: содержание игры не требует от де¬тей слаженности движений всей группы. Дети второй младшей группы также любят воображать себя «сильными и смелыми»; наша задача — несколько уточнить и по-новому осмыслить для них эти чув¬ства и образы. Так, игровое упражнение «Идти смело и прятаться» раскрывает де¬тям характер решительного, задор¬ного марша, вызывает желание от¬четливо отразить его в движении. Чем больше «пугается» воспитательница, «отступая» перед детьми, тем смелее и задорнее они на нее «на¬ступают», выше поднимают ноги, шагают решительнее и ритмичнее. Самое важное — дети и пережи¬вают, и передают содержание этой игры и музыки не поодиночке, а все вместе, одинаково и сообща. Харак¬тер музыки отражается не столько движением каждого ребенка, сколь¬ко согласованностью их действий. Это по-новому окрашивает детское переживание силы и смелости: пусть дети почувствуют играя, пока не вполне ясно и отчетливо, что именно это единство позволяет им быть та¬кими «сильными и смелыми». В средней группе марш М. Робера (по характеру и структуре сходный с музыкой И. Берковича) раскрывается детям в упражнении «Ходьба различного характера» уже совсем другими обра¬зами; те же движения служат для выражения иного эмоционального содержания. Вместо игры в «Силь¬ных и смелых» дети должны почув¬ствовать музыку и передать в дви¬жениях организованность, бодрость их собственного детского коллекти¬ва, умение каждой пары выполнять задание точно и дружно. Упражнение удается детям не сразу. Хотя они уже умеют согла¬совать свой «высокий» шаг с тем¬пом музыки, но ритм движения у них разный: одни поднимают ногу резче, выше, другие медленней, ни¬же; одни с силой топают, другие опускают ногу мягко; по-разному двигаются и руки. К тому же груп¬па еще плохо держит строй, недо¬статочно ловко и точно перестраи¬вается. Поэтому каждый ребенок, каждая пара и вся группа в целом не испытывают подъема от единст¬ва своих действий, не испытывают удовольствия от слияния движений с музыкой. Надо помочь детям преодолеть эти недостатки. Упражнение «Кача¬нье рук» научит детей свободно и энергично работать руками, что придает «высокому» шагу большую динамичность. Разучивая упражне¬ние «Мальчики и девочки» (на му¬зыку английской народной песен¬ки), дети лучше поймут значение отчетливой формы «высокого» шага для его силы, стройности, вырази¬тельности и научатся правильнее его исполнять. Придать «высокому» шагу детей больше задора, улучшить их осанку, сделать движение праздничным по¬может дополнительный образ - флажки в руках детей (поднятые на «высоком» шаге и опущенные на тихом). После такой подготовки дети ра¬достно, с увлечением и выразитель¬ностью маршируют «высоким» ша¬гом под музыку Робера. К концу года «высокий» шаг де¬лается одним из самых любимых движений детей средней группы. От¬четливость, сила, организованность движений каждого ребенка и всех вместе, приподнятость настроения и выражение «значительности» на лицах детей показывают те чувства, которые возбуждает в них красивая энергичная музыка. В старшей группе в процессе разучивания этюда на музыку мар¬ша Ж. Люлли дети посте¬пенно изменяют характер «высокого» шага: в их движениях начинает сквозить что-то новое, отражающее представление детей о мужестве и героизме, которое они уловили в строгой, сдержанной музыке. Чтобы дети глубже почувствовали характер музыки Люлли, надо их познакомить с упражнениями, в которых содержание решительной энергичной музыки раскрывается образами иного характера. Такого, например, упражнение «Лошадки» на музыку Дарондо. «Высокий» шаг «Лошадок», хотя и гордый и решительный, получает здесь подражательную форму и игровое содержание, созвучное музыке «Танца» Дарондо. Мы проследили, как в работе над «высоким» шагом постепенно рас¬ширяется эмоциональный мир детей. Новые чувства помогают детям по-иному слышать и сильнее пережи¬вать многие музыкальные произве¬дения. Такая работа над движением тре¬бует от музыкального руководителя внимания и чуткости. Она невоз¬можна без контакта с воспитателя¬ми. Образы игр и упражнений ожи-вают и помогают раскрывать содер¬жание музыки, обогащают впечатлениями, знаниями и навыками, получаемыми детьми не только на музыкальных занятиях, а во всей жизни группы. Музыкальный руководитель КГКП «Ясли-сад № 10» акимата города Рудного Кильдишова Ирина Викторовна | |
Просмотров: 371 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|