Экологическое воспитание возможно при определённых условиях: формирование экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы): понимание важности охраны окружающей среды; воспитание гуманно – деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнение определённых правил поведения в природе. Большое внимание в своей работе мы уделили ознакомлению детей с птицами, выбор не случаен. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. В своей работе мы использовали методы эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения за сезонными изменениями в жизни птиц, и их фиксация в календаре: труд по уходу за птицами на участке детского сада: игры экологического содержания: чтение художественной литературы авторов К.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова. Эти рассказы «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять . закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. На занятиях, целевых прогулках подводили детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания(лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу и т.д.) Проводили беседы о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Предложили детям самостоятельно изготовить кормушки, используя бросовый материал, устроив праздник с угощениями для пернатых друзей. Дети получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. Нашими частыми гостями стал синицы, воробьи и голуби. Одним из средств закрепления полученных знаний являются дидактические игры. Были изготовлены ряд игр содействующих формированию экологических представлений дошкольников. ( «Меню для птиц», «Птицы на кормушке», «Перелётные, зимующие», «Кто где живёт», «Юные орнитологи») По итогу этой работы дети показывают хорошие знания, в конце учебного года различают и называют перелётных и зимующих птиц, места их обитания, предпочтения в питании, умеют длительно проводить наблюдения, делать выводы.
|