Ведение календаря погоды является важным моментом в методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Для второй младшей и средней группы - это набор картинок по каждому сезону, на которых изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, ветер, дождь и т.д. На ряде картинок должно быть изображено одно и тоже дерево в разных условиях: в тихую, ветреную, в дождливую, солнечную погоды, в разные времена года. Ещё должна быть кукла с набором одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы, полученные во время наблюдения природы, полученные во время наблюдения. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей. Собираясь на прогулку воспитатель показывает куклу, сообщает её имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждёт, пока малыши разденутся, - ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений. «Сейчас мы тебе покажем картинку» - говорит педагог, обращаясь к кукле, и достаёт набор карточек, изображающих различные явления природы. Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети мы с вами смотрели на солнышко, это солнышко? – нет это облака, давайте найдём солнышко». Дети находят нужную картинку, показывают её кукле, ставят рядом на подставку. Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в лёгких кофточках. Ты тоже надень кофточку» воспитатель одевает куклу и говорит, что Маша теперь тоже гуляет. Кукла и карточка остаются до конца дня, после ухода детей карточка убирается. На следующий день дети находят карточку отображающие их наблюдения на прогулке, оденут Машу и кукла опять будет «гулять». Ежедневные наблюдения с помощью куклы и карточек помогут детям второй младшей и средней группы знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдение из окна. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам – на них плащи и в руках зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку на которой изображён дождь, и отпускают Машу гулять одев на неё плащ с капюшоном. В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарём, но четырёхлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для неё признаки( например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошёл дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляют две – три картинки. Таким образом работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов – картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Всё это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.
|