Рассказы, рекомендованные в круг чтения детей 6-7 лет, знакомят детей с явлениями природы, общественной жизни, учат сознательно относиться к своим поступкам и поступкам товарищей, способствуют развитию речи, творческой фантазии. В основе этих рассказов лежат события доступные пониманию детей этого возраста. Тексты невелики по объему, состоят из нескольких четко разграниченных эпизодов, действие развивается в логической последовательности. Герой рассказов - дети, взрослые, животные, поведение и переживание которых конкретны, доступны и близки дошкольникам. Язык произведений яркий и образный. Читать рассказы следует неторопливо, естественно, без пафоса. Поступки действующих лиц, их речь следует передавать в строгом соответствии с характером, настроением героев и намерениями автора. Чтецу надо конкретно представить каждого персонажа, видеть, что с ним происходит, иметь своё отношение к нему, правильно передавать переживание героев, мотивировать поступки. Одобрять или осуждать их. Каждый персонаж должен предстать перед ребёнком как живое лицо, с индивидуальным характером. Но вместе с тем воспроизведение персонажей не должно перерастать в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой, звукоподражанием. Воспитателю необходимо образно и живо передать поведение и разговор хорошо известных ему лиц. Для целостного восприятия рассказа большое значение имеет начало его чтения. Задача педагога – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать повествованием. Этого можно достичь в том случае, если взрослый, сам увлеченный рассказом, будет стремиться вызвать у дошкольников определенные мысли, чувства, переживания, если в его голосе будет чувствоваться заинтересованность , желание сообщить что -то важное. Рассказы, которые читаются детям, обычно состоят из нескольких законченных эпизодов. Между ними следует делать паузы, чтобы ребята могли осмыслить и пережить прочитанное, психологически подготовиться к прослушиванию следующей части. Внимания требует и завершение чтения рассказа. Поэтому последний обзац надо произносить несколько замедленно, после чтения делать паузу, чтобы дать возможность детям пережить услышанное и побыть под впечатлением прочитанного. Необходимо соблюдать бережное отношение к языку рассказа. При подготовке к чтению следует отметить наиболее яркие места, красочные выражения, содержащие новые понятия, чтобы при передаче текста выделить их голосом и обратить на них внимание ребёнка.
|