Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушениями интеллекта Актуальность исследования обуславливает то, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует система методик социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость. Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – театрализованная деятельность. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей. Основная задача обучения игровой деятельности детей с нарушениями интеллекта – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы – заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками интеллекта задачи, например задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Оценочные критерии социализации: 1. Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре, навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие поступки, помогать взрослым по их просьбе 2. Коммуникативные способности детей: понимание ситуаций, уровень проявления организаторских способностей. Опытно-эксперементальная работа состоит из последовательных этапов – констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых требует определенных методик. На первом этапе, констатирующем – исследуются характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющих на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-эксперементальной работы. Задача второго этапа – формирующего, разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. На третьем этапе, контрольном, в результате проведенных диагностических процедур и реализации занятий проводится повторный срез и дается оценка эффективности предложенных занятий, а так же рекомендации педагогам. В исследовании были использованы следующие методы: I. Беседа Цель: выяснить знание нравственных норм поведения Обсудить с детьми вопросы: 1) Что по-твоему рассказал ей Миша? 2) Какие поступки мальчика тебе не понравились? 3) Как поступил бы на его месте ты? Знания оценивались по пятибальной шкале: - за все правильные ситуации – отлично; - за 3 и более ситуации – хорошо; - за 2 ситуации – удовлетворительно; - за 1 ситуацию – плохо. В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши. II. Наблюдение Цель: установить уровень сформированности нравственных норм поведения На этом этапе исследования велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение учебного года, непосредственную помощь оказывал помощник воспитателя. Уровень сформированности нравственных норм поведения определялся как: Первый уровень – сформирована устойчивая привычка поведения Второй уровень – привычки сформированы, но не устойчивые Третий уровень – стадия формирования привычки Четвертый уровень – привычки не сформированы III. Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили: замкнутость – 1 балл, малообщителен – 2 балла и общителен – 3 балл. Оценка уровня коммуникаций : высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2-3 балла, низкий уровень 1-2 балла. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения. Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. I. Диагностика методом беседы показала следующие результаты: Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 2 (20%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка – 2 (20%) ребят. Выделили две ситуации 3 (30%) детей с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки") и 3 (30%) – выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами. II. Следующим соизмерением исследования было наблюдение за поступками детей с целью установить уровень сформированности нравственных норм поведения Проводилось стороннее наблюдение за поступками детей в течение полугода, определялось наличие нравственных норм поведения. Непосредственную помощь оказывал помощник воспитателя. Результаты этого исследования представим в виде таблицы по показателям норм поведения (Таблица 1). Таблица 1 – Уровень сформированности нравственных норм поведения (кол-во, Норма поведения Сформирована устойчивая привычка поведения (1 уров.) Сформированы неустойчивые привычки (2 уров.) Стадия формирования привычки (3 уров.) Привычки не сформированы (4 уров.) Приветствие (привычка здороваться) 5 (50%) 3 (30%) 1 (10%) 1 (10%) Привычка делиться с друзьями в игре 1 (10%) 4 (40%) 3 (30%) 2 (20%) Навык культурного поведения за столом 4 (40%) 2 (20%) 2 (20%) 2 (20%) Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки 1 (10%) 4 (40%) 2 (20%) 3 (30%) Привычка помогать взрослым по их просьбе 4 (40%) 2 (20%) 2 (20%) 2 (20%) Средний показатель сформированности нравственных норм поведения в % 30% 30% 20% 20% Данные таблицы 1 показывают, что необходимо формировать нормы нравственного поведения участвовавших в эксперименте детей. В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявляют низкий уровень сформированности нравственного поведения. III. Диагностика по методике "Понимание специфики ситуации" проводилась следующим образом, детям раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Дети ведут себя по-разному, ничем не выделяются. Рисунки детей в основном не аккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с трудом. В играх и на занятиях малоактивны, а некоторые могут быть и безразличны к происходящему. В основном любят активные игры на участке. Эти дети в основном из семей "среднего" социального статуса. У части детей неполные семьи. В некоторых семьях работает только один родитель. Результаты обследования коммуникативных способностей детей занесены в Таблицу 2. Таблица 2 – Коммуникативные способности детей № Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка дошк. (баллы) Среднее количество баллов Уровень коммуникат. способностей 1 Даниил Т. 3 2 2,5 средний 2 Рамиле Ш. 2 3 2,5 средний 3 Саша И. 3 3 3 высокий 4 Алим Б. 1 1 1 низкий 5 Сава М. 1 2 1,5 низкий 6 Данил Т. 1 2 1,5 низкий 7 Вика Б. 2 3 2,5 средний 8 Яна Х. 3 3 3 высокий 9 Рома 1 2 1,5 низкий 10 Дима Т. 2 2 2 средний И так, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 2(20%) детей, с низким 4(40%) детей и 4(40%) детей имеют средний уровень коммуникативных способностей. Полученные показатели коммуникативных способностей в ходе констатирующего экпиремента для детей возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны. Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач: 1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении 2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения; 3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей; 4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. Целью итогового этапа является в определении эффективности предложенных мероприятий для успешной социализации детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения. Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту. Так повторный срез оценки знаний нравственных норм поведения показал, что дети стали активнее принимать участие в приборке игровой комнаты, за столом во время еды стало поступать меньше замечаний от воспитателей, дети в основном перестали крутиться за столом. Стали приветливее со старшими, внимательнее к окружающим. Им стало интереснее играть игрушками не в одиночку, а с другими детьми. Дети стали много собраннее. После прочитанного рассказа на вопрос – "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши в основном все дети ответили правильно. В знаниях нравственных норм поведения дети подтянулись. Не осталось детей, которые не знакомы с нравственными привычками. Повысились знания нравственных норм и у остальных детей. В целом занятия с элементами игр повлияли положительно на воспитание нравственных норм детей. В знаниях нравственных норм поведения дети подтянулись. Но еще остались дети, которые не знакомы с нравственными привычками. Повысились знания нравственных норм и у остальных детей. В целом занятия с элементами театрализованной деятельности повлияли положительно на воспитание нравственных норм детей. Контрольное наблюдение за ребятами так же дало положительные результаты. Театрализованные игровые занятия с детьми эффективны в развитии нравственных норм поведения, а значит и влияют на успешную социализацию детей. Таким образом, по проведенному исследованию можно сделать вывод о том, что воспитание нравственного поведения у младших детей средствами театрализованной деятельности является эффективным способом успешной социализации детей. Повторное диагностирование коммуникативных способностей детей, показало, что личностные характеристики детей немного изменились, дети стали более общительные, появились. Сформированность коммуникативных способностей после эксперимента представлены в Таблице 3. Таблица 3 – Коммуникативные способности детей № Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка дошк. (баллы) Среднее количество баллов до экспер. после экспер до экспер. после экспер до экспер. после экспер 1 Даниил Т. 3 3 2 3 2,5 3 2 Рамиле Ш. 2 3 3 3 2,5 3 3 Саша И. 3 3 3 3 3 3 4 Алим Б. 1 2 1 2 1 2 5 Сава М. 1 2 2 2 1,5 2 6 Данил Т. 1 2 2 2 1,5 2 7 Вика Б. 2 3 3 3 2,5 3 8 Яна Х. 3 3 3 3 3 3 9 Рома 1 1 2 2 1,5 1,5 10 Дима Т. 2 3 2 3 2 3 Из таблицы 3 видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились. Таким образом, по полученным результатам и выводам в ходе опытно-эксперементальной работы, можно с уверенностью сказать, что процесс социализации детей с нарушением интеллекта в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением интеллекта; если использовать специально подобранные методы театрализованной деятельности. Выводы: 1) социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей; 2) основная проблема социализации это отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения; 3) в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций; 4) развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличаются от развития детей нормы и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество; Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями. | |
Просмотров: 538 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|