Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Проблемы формирования духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста поднимается все чаще и чаще. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственной и духовной культуры. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка дошкольного возраста, его мировоззрение заполняются вредным, а зачастую и аморальным содержанием виртуального мира, телевиденья, СМИ. Социокультурная ситуация в современном мире характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания дошкольников [1]. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Особого внимания заслуживает данная проблема в процессе воспитания детей с особенностями развития. Далеко не у всех детей с общим недоразвитием речи духовно-нравственная культура сформирована на высоком уровне. Проблема формирования нравственных качеств личности стояла перед педагогами всегда. Об этом говорил Сократ, Сенека, Я. А. Каменский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Петрова В.И., Стульник Т.Д. и др. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе: - Потеря связей между младшим и старшим поколениями. - Навязывание чужой идеологии, культуры других стран и народов (одежда, предметы быта, общение, досуг). - Духовно-нравственное воспитание в большинстве случаев рассматривается достаточно в узком направлении, не раскрывающем всю глубину и суть проблемы. - Практически нет чётко определённых целей и задач духовно-нравственного воспитания в современных условиях и отсутствие четких технологий духовно-нравственного воспитания. Какие бы сложные и противоречивые процессы ни происходили в нашем обществе, всегда остается актуальной проблема, для решения которой необходимо тесное сотрудничество образовательных учреждений, специалистов педагогов и психологов, родителей – это проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста. Среди основных причин, актуализирующих разработку вышеуказанных проблем в современном обществе, можно выделить: - возникновение в современном обществе стихийной, деструктивной для развития детей дошкольного возраста, опасной по своим последствиям социальной ситуации; - появление новых требований со стороны общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, нарушение преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня значительно части подрастающего поколения; - вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций. С.Б. Михайлова в своей статье говорит, что в условиях отсутствия стабильности в экономической и социальной сферах общества возникают следующие проблемы: - проблема определения системы духовных ценностей, ориентиров для основных социальных слоев и групп; развития взглядов и убеждений, способных консолидировать общество; изучения диалектики соотношения общественно-детерминированных факторов воспитания и возможностей, условий ее саморазвития; - проблема анализа качественных характеристик и возможностей различных социальных групп и определения путей формирования социально значимых качеств; - проблема исследования соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности. Еще одной проблемой в формировании духовно-нравственной культуры у детей является искажение или разрушение традиционных устоев семьи. Деформация сферы семейного воспитания заключается в следующем: - в утрате родителями традиционных нравственных ориентиров, которую играют важную роль в воспитании ребенка; - в отсутствии преемственности педагогической традиции в семье, то есть родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления нравственного мира ребенка. Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны. Это утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми. Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека, неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов, духовная немощь сегодняшних детей [2]. К большому сожалению, мы не можем отрицать того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации. Находясь рядом с родителями, дети зачастую предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом со стоящей мамой, изображать персонажей различных мультипликационных «страшилок», зачастую носящих низконравственное и низкоморальное содержание [3]. Воспитательные задачи семьи, по мнению И.А.Ильина, заключаются в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях». Развитие личности в процессе социализации и нравственного воспитания всегда были в центре внимания исследователей. Многие ученые, такие как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, стремились сформулировать целостный взгляд на развитие ребенка, определяя его как процесс «врастания» в человеческую культуру. Поэтому одним из важных факторов, определяющих формирование модели мира ребенка, является влияние «взрослой» культуры. При этом важное место занимает позиция самого взрослого, так как взросление детей происходит только при активном взаимодействии с взрослыми. Но стратегия взрослых при этом может быть построена на разных основаниях. Многочисленными исследованиями доказано, что наиболее проблемным в современном обществе для ребенка является вариант либеральной стратегии. Это связано с тем, что ребенок при такой стратегии не в состоянии сформировать целостное представление о себе, окружающих людях и мире, так как при наличии неустойчивой системы требований взрослых ребенок теряет ориентиры, необходимые для «врастания» в человеческую культуру, для достижения эффективных результатов в социально-нравственном воспитании. Также в современном обществе слишком часто приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка. Ребенка постоянно нагружают когнитивно в ущерб эмоциональному и духовно-нравственному развитию. Дети депривированы по отношению к окружающему миру в угоду компьютеру, телевизору, откуда транслируются далеко безнравственные эталоны поведения. Духовно-нравственное воспитание, которое обеспечивается целостностью и гибкостью воспитательных воздействий взрослых на детей, в различных ситуациях взросления позволяет воедино связать такие направления развития, как интеллектуальное, общекультурное и социально-нравственное, так как именно духовно-нравственное воспитание является, по сути, природосообразным и включает в себя синтез интеллектуального и эмоционального, рационального и духовного. Значительный объем информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают педагоги в образовательных учреждениях. Местом общения становится детский сад, а далее - школа, где дети испытывают дружбу, первую влюбленность и вражду. Происходит адаптация и для становления ребенка, необходимо создать условия, которые бы обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в ДОУ должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребенка [4]. В настоящее время в образовательном процессе акцент делается в сторону овладения образовательными стандартами и усредненными навыками воспроизводства тех или иных культурных образцов. Это привело к тому, что оказалась «потерянной» сама личность учащегося, ее внутренний мир, переживания, индивидуальные интересы к той или иной социально значимой деятельности. Из педагогических программ и учебных курсов исчезли такие задачи, как формирование мировоззрения, духовно-нравственное развитие личности, воспитание тех или иных личностных качеств. Вместо этого везде, где можно, вводятся понятия «компетенции», «умения и навыки», «знания», касающиеся будущей профессии, исполнительской деятельности, развития специальных способностей и т.д. Мы не склонны противопоставлять процесс обучения процессам воспитания. Важнее отметить необходимость первичности воспитательных задач, которым должны подчиняться обучающие задачи. Педагог Ян Коменский писал о роли воспитания в становлении личности и полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях их физические и духовные силы. Проблемой является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих воспитанников, в том числе и их предпочтения в средствах массовых коммуникаций. Преподаватель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности средств массовых коммуникаций в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращаются, во многих детских садах их просто нет. Выход из этой ситуации только один – каждый педагог или воспитатель должен расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный. Следующей актуальной проблемой, на наш взгляд, является слабое программно-методическое и информационное освещение вопросов формирования духовно-нравственной культуры в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Анализ исходного состояния образовательных программ в учреждениях данного типа показал, что при наибольшем количестве программ художественно-эстетического, общекультурного направления (85 %), лишь сотая часть их ставит целью духовно-нравственное просвещение или приобщение к духовно-нравственной культуре и ценностям общества. Причинами этого является, с одной стороны, неготовность педагога заниматься воспитательным процессом, отсутствие критериальной базы, психолого-педагогических методик, необходимых для оценки результатов воспитания, с другой стороны невостребованность в данной услуге со стороны основных заказчиков - детей и родителей. Из предыдущей проблемы возникает еще одна проблема – отсутствие со стороны государственных органов, телевиденья, всемирной сети «Интернет», СМИ активной пропаганды мировоззренческо-идеологических основ, духовной культуры современного общества, мировой цивилизации. Наоборот, наблюдается усиление негативного воздействия средств массовой информации на подрастающее поколение, концепция государственно-патриотической идеологии находится в процессе формирования и страдает недостатками (слабо выражена духовная компонента и гуманистическая направленность, недооцениваются роль, значение принципа взаимосвязи, взаимозависимости, неразрывности духовности, личности и патриотизма). Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время существует множество проблем, которые препятствуют развитию духовно-нравственной культуры у детей с нарушениями речи. Обеспечение единства образования и духовных ценностей, соответствующих традиционной для современного общества культурной модели, при которой будут применяться новые методы в воспитании детей, помогут в решении проблем, обрушившихся в последнее время на современное общество. Все это вместе даст толчок для активного духовно-нравственного развития будущего поколения страны. Список использованной литературы: 1. Кружкова Д.А. Анализ современных исследований проблемы воспитания нравственных качеств у дошкольников. // Педагог. С.3. – 2017. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4316 2. Шорстова О. В. Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 526-529. — URL https://moluch.ru/archive/119/32840 3. Сенокосова Н. Н., Фадеева Л. В. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7819/ (дата обращения: 20.05.2019). 31. Агаркова Ю. С., Кривохижа Ю. А., Павлова Е. С., Пузынина Е. Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 561-563. — URL https://moluch.ru/archive/136/38057/ (дата обращения: 20.05.2019). Источник: http://collegy.ucoz.ru | |
Просмотров: 507 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|