Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Предметно-развивающая среда как средство активизации словарного запаса. Чтобы научиться говорить, надо говорить. М.Р. Львов Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры – устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов, использование декораций, сюрпризных моментов и др. Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. На занятиях рисованием им предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры - занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др. Игры - занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 - 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры - его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность. Средний дошкольный возраст - это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах. В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения. Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связанно, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания. Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное - хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали в младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определённом словосочетании, предложении. Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта. Старший дошкольный возраст. Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4 - 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растёт и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 - 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-бо, марионетка). Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела. Как показывает опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию речевого уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляется. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 200 - 2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком. | |
Просмотров: 337 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|