Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Лысенко Ирина Николаевна
Музыкальный руководитель
«Специализированный д/с «Бобек» г. Абай

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Музыка – это волшебство, особый язык, позволяющий передать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения, питания ребенка.
Традиции музыкального воспитания детей дошкольного возраста имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и традиции так называемой народной педагогики, различные системы, созданные композиторами Золданом Кодаем, Карлом Орфом и др., система работы с дошкольниками, разработанная профессором Ветлугиной Н.А., программа Кабалевского Д.Б. «Музыка», а так же многообразный опыт работы с малышами в кружках и студиях. «Программа» – это компас, а мы - музыкальные руководители, ориентируясь на этот «компас», выбираем каждый свою дорогу в музыкальном воспитании детей.
В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. Основы же творческой инициативы закладываются именно в детстве. В основном задания по песенному, игровому и танцевальному творчеству рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я же считаю, что подводить детей к навыкам творческих проявлений нужно начинать постепенно, начиная уже с младшего дошкольного возраста. Уже в этом возрасте дети должны пытаться творчески выполнить то или иное задание, доступное им.
Очень важно всегда оставлять за детьми право что-то менять, варьировать, дополнять по своему усмотрению, чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот, пополнялся и обогащался за счет более углубленного проникновения в суть происходящего.
Актуальность активизации творческих проявлений у детей дошкольного возраста состоит в том, что всякое творчество развивает в ребенке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, желание доставить другим радость. И мы, музыкальные руководители, должны стремиться воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, нравственно-эмоциональную сферу, познавательные интересы и личностные новообразования. Чтобы, как сказал известный педагог Ш.А.Амонашвили, «искорки их мыслей образовывали царство мысли» и чтобы они чувствовали себя в этом царстве властелинами.

Проблема:
Как развить в детях творческую инициативу? Как привить детям желание творить, выдумывать, пробовать, не бояться проявить себя в музыкальном творчестве? При этом, развиваясь и эстетически, и нравственно, и интеллектуально, и физически?

Цель:
Формирование творчески активной, духовно – культурной личности с развитым эстетическим вкусом, способной к импровизации, фантазии, перевоплощению.

Задачи:

• Учить детей в пении и танцах выражать свои чувства и состояния.
• Формировать умение выражать свои мысли мелодией.
• Учить детей обыгрывать разученные песни и тематические произведения.
• Развивать активное отношение к творческим заданиям.
• Развивать актерские и исполнительские способности.
• Развивать музыкальный слух.
• Воспитывать интерес к творческим заданиям
• Воспитывать смелость, самостоятельность, умение отстаивать свои творческие взгляды.
• Воспитывать любовь к музыкальному творчеству.
• Воспитывать уважение и терпимость друг к другу.

Ожидаемые результаты:

• Дети имеют большой объем музыкальных впечатлений.
• Дети умеют активно воспринимать музыкальные произведения, характеризовать и анализировать их.
• Дети понимают музыкальную речь, могут самостоятельно составить портрет незнакомого произведения.
• Дети приобрели устойчивые навыки выразительных движений, умеют проявить творчество в танцевально – игровой деятельности.
• В песенных импровизациях многие дети умеют выразить себя, петь с музыкальным сопровождением и без него.
• Дети спокойно и объективно могут оценить как исполнение товарищей, так и свое собственное исполнение.
• Дети стали более уверенными в своих силах, не боятся делать ошибки и исправлять их, имеют собственное мнение.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка меняется отношение к занятиям, появляется желание не просто петь, играть, плясать, но и узнавать что-то новое, ему неизвестное. Он интересуется качеством своего пения, уровнем выполнения музыкально-ритмических движений, у него повышается музыкальная восприимчивость при слушании музыки, появляются свои предпочтения в отношении предлагаемого материала, оценочное отношение к исполнительской деятельности, как своей, так и окружающих, формируется восприятие основных свойств музыкальных звуков.

Моя работа основана на следующих принципах:

-принцип художественного тематизма в построении использования музыкального материала;
-динамическое развитие музыкальных оценок произведений и исполнений, происходящих путем применения умственных операций на дифференцирование, сравнение и обобщение элементов музыки в каждом занятии;
-развитие музыкальных оценок и актуализированного в них эмоционально – оценочного отношения у детей к музыкальным явлениям;
Методические рекомендации состоят из 20 игровых заданий, расположенных в последовательности постепенного накапливания детьми слушательского и исполнительского опыта. Задания я варьирую по своему усмотрению, в зависимости от музыкального развития данных детей и от поставленной мною задачи.
Каждый этап имеет свои учебные задания, но в каждом из них присутствуют и такие, которые сохраняют свое значение на протяжении всего формирующего цикла. Эти задачи обращены, прежде всего, на эмоциональное отношение детей к музыке, к исполнительской деятельности своих товарищей, выраженное в оценке, эмоциональных и мотивированных высказываниях, на закрепление музыкальных знаний и закрепление их в поисковых ситуациях.
Существенным в методике является и то, что возможно использование нескольких игровых приемов сразу в одно занятие по нескольким видам музыкальной деятельности.

Задания первого этапа в основном посвящены оценке характера музыкального произведения, его эмоционального содержания. Дети учатся различать и сравнивать музыку различной контрастности (контрастную, малоконтрастную, неконтрастную). Методом выбора ребята сначала пытаются сравнить их, предварительно проанализировав каждое произведение, затем предпочитают понравившееся (возможно без предварительного анализа). Таким образом, дети чаще используют такие умственные операции как анализ, сравнение, обобщение. По мере накопления опыта музыкального восприятия, они различают, дифференцируют музыку по оттенкам чувств, различных настроений. Целью этого этапа является не охватить музыкальным репертуаром многообразие гаммы чувств и эмоциональных переживаний, связанных с характером произведения, а лишь дополнить и закрепить некоторые музыкальные знания о них.
Задания «Отгадай мой танец» и «Конкурс артистов» предназначены для активизации на занятиях танцевального творчества детей. Они занимают довольно большое количество времени на их проведение, так как исполнение чередуется с последующей его оценкой детьми, коллективным обсуждением, выбором лучшего. Постепенно дети привыкают к этой своеобразной организации занятия, и быстрее входят в роль маленьких критиков. Активное участие в обсуждении выступлений, заставляет ребенка внимательно наблюдать за другими, выступающими детьми, сравнивая при этом собственные возможности. Анализируя исполнения своих товарищей, ребенок с большим пристрастием относится к себе, контролируя и исправляя свои ошибки.
Этот период особенно важен: в нем дети интенсивно обогащают личный словарь музыкальных терминов, который , безусловно, будет дополняться последующими сведениями, но составляет основу для последующей оценки художественного образа в музыкальном произведении.

Второй этап направлен на оценку детьми музыкального образа в процессе восприятия музыкальных произведений и исполнений. Он выделяется среди других количеством заданий на танцевально – игровое и песенное творчество детей в сочетании с предварительной оценкой самого музыкального материала. Цифровая оценка выступлений закрепляет у детей дифференцированный подход к качеству исполнения и трем различным его уровням. Цель этого этапа: возникновение более сложных оценок, когда после многих оценок надо дать свою (оценка оценок) или необходимо сравнить сразу несколько исполнителей с обязательным объяснением причин своего выбора. Детям в данном случае необходимо проявить справедливость, объективность в оценке исполнений товарищей и своего собственного. Здесь также объемно использован материал, помещенный в «Музыкальный букварь» Ветлугиной. Такой музыкальный материал помогает детям творчески себя проявить, шире использовать фантазию и воображение.

Третий этап формирует эмоционально – оценочное отношение у детей к средствам музыкальной выразительности, выраженное в адекватной оценке. Игровое задание «Слушаем оркестр» используется с различным музыкальным материалом в грамзаписи. Подбирается музыка, исполняемая симфоническим, духовым, оркестром народных инструментов, что углубляет знания и обогащает опыт восприятия детей. Одной из задач третьего этапа, является побуждение детей к коллективным обсуждениям увиденного или услышанного. Важным является вызвать у детей желание отстоять свое мнение. Этот период используется для воспитания культуры спора, этики дискуссии.

Игровые задания для развития творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию

ЗАДАНИЕ № 1
«КОНКУРС ПОМОЩНИКОВ»

1. Формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям.
2. Закреплять слова художественного словаря.
3. Стимулировать мотивированность оценки.
Д. Кабалевский «Клоуны»
П.Чайковский «Камаринская»

ЗАДАНИЕ № 2
«ИГРА В СЛОВА»

1. Формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям контрастного характера.
2.Закреплять слова из художественного словаря.
3.Стимулировать мотивированность оценки.
С. Прокофьев
«Ходит месяц над лугами»
Е. Тиличеева «Гроза», «Мама поет»

ЗАДАНИЕ№ 3
«ВЫБЕРИ МАРШ»

1. Стимулировать предпочтения детей в выборе разнохарактерной музыки одного жанра и умения ориентироваться в ее назначении.
Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш»
Е. Тиличеева «Праздничный марш с барабаном»

ЗАДАНИЕ № 4
«ОБМАНЧИВАЯ МУЗЫКА»

1. Активизировать внимание детей при прослушивании музыки.
2. Стимулировать мотивированность оценок у детей при восприятии контрастной музыки.
3. Вызывать адекватную эмоциональную реакцию на музыку под воздействием соответствующей педагогической установки.
Е. Тиличеева
«О чем плачет дождик?»
А.Н. Александров «Осень»
М. Крутицкий «Зима»

ЗАДАНИЕ № 5
«ОТГАДАЙ МОЙ ТАНЕЦ»

1. Стимулировать возникновение адекватной оценки качества танцевально-творческих проявлений своих товарищей.
2. Обучать передавать в движении различный характер музыки.
3. Развивать творческое воображение.
Знакомые танцевальные мелодии

ЗАДАНИЕ № 6
«ИГРАЕМ В ШКОЛУ»

1. Формировать эмоционально-оценочное отношение детей к музыке в процессе восприятия маршей различной контрастности.
2. Активизировать на объективную и мотивированную оценку нескольких уровней качества исполнения своих сверстников.
3. Учить детей выразительной передаче в движениях маршей различного характера.
Е. Тиличеева
«Человек идет»
«Мы шагаем на парад»
С. Прокофьев «Марш»
В. Моцарт
«Турецкий марш»

ЗАДАНИЕ № 7
«МУЗЫКА НА ЗАКАЗ» (МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИОСК)

1. Закреплять у детей музыкальные знания и побуждать их находить адекватные определения музыки различной контрастности.
2. Стимулировать мотивированность оценки муз. произведений. Знакомые музыкальные произведения

ЗАДАНИЕ № 8
«КОНКУРС АРТИСТОВ»

1. Формировать эмоционально-оценочное отношение у детей к музыкально-исполнительской деятельности своих товарищей.
2. Побуждать детей объективно и мотивированно оценивать качество исполнения своих сверстников.
3. Учить детей передавать в исполнениях характер музыки.
Любые песни и танцы из пройденного репертуара

ЗАДАНИЕ №9.
«ТРИ ОСЕНИ».

1.Формировать эмоционально-оценочное отношение к произведениям различной контрастности и побуждать детей к выбору и мотивам предпочитаемой музыки.
2.Развивать у детей воображение
Е.Тиличеева
«О чём поёт дождик»,
«Осень бродит по лесам»,
«Что у осени в корзинке».

ЗАДАНИЕ № 10

«В ЦИРКЕ»
1.Формировать эмоционально-оценочное отношение у детей к музыкальным образам и адекватные их оценки.
2. Побуждать детей к словесной интерпретации образов путем заданий на воображение.
3. Обучать детей различать 3-х частную форму в процессе восприятия музыкального произведения.
«Слон и Моська»
муз. И. Арсеева

ЗАДАНИЕ № 11
«ОТГАДАЙ О ЧЕМ Я ПОЮ»

1. Активизировать процесс песенного творчества на занятиях с последующей его адекватной оценкой.
2. Развивать у детей умение соотносить поэтический текст с мелодией.
Задание на сочинение мелодии к образу

ЗАДАНИЕ № 12
«ЗРИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА»

1. Формировать у детей способность к оценке музыкального произведения, образа и качества его изображения сверстниками.
2. Уметь передавать в танцевально-игровых движениях характер музыки и образ сказочного персонажа.
3. Учить детей различать 3-х частную форму музыкального произведения.
4. Побуждать детей объективно и мотивированно объяснять свой выбор.
И. Арсеев «Красная Шапочка и Серый волк»

ЗАДАНИЕ № 13
«САМЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ»

1. Формировать эмоционально-оценочное отношение у детей к музыке в процессе восприятия собственной практической музыкальной деятельности (пении, танце, театрализованном пред-ставлении)
2. Стимулировать у детей мотивированность оценки качества собственного исполнения.
Закрепить в самооценке знания о качестве исполнения Хорошо знакомая песня или танец из пройденного репертуара

ЗАДАНИЕ № 14
«ПИСЬМО ДЕДА МОРОЗА»

1. Активизировать эмоционально оценочное отношение к собственной деятельности и деятельности своих сверстников.
2. Стимулировать детей на объективную оценку качества исполнения собственного и своих товарищей.
Лучшие и наиболее понравившиеся детям номера из праздничного Новогоднего материала.
(По аналогии может быть другой праздник)

ЗАДАНИЕ № 15
«УГАДАЙ, КТО Я?»

1.Закреплять полученные знания при оценке образа, создаваемого детьми в танцевальном творчестве.
2. Стимулировать детей к точной передаче в танцевальных движениях характера образов.
3. Побуждать детей к коллективному обсуждению выступлений и нахождению более точных словесных характеристик образа.
С. Рахманинов «Итальянская полька»
Ф. Шуберт «Вальс»

ЗАДАНИЕ № 16
«КОНЦЕРТ ДЛЯ МАМЫ»

1. Выявить детские предпочтения в разных видах музыкальной деятельности.
2. Закрепить у детей знания о пройденном репертуаре.
3. Формировать оценочное отношение детей к музыке.
Составление программы на 8 Марта самими детьми

ЗАДАНИЕ № 17
«СЛУШАЕМ ОРКЕСТР»

1.Формировать у детей эмоционально-оценочное отношение к образам добра и зла.
2. Подводить детей к оценке выразительных средств музыки.
3.Закрепить у детей знания об оркестрах (его видах)
М.П. Мусоргский «Ночь на лысой горе» или сюита «Картинки с выставки» «Баба Яга»
Л.В. Бетховен «Именная увертюра» (фрагмент)

ЗАДАНИЕ № 18
«ДВА ВСАДНИКА»

1.Побуждать детей к оценке образа, выраженного различными музыкально-выразительными средствами.
2.Выявить своеобразие предпочтения детей в неконтрастной музыке, изображающей один образ.
Р. Шуман «Смелый наездник»
Д. Кабалевский «Кавалерийская»

ЗАДАНИЕ № 19

1. Расширить у детей круг знаний о средствах музыкальной выразительности.
И. Арсеев
« Три медведя»

ЗАДАНИЕ № 20
«ОЧЕНЬ КОРОТКИЕ НОТКИ»

1.Формировать эмоционально-оценочное отношение к средствам музыкальной выразительности, выраженной в адекватной оценке.
2. Закреплять у детей знания о средствах музыкальной выразительности.
П.И. Чайковский
«Песня жаворонка»
С.С. Прокофьев «Марш»
М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

Глоссарий

Артист – музыкант – исполнитель (певец, инструменталист, дирижер), постоянно выступающий на сцене, в широком смысле слова артистами называют всех деятелей искусства.
Балет – музыкально – хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Вариация – видоизменение мелодии или ее сопровождения.
Вокальная музыка – музыка, предназначенная для пения.
Гармония – одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении.
Диапозон – звуковой объем какого-либо музыкального инструмента или голоса.
Жюри – комиссия составленная из авторитетных специалистов для присуждения премий и других наград на конкурсах.
Имитация – прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его.
Импровизация – «неожиданная», «внезапная», - вот как переводится это слово. Импровизировать – значит сочинять на ходу, без подготовки, прямо в момент исполнения музыки.
Музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать ее образно-выразительный смысл. Эта способность основывается прежде всего на умении различать и воспринимать относительную высоту музыкальных звуков.
Оркестр – многочисленный коллектив музыкантов – инструменталистов, исполняющих произведения, предназначенные для данного состава.

Список литературы

1. Ю. Алянский «Азбука театра» Ленинград «Детская литература» 1990.
2. Ю. Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Ленинград, 1984
3. В. Васина – Гросман «Первая книжка о музыке» Москва,1988
4. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева «Воспитание музыкой» Москва, 1991
5. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва, 1981
6. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» М; 1982
7. Н.А. Ветлугина, Л.Ф. Островская «Эстетическое воспитание в детском саду» Москва, 1963
8. М.А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» Москва, 2006
9. А. Кленов «Там где музыка живет» Москва, 1985
10. Н.А. Метлов «Музыка - детям» Москва, 1985
11. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» Москва, 1988
12. Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия» Москва, 1972

Категория: Дошколенок | Добавил: irinalisenko (2011-01-12) | Автор: Лысенко Ирина Николаевна E
Просмотров: 3664 | Комментарии: 3 | Теги: дошколенок, музыкальное воспитание | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru