Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
«Сюжетно - ролевая игра, как способ познания окружающей действительности». Винеева Наталья Алексеевна, КГКП детский сад «Балдырган».г. Караганда Воспитатель. Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление человеческой личности происходит в процессе развития деятельности - игровой, учебной, трудовой. Огромная роль в развитии ребёнка, принадлежит игре, как важному виду детской деятельности. Игра для дошкольника - это способ познания окружающей действительности. Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, философов. То, что игра была в центре внимания учённых различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в детстве игра выполняет особую, ни чем невосполнимую роль. В игре формируются морально - волевые качества, реализуется потребность воздействия на мир. Игра - это способ усвоения общественного опыта, путь детей к познанию мира. Детскую игру можно сравнить с огромным, светлым будущем, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искорка зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Сюжетно – ролевая игра возникает на грани раннего детства и дошкольного возраста. Поэтому так важно в детском коллективе создать атмосферу игровой деятельности между сверстниками и воспитателем. И в этом немаловажная роль принадлежит взрослому – он является центром всякой ситуации, в которой действует ребёнок, ещё не отделяющий свои действия от действий взрослого. Одной из программных задач организации жизни детей трёх – четырёх лет является формирование активной личности, накопление опыта первых детских игровых объединений. Развитие умений играть рядом и вместе с другим ребёнком. В начале учебного года была проведена диагностика детей по игровой деятельности, которая показала низкий уровень игровых действий, их однообразие, ограниченность сюжета, роли представителей разнообразных профессий в них практически отсутствовали, детям было сложно придерживаться определённых правил игры. Отсюда пришли к выводу, что дети через сюжетно – ролевые игры наименьшим способом познают окружающую действительность. Был разработан план. В этот план входили такие мероприятия: как организация сюжетно – ролевых игр совместно с воспитателем, взаимодействие со старшими детьми, взаимодействия со сверстниками, работа с родителями. Цель данной работы состояла в том, что бы на основе сюжетно – ролевых игр сформировать у детей знания о реальной действительности, уверенность умению общаться в окружающем мире. В соответствии с данной целью определили следующие задачи: 1.Уточнить и расширить словарь и речевой материал в сюжетно – ролевых играх. 2.Учить детей понимать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь. 3.Развивать познавательную активность. 4.Обучать навыкам игровой деятельности. 5.Воспитывать нравственные качества: культуру общения. Чем раньше начать работу по познанию окружающей действительности по средствам сюжетно – ролевой игры, тем больших результатов можно добиться. В работе использовались разнообразные приёмы эффективной передачи ребёнку более сложных способов построения игры, а именно: не объясняли правила, а играли совместно, выбирали позицию партнёра; помогали своевременно переходить к более сложным способам игры, используя особые её формы, и соответствующим образом развёртывали сюжет. Не угадывали желание ребёнка и его идеи, а учили его пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёра по игре. Направляли взаимоотношения в группе играющих таких образом, что бы они в известной мере были сходны с воспроизводимыми отношениями взрослых людей. Поощряли каждого отдельного ребёнка, следили за тем, что бы замечания детей друг другу не носили агрессивный характер. Старались, что бы в играх с игрушками – партнёрами дети выполняли роль за себя и за игрушку. Поощряли попытки детей, которые самостоятельно подбирали атрибуты для роли. Игровая деятельность продолжалась и дома. Старались привлечь к этой проблеме и родителей. Приглашали их на просмотр игровой деятельности детей, проводили консультации, семинары. Родители начали проявлять интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагали свои услуги: принимали активное участие в изготовлении и оформлении сюжетно – ролевых игр. Со слов детей узнали, что во многих семьях то же появились сюжетно – ролевые игры, такие как «Семья», «Магазин», «Больница», «Автобус». Проявление такого общего интереса сплотило коллектив детей, воспитателей и родителей. По окончанию данной работы снова была проведена диагностика которая показала, что данные мероприятия и способы построения игры вывели детей на высокий уровень общения с взрослыми, со своими сверстниками, появился интерес к сюжетно – ролевым играм, игры стали более разнообразны по сюжету, не стали ограничиваться одним сюжетом, а в игре их стало присутствовать несколько. Дети стали проявлять активность к сюжетно – ролевым играм, стали проявлять инициативу, действовать творчески. Активно стали использовать предметы – заместители, придумывать интересные замещения. В играх стали проявляться взаимоотношения девочек и мальчиков, пока девочки кормили кукол, мыли посуду, мальчики в это время строили машину, а затем приглашали покататься их вместе с куклами. Для всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребёнка сюжетно – ролевые игры. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цели игры: построить дом, состряпать обед, пойти в магазин. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Личностно зрелые, доигравшие дошкольники пойдут в школу, научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. | |
Просмотров: 4434 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|