Образовательные области: «Социум», «Творчество». Разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Аппликация». Комбинированное занятие. Тема: Подводный мир Цель: Познакомить детей с обитателями подводного мира. Дать представление о характерных особенностях и жизнедеятельности морских жителей. Формировать понятия о морских животных и рыбах, указать на их различия. Воспитывать интерес к окружающему миру. Активизировать способы вырезывания кругов и овалов – из квадратов и прямоугольников путём срезания углов.. Развивать комбинаторные умения: составлять образы рыбок из отдельных элементов ( кругов, овалов, треугольников). Развивать воображение. Словарная работа: Познакомить с новыми словами : рыба-зебра, рыба-удильщик. Билингвальный компонент: рыба - балык, черепаха – тасбака. Материалы: бумажные акваланги изготовленные детьми, фон, для аппликации изготовленный на рисовании, фото-картины с изображением морских обитателей на мольбертах. Ход занятия Воспитатель читает детям стихотворение А.Фета «Рыбка»: Тепло на солнышке. Река Берёт свои права; В воде местами глубь ясна, На дне видна трава. Чиста холодная струя, Слежу за поплавком,- Шалунья рыбка, вижу я, Играет с червяком. Голубоватая спина, Сама как серебро, Глаза - блестящих два зерна, Багряное перо… Воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения: -О ком говорится в стихотворении? (Ответы детей) -Где живёт рыбка? (Ответы детей) -Где еще живут рыбы? (Ответы детей) -Кто еще живёт в морях и океанах? (Ответы детей) -Хотели бы вы отправиться в необычное путешествие в подводный мир? (Ответы детей) -А может ли человек дышать под водой? (Ответы детей) -Нам нужны акваланги. Дети одевают «акваланги». -А теперь мы отправляемся в плавание. Представьте, что мы на берегу тёплого моря. Мы в него погружаемся и плывём. Дети с воспитателем подходят к картине с морской черепахой. Беседа: -Кто же нам встретился? Это рыба или морское животное? Рассказ воспитателя: Морские черепахи бывают очень большого размера: больше папы. Черепахи-мамы на берегу в песке откладывают яйца и из них вылупляются черепашата вот такие маленькие (воспитатель показывает ладонь). Питаются черепахи водорослями и мелкими рыбками. -Посмотрите, там дальше я вижу стаю дельфинов. Плывём туда. Дети с воспитателем переходят к картине с дельфинами. -Дельфин это рыба или животное? (Ответы детей) Рассказ воспитателя: Дельфин это морское животное. Он питается рыбой и дышит воздухом, рождается в воде. Мам кормит дельфинёнка молоком. -А вот посмотрите, что это такое, не понятно? Дети с воспитателем подходят к следующей картине. -Это рыба-зебра. Как вы думаете, почему её так назвали? (Ответы детей) -Ещё её называют крылаткой, потому что её плавники похожи на крылья. А зачем рыбе-зебре такая окраска? (Ответы детей). Рассказ воспитателя: Рыба-зебра своей окраской как бы предупреждает, что она ядовитая. На её колючих плавниках яд. Этим она защищается от хищников. Дети с воспитателем переходят к картине с акулой. -Эту рыбу нам стоит опасаться. Акулы самые большие рыбы, хищные и опасные не только для других рыб, но и для человека. В морях и океанах есть много видов акул: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула - Давайте поскорее уплывём от сюда. Нырнём пониже и рассмотрим кораллы. Дети с воспитателем подходят к следующей картине. -Кораллы это тоже животные, только они не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от обеда других рыб. Кораллы бывают разных расцветок, разной формы и величины. Дети с воспитателем переходят к картине с осьминогом. -Посмотрите, на дне среди водорослей прячется осьминог. Осторожно не спугните его. Осьминог может выпустить чёрный туман (или их ещё называют чернильные пятна) и уплыть от врага пока тот ничего не видит. Дети с воспитателем подходят к следующей картине. -А не самой глубине, там, где совсем ничего не видно, живут рыбы-удильщики. Они почти прозрачные или черные, потому что там всегда темно. Но у них есть особый «фонарик» для подводной «рыбалки». Своим фонариком они приманивают других рыбёшек и охотятся на них. У рыб-удильщиков очень большой рот и поэтому они могут заглотить рыбу такого же размера. -Ребята, в наших аквалангах заканчивается кислород, пора всплывать. Дети снимают «акваланги». Воспитатель проводит игру «Море волнуется…» Дети садятся за столы. - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте на память об этом путешествии сделаем картину «подводный мир». Воспитатель выкладывает на доске из геометрических фигур рыбок. Рассматривание образца: -Из каких фигур получились рыбы? -Как можно получить круг, овал? -А треугольник можно получить, если разрезать квадрат пополам от уголка до уголка. (Воспитатель показывает как вырезать круг ,овал, треугольник) Воспитатель проводит игру «покорми рыбку». Дети берут ножницы и по слову воспитателя открывают ножницы (ротики рыбок) и закрывают ножницы (покормили). В это время воспитатель проверяет каждого ребёнка, правильно ли дети держат ножницы. -А теперь давайте сделаем рыбок. Дети приступают к работе. Воспитатель следит за ходом работы: даёт указания, напоминает, поправляет по мере необходимости. Вырезанные круги, овалы, треугольники дети выкладывают в виде рыбок на фон-море. -Из остатков и обрезков можно составить водоросли ,камешки на «дне моря». Анализ детских работ. Дети выбирают рыбок, которые им нравятся больше всего. Подведение итогов: -Где мы сегодня побывали? (Ответы детей). -Кого мы встретили? (Ответы детей). -Что мы ещё видели? (Ответы детей). -Что сделали? (Ответы детей). Воспитатель проводит игру «Угадай, кто это?» Воспитатель показывает детям контурные рисунки морских обитателей. Окончание занятия.
|