Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

"Речевое развитие дошкольников"
Развитие речи является важной задачей дошкольного воспитания. Что значит развивать речь ребенка?
Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен.Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их, быть внимательным к ним и многое другое. Речь как таковая не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка.
Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие человеческие формы поведения. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Задача воспитателя при развитии речи – использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений и пр. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. Самая главная функция речи в дошкольном детстве – общение с окружающими людьми. Речь детей неразрывно связана с действием и отделима от него.
Дети не могут разговаривать с человеком, не видя его, им обязательно нужно что – то показывать, двигаться, действовать.
Долго слушать, а тем более говорить они не в состоянии. Для того, чтобы помочь ребенку в развитии общения необходима опережающая инициатива взрослого. Т.е воспитатель дает ребенку образцы того общения, которым ребенок еще не владеет, не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а ведет его за собой, включает в это общение, делает его привлекательным и необходимым для самого ребенка.
Необходимое условие формирования более сложных видов речевого общения – создание свободного активно положительного отношения к воспитателю, снятие барьеров, изменение структуры и методики занятий.
Мы пересмотрели методику проведения занятий, включив в них ряд специальных заданий творческого характера – музыкальных, речевых, театральных, практического моделирования.
Основой всех занятий стал игровой сюжет.
Занятия с использованием творческих, игровых заданий и практического моделирования являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания и действия. Детям интересно, занятие проходит быстро и эффективно. И еще одна важная сторона этих занятий – гармоничное всестороннее развитие. Дети слышат музыку, самовыражаются в рисунке, действуют с алгоритмами и модулями. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии у него формируются прочные знания, умения, навыки.
На такого вида занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
Эту работу мы проводим с детьми второй год, но первые ее результаты позволяют надеяться, что мы на правильном пути.
Дети с удовольствием ждут занятий, каждое занятие стало для них праздником, в котором они – главные участники. Естественно, от воспитателя требуется огромная подготовка – подбор записей музыкальных произведений, литературного материала, изготовление схем, алгоритмов, модулей, четкое продумывание всех методических приемов, но радость и интерес детей являются наградой за это.
Наша группа отличается своим особенным языковым портретом. Многие дети имеют высокий уровень речевого развития. У большинства детей правильное, отчетливое произношение всех звуков, они умеют их дифференцировать, регулировать темп речи, речевое дыхание, точно и быстро находить слово, употреблять обобщения.
Наши воспитанники владеют грамматическими конструкциями, умеют самостоятельно образовывать слова, составлять рассказ без наводящих вопросов, последовательно его строить, соблюдать композицию. Эти навыки мы формируем в процессе творческих заданий с использованием практического моделирования.
Большое внимание уделяется обогащению словаря. Работа над словарем тесно связана с познавательным развитием детей. Мы с этой целью проводим различные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, занятия. Родители выполняют домашние задания , играют в словесные игры. Например игры «Что есть в ванной комнате?»(в прихожей, спальне и т.д); «Что мама делает на кухне?»(глагольная лексика), «Какими бывают блюда?». Знакомясь с ближайшим окружением, ребенок усваивает точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей.
Наиболее результативной является работа по обогащению словарного запаса во время ознакомления детей с художественной литературой, когда мы обращаем внимание на красоту, яркость, меткость, образность, точность слов и речевых оборотов, учим проявлять внимание к языку, чувствовать и сознавать некоторые свойства речевой выразительности.
В группе ведется работа по формированию грамматически правильного строя речи, по овладению морфологией, словообразование, синтаксисом. Мы убедились на практике: чтобы дети научились говорить правильно, необходимы время от времени повторяемые упражнения. Ребята замечают ошибки в своей и чужой речи, самостоятельно их исправляют, используя разные типы предложений, умеют по просьбе взрослого конструировать слова и предложения.
Дети в соответствии с возрастными программными требованиями умеют образовывать по аналогии разные части речи: существительные (сахарница - хлебница), прилагательные (ушастый - глазастый), глагольные формы. Мы формируем у детей навык составления сложного предложения не в ущерб логическому смыслу, чтобы речь не потеряла индивидуальную окраску, все живые оттенки, не лишилась непосредственной эмоциональности. В беседе основной формой речевого общения является диалог – вопросы и ответы. Духу живой устной речи также вполне соответствуют и краткие ответы, и так называемые неполные предложения. Мы максимально используем игры, упражнения на словообразование.
Игры, упражнения это уникальные средства познания языка.
Результаты детского словотворчества, придуманные загадки, сказки экологического, бытового и природоведческого содержания бережно хранятся и используются нами в дальнейшей работе.

Наша задача, чтобы приобретенные умения ребенок мог использовать в повседневном общении. Связная речь – диалогическая прежде всего развивается у детей в общениии со сверстниками и взрослыми.
Методы, которые мы используем в работе – это :
- Разговор в повседневной жизни,
- Создание специальных ситуаций,
- Микрогрупповое общение,
- Так называемые развивающие диалоги,
- Дидактические игры с использовнаием практического моделирования.
В этих видах деятельности формируются навыки этикета, умение аргументировать свою точку зрения, задавать вопрос.
Дети могут рассказывать о событии, не нарушая последоватьности хода действий, не отступая от темы, умеют строить рассказ по серии картинок, находить заведомо допущенную ошибку, правильно строить вопрос, не упускать важные смысловые моменты при пересказе текста. Они умеют составлять описательные рассказы с опорой на алгоритм. Большинство детей отвечают на вопросы по существу, в развернутой и краткой форме, проявляют познавательную активность, задают много вопросов, правильно их формулируют. При составлении рассказов проявляют целостность, выразительность, проявляя творчество.
Ценно то, что мы уделяем внимание беседам с детьми вне занятий. Мы включаемся в разговор детей, проявляем заинтересованность. Свободное общение отличается содержательностью, педагогической направленностью, без сухого морализирования. С особым вниманием мы относимся к застенчивым детям, разнообразными путями стараемся проникнуть в душу ребенка, понять его переживания, поведение и найти ключ к разрешению задачи, заслужить доверие ребенка и сделать его активным участником игр и бесед.
Глубоко осознавая неразрывную связь между уровнем развития речи и степенью умственного развития ребенка, его мыслительных качеств, мы рассматриваем этот вопрос в рамках обеспечения общей и психологической готовности к школе, познавательного, творческого и интелектуального развития ребенка. Наша работа по речевому развитию направлена на поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, на разработку таких форм и методов организации обучения, при которых ребенок может максимально развиться, как всесторонняя гармоничная личность.

Категория: Дошколенок | Добавил: svetab05 (2011-03-27)
Просмотров: 1251 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru