Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Развитие речи является важной задачей дошкольного воспитания. Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен.Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их, быть внимательным к ним и многое другое. Речь как таковая не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие человеческие формы поведения. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Задача воспитателя при развитии речи – использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений и пр. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. Самая главная функция речи в дошкольном детстве – общение с окружающими людьми. Речь детей неразрывно связана с действием и отделима от него. Дети не могут разговаривать с человеком, не видя его, им обязательно нужно что – то показывать, двигаться, действовать. Долго слушать, а тем более говорить они не в состоянии. Для того, чтобы помочь ребенку в развитии общения необходима опережающая инициатива взрослого. Т.е воспитатель дает ребенку образцы того общения, которым ребенок еще не владеет, не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а ведет его за собой, включает в это общение, делает его привлекательным и необходимым для самого ребенка. Необходимое условие формирования более сложных видов речевого общения – создание свободного активно положительного отношения к воспитателю, снятие барьеров, изменение структуры и методики занятий. Мы пересмотрели методику проведения занятий, включив в них ряд специальных заданий творческого характера – музыкальных, речевых, театральных, практического моделирования. Основой всех занятий стал игровой сюжет. Занятия с использованием творческих, игровых заданий и практического моделирования являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания и действия. Детям интересно, занятие проходит быстро и эффективно. И еще одна важная сторона этих занятий – гармоничное всестороннее развитие. Дети слышат музыку, самовыражаются в рисунке, действуют с алгоритмами и модулями. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии у него формируются прочные знания, умения, навыки. На такого вида занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Эту работу мы проводим с детьми второй год, но первые ее результаты позволяют надеяться, что мы на правильном пути. Дети с удовольствием ждут занятий, каждое занятие стало для них праздником, в котором они – главные участники. Естественно, от воспитателя требуется огромная подготовка – подбор записей музыкальных произведений, литературного материала, изготовление схем, алгоритмов, модулей, четкое продумывание всех методических приемов, но радость и интерес детей являются наградой за это. Наша группа отличается своим особенным языковым портретом. Многие дети имеют высокий уровень речевого развития. У большинства детей правильное, отчетливое произношение всех звуков, они умеют их дифференцировать, регулировать темп речи, речевое дыхание, точно и быстро находить слово, употреблять обобщения. Наши воспитанники владеют грамматическими конструкциями, умеют самостоятельно образовывать слова, составлять рассказ без наводящих вопросов, последовательно его строить, соблюдать композицию. Эти навыки мы формируем в процессе творческих заданий с использованием практического моделирования. Большое внимание уделяется обогащению словаря. Работа над словарем тесно связана с познавательным развитием детей. Мы с этой целью проводим различные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, занятия. Родители выполняют домашние задания , играют в словесные игры. Например игры «Что есть в ванной комнате?»(в прихожей, спальне и т.д); «Что мама делает на кухне?»(глагольная лексика), «Какими бывают блюда?». Знакомясь с ближайшим окружением, ребенок усваивает точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Наиболее результативной является работа по обогащению словарного запаса во время ознакомления детей с художественной литературой, когда мы обращаем внимание на красоту, яркость, меткость, образность, точность слов и речевых оборотов, учим проявлять внимание к языку, чувствовать и сознавать некоторые свойства речевой выразительности. В группе ведется работа по формированию грамматически правильного строя речи, по овладению морфологией, словообразование, синтаксисом. Мы убедились на практике: чтобы дети научились говорить правильно, необходимы время от времени повторяемые упражнения. Ребята замечают ошибки в своей и чужой речи, самостоятельно их исправляют, используя разные типы предложений, умеют по просьбе взрослого конструировать слова и предложения. Дети в соответствии с возрастными программными требованиями умеют образовывать по аналогии разные части речи: существительные (сахарница - хлебница), прилагательные (ушастый - глазастый), глагольные формы. Мы формируем у детей навык составления сложного предложения не в ущерб логическому смыслу, чтобы речь не потеряла индивидуальную окраску, все живые оттенки, не лишилась непосредственной эмоциональности. В беседе основной формой речевого общения является диалог – вопросы и ответы. Духу живой устной речи также вполне соответствуют и краткие ответы, и так называемые неполные предложения. Мы максимально используем игры, упражнения на словообразование. Игры, упражнения это уникальные средства познания языка. Результаты детского словотворчества, придуманные загадки, сказки экологического, бытового и природоведческого содержания бережно хранятся и используются нами в дальнейшей работе. Наша задача, чтобы приобретенные умения ребенок мог использовать в повседневном общении. Связная речь – диалогическая прежде всего развивается у детей в общениии со сверстниками и взрослыми. | |
Просмотров: 1387 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|