ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ТЕМА: "НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И В ДЕТСКОМ САДУ" Е.В. Аксельрод, воспитатель ГУ «Школа-сад № 10 «Бал бұлақ», г. Семей, 2011 г. Участники: члены семейного клуба, их дети. Цель: вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей, воспитания у детей навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других; получить опыт содержательного и конструктивного мышления. Форма проведения: творческая лаборатория. Этапы подготовки: 1. Провести анкетирование детей и родителей «Нравственные ценности». 2. Подготовить памятки для родителей «Основы нравственных отношений в семье». 3. Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье». Анкета: «Нравственные ценности» Вопросы для детей: 1. Каким ты хочешь быть человеком? 2. Кем ты хочешь быть? 3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо? 4. Без чего нельзя прожить человеку? 5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал? 6. Если бы у тебя была волшебная палочка,что чтобы ты сделал? Вопросы для взрослых: 1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…? 2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…? 3. В хорошей семье всегда…? 4. Нельзя прожить без…? 5. Если бы я нашел клад, то…? 6. Если бы я все мог, то…? Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»: • Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам. • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию. • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас. • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка. Ведущая: воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сейчас: Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали, И другу честь умели подавать. Великий композитор Бетховен завещал потомкам: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье. Ушинский К.Д. отмечал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”, - писал А.В. Запорожец. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Анализ результатов анкетирования. Итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей. Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье» Задание: из трех ответов по каждому вопросу выбрать тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению. 1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы: а) дадите ребенку другое блюдо; б) разрешите выйти из-за стола; в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест. 2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы: а) идете во двор и ищете игрушку ребенка; б) погрустите вместе с ребенком о его утрате; в) успокоите ребенка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков». 3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы: а) без слов выключите телевизор; б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание; в) пристыдите ребенка за несобранность. 4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы: а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: «Пусть поскучает без них»; б) предложите свою помощь в уборке, типа: «Я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»; в) накажите ребенка лишением игрушек. 5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы: а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением; б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него; в) пытаетесь сами быстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. «А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. «Б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. «В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации. Ситуация первая. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном. Вопросы: 1. Как дальше будет развиваться ситуация? 2. Кто должен уступить место? 3. Как вы учите вести своих детей в транспорте? Ситуация вторая. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: «Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?». - Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую. Вопросы: 1. В чем состоит педагогический просчет матери? 2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери? 3. Как вы поступили в таком случае? Ситуация третья. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала: - Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал: - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую. - Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери. - Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил: - Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану: - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы: 1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь? 2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды? 3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости. Подведение итога: какими же должны быть нравственные отношения в семье. • Любовь и взаимное уважение. • Взаимопонимание и взаимовыручка. • Ценность и личная значимость каждого члена семьи. • Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба. • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Мы с вами выяснили, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Литература 1. Ушинский К.Д.: «Избранное педагогическое сочинения», - Москва, 1974 – Т 9, стр. 117-119. 2. Запорожец А.В.: «Эмоциональное развитие дошкольника», - Москва, 1985, стр. 16. 3. Брюхова В.: «Третий шаг к партнерству», журнал «Директор школы» № 3 – 2005, стр. 83. 4. Мохонева М.Д.: «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». – Москва, 2004. 5. Арнаутова Е.П.: «Когда ребенок сводит взрослого с ума», журнал «Управление ДОУ» №8 – 2005, стр. 83.
|