Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»
Граф С. Т.
Учитель предшкольной подготовки
ГКУ СШ им. Т. Аманова

«Игра дошкольников в условиях семейного воспитания»
Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду или в школе. Общение взрослых и детей дома проходит в доверительных, теплых отношениях. При правильном руководстве педагогов родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних делах. Например: во время стирки мама может предложить детям кукольное корыто, мелкие предметы, показать как надо стирать, подбодрить, поощрить действия, похвалить старания, а вечером за ужином рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Взрослые должны понимать, что ребенку важно с ранних лет не только овладевать навыками, но и быть причастными к делам к делам к заботам взрослых.
Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах.
Живя в такой атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «семью» в свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между её членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим. Результаты опроса показали взрослые играют с детьми лишь в одиннадцати процентах семей, бабушки и дедушки в 9%. В более благоприятных условиях находятся дети имеющие старшего брата или сестру.
Большинство отцов и матерей убеждены, если игра – самостоятельная деятельность, то взрослым вообще не следует в неё вмешиваться, ребенок должен играть сам. Главным средством развития игры многие считают приобретение игрушек. Высказывание родителей: «в руководстве игрой дочь не нуждается. Она сама нас вовлекает в игру. Мы у неё в подчинений». «Руководить игрой? Ребенок должен играть сам!» «Обычно мы не вмешиваемся в игры, дети играют самостоятельно». Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение.
Интересны в этом плане впечатления родителей периодически играющих с детьми: «Игра с сыном дает мне ощущение радости, семейного счастья», играя с сыном, открываю в нём новые удивительные черты характера, которые в повседневной суете не заметишь». Испытываем радость от общения с детьми. Игры способствуют посту духовного родства между нами».
«Узнаю себя в играх дочери знаю на какую тему поиграть с ней в другой раз».
Помощь педагога нужна в любой семье, но особенно она важна там, где игру не используют в качестве средств воспитания.
Как известно «игрушка» является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду придерживаются подбору игрушек по возврату. В семье этого не придерживается. Родители не понимая значение игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну стоимости. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности главное доставить ребенку удовольствие.
В результате у девочки скапливаются много кукол, не всегда обеспеченных кукольной утварью, у мальчиков всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию игры: у девочек в основном «семья» «Детский сад», у мальчиков – «Воинов», «Шоферов».
Весьма типично для семейного воспитания изобилие игрушек. При их видовом однообразии это утомляет ребенка и не отвечает духовным запросам. Дети особенно младшего и среднего возраста часто ломают игрушки из любопытства с целью узнать, «что там внутри». Но можно наблюдать и пренебрежительное отношение дошкольников к игрушкам. На замечания воспитателя они отвечают «у меня лучше есть», «мама еще купит». Проведенное исследование показало, что половина родителей выбрасывают поломанную игрушку, даже не пытаясь её отремонтировать.
Совет А.С. Макаренко никогда не выбрасывать игрушки, особенно на глазах у детей. Если воспитатели и родители прививают бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то воспитывая бережливость, они делают одновременно с нечто большее: воспитывают ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества. Об этом должен говорить педагог с родителями во время индивидуальных бесед, посещения семьи. Практика показывает: что не все родители понимают, что для игры должно отведено специальное место. Если ребенок не имеет определенного места для игрушек, то у него развивается небрежность, безответственность, стремление переложить свои обязанности по уходу за ними на других членов семьи, родителей, старшего брата или сестру. С возрастом эти отрицательные качества закрепляются и в дальнейшем проявляются в учебной и бытовой деятельности.
В практике семейного воспитания отмечаются несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во что играют их дети. Другие наоборот слишком регламентируют игру, превращая её в занятия, берут инициативу на себя. Вступая во взаимоотношения с ребенком по ходу игры, они не умеют стать равными партнерами, сохраняют позицию старшего, не берут для себя роль, а подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение, скучное нравоучение. Игрушки не дают научить родителей руководить сюжетно – ролевой игрой ребенка исходя из своих наблюдений за его деятельностью из сапостовления его поведения в игре с поведением сверстников. Воспитатель должен посоветовать мамам и папам, на что следует обратить внимание, наблюдая за детьми. Прежде всего отметить во что играет ребенок, как он умеет договариваться со сверстниками, как происходит распределение ролей, какие отношения складываются с партнерами. Если ребенок не играет надо постараться понять, почему, сравнить его игры в детском саду и в семье.
Таким образом, чтобы помочь родителям своих воспитанников организовать игровую деятельность детей дома, педагог должен хорошо знать обстановку каждой семье и проводить работу, исходя из конкретной ситуации. Можно организовать индивидуальные беседы о сложившихся внутрисемейных отношениях и их влияний на воспитания детей. Роли примеры взрослых в играх ребенка о методах руководства играми, о видах игр, о количестве игрушек их качественном составе и.т.д.
Можно пригласить родителей на открытые просмотра на выставку, консультацию.
Воспитатель поможет путем бесед, консультации наладить игру дома, а углубленное отношение воспитателей с атмосферой царящей в доме, семье даст им возможность серьезно подойти к осуществлению задач всестороннего развития детей в игре.
Категория: Дошколенок | Добавил: sandu (2011-10-05)
Просмотров: 3312 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru