Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Ценностные приоритеты родителей дошкольников в отношении современной школы. Камышник Л.В., КШДС №33 Методист Государственный стандарт дошкольного образования и современные программы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста приоритетное значение и главную роль в формировании и развитии ребёнка, способного успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире, конечно же, отводят семье. Родители закладывают основы личности ребёнка, его физического, психического, нравственного здоровья и программируют потребность ребёнка на успех во всех видах деятельности. В ходе проходящего эксперимента «КШДС №33 – центр компетентностно – ориентированного образования и профессионально – личностного самоопределения воспитанников и обучающихся», проводимого на базе нашего комплекса, мы не раз обращались к проблеме ценностных ориентаций участников образовательного процесса в отношении функций школьного образования. Нами были проанализированы особенности ценностных ориентаций родителей дошкольников и родителей школьников. Остановимся на мнении родителей детей дошкольного возраста. Характеристика представлений именно этой группы респондентов о функциях школьного образования составляет особый интерес, поскольку они являются, по сути, потенциальными заказчиками образовательных услуг в школе и пока на собственном опыте не столкнулись с проблемами современного школьного образования. Для выявления ценностных ориентаций родителей дошкольников в отношении функций школьного образования им было задано два традиционных вопроса, один из которых был посвящен выявлению их мнений о результатах обучения ребенка в школе, а другой – представлениям о личностной модели выпускника школы. Особый интерес в ходе анализа данных будет представлять сравнительный анализ ответов родителей дошкольников и родителей школьников на поставленные вопросы. Обратимся к результатам ответов родителей на первый вопрос, который формулировался нами следующим образом: «Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать ребенку школа?». Анализ материалов опроса выявил, что наиболее значимыми для родителей дошкольников являются образовательные результаты, связанные с «формированием прочных знаний» (69,5%) и «возможностью развития своих способностей» (43,1%). Особый интерес представляет сравнение мнений родителей дошкольников и родителей школьников относительно результатов обучения ребенка в школе (см. таблицу ). Таблица. Мнения родителей о наиболее важных образовательных результатах обучения ребенка в школе (%) Результаты школьного образования Родители дошкольников Родители школьников P = Прочные знания 69,5 69,2 - Возможность развития своих способностей 43,1 55,3 0.02 Опыт социального общения и взаимодействия 39,7 34,6 - Воспитание позитивных личностных качеств учащихся 36,4 25,8 0.03 Необходимая подготовка для поступления в вуз 33,1 43,4 0.04 Достаточный культурный уровень 22,5 32,1 0.04 Опыт участия в общественной жизни 20,5 17,6 - Хорошая предпрофессиональная подготовка 17,2 5,0 0.04 Как показывают приведенные в таблице данные, представления родителей дошкольников и школьников различаются несильно. Так, родители детей школьного возраста чаще склонны фиксировать важность общеразвивающих (школа должна предоставлять возможности для развития способностей ребенка, формировать достаточный культурный уровень), а также прагматических (обеспечение необходимой подготовкой для поступления в вуз) функций школьного образования, в то время как родители дошкольников значительно чаще указывают на принципиальную роль школы в личностном воспитании ребенка («воспитание позитивных личностных качеств учащихся»), а также подчеркивают важность такой утилитарной функции школьного образования, как «хорошая предпрофессиональная подготовка». С целью конкретизации специфики требований, которые родители детей дошкольного возраста предъявляют к современному школьному образованию, в ходе опроса им задавался вопрос о том, кого, с их точки зрения, должна готовить школа. В качестве вариантов ответов родителям предлагались различные личностные модели выпускника школы. Анализ полученных данных выявил, что подавляющее большинство родителей детей дошкольного возраста считает, что школа должна готовить «культурных, образованных людей» (88,9%), а каждый второй указал, что выпускник школы должен быть «критически мыслящим человеком, берущим на себя ответственность» (41,2%). Весьма интересные данные были получены при сравнении ответов на данный вопрос родителей дошкольников и родителей учащихся школ (см. таблица). Таблица. Предпочтения родителей учеников и родителей дошкольников в отношении личностных образцов выпускников школ Кого должна готовить школа Родители дошкольников Родители школьников р= Культурных, образованных людей 88,9 75,6 0.001 Критически мыслящих людей, берущих на себя ответственность 41,2 42,9 - Творческих, квалифицированных специалистов 35,9 44,2 - Добросовестных, дисциплинированных работников 27,5 9,6 0.0001 Людей, способных создать крепкую семью 19,6 17,3 - Надежных защитников своей страны 13,7 5,8 0.01 Людей, добивающихся в жизни своего 9,2 19,2 0.01 Людей, способных обеспечить свое благосостояние 7,2 23,7 0.0001 Романтиков и энтузиастов 6,5 6,4 - Принципиальных людей, не идущих на компромиссы 2,6 3,8 - Людей, тонко чувствующих прекрасное 2,0 9,0 0.004 В целом было выявлено, что если для родителей школьников более актуальными оказываются прагматически ориентированные модели личности выпускника школы (например, «человек, добивающийся в жизни своего», «человек, способный обеспечить свое благосостояние»), то для родителей дошкольников – гуманистические модели (культурный, образованный человек), а также модели, сориентированные на воспитание в ребенке дисциплины (надежный защитник своей страны, добросовестный, дисциплинированный работник). Подводя итог, зафиксируем наиболее важные, на наш взгляд, результаты. Исследование показало, что большинство опрошенных родителей удовлетворены содержанием и формой проводимых в детском саду занятий. Эти данные также свидетельствуют о том, что значительная часть родителей включена в процесс воспитания своего ребенка в детском саду и уже сегодня всерьёз задумывается о предстоящем будущем . Источник: http://Литература: 1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обуче | |
Просмотров: 1121 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|