Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Интегрированная организованная учебная деятельность «ЗНАКОМСТВО С КАМЕННЫМ УГЛЕМ И МЕЛОМ»
Интеграция образовательных областей и разделов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению учебного процесса, развитию творческого потенциала педагогического коллектива и отдельных воспитателей с целью более эффективного воздействия на детей старшего дошкольного возраста.
В интегрированном обучении ведущее место занимают развивающие и воспитательные цели, которые предполагают развитие качеств и свойств личности, знаний и умений, связанных с реализацией интегрированного обучения детей дошкольного возраста как инновационной деятельности.
В отличие от классической одновидовой организованной учебной деятельности, в структуре которой отражается содержание одной образовательной области и одного раздела программы, в структуру интегрированной организованной учебной деятельности включаются два и более компонентов из разных образовательных областей и разделов программы: образовательные области «Познание», «Творчество»; разделы «Ознакомление с окружающим миром», «Рисование».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С КАМЕННЫМ УГЛЕМ И МЕЛОМ»

Образовательная область: «Познание», «Творчество», «Социум».
Раздел: ознакомление с окружающим, рисование, экология.
Тип ОУД: интегрированный
Участники: старшая группа
Форма организации: коллективная, индивидуальная
Форма проведения: опытно-экспериментальная

Цель: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Оборудование и материал к занятию:
посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
диктофон с записью звукового письма;
указка;
подносы с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
глобус, квадратики белые и черные – символы угля и мела;
схема добычи каменного угля;
клей, салфетки, кисти для клея, подставка для кистей, доски для рисования, альбомные листы, пастель;
цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).

Предварительная работа:
Знакомство и работа с моделью Земли – глобусом.
Работа с лупой.
Цикл занятий по темам: «Почва», «Природные камни».

Словарная работа: горняки, матовый, пористый, ископаемое.

Мотивационно-побудительный этап деятельности воспитателя и детей:

Воспитатель выясняет у детей, знают ли они, что нас окружает.
- Предметы, природа.

Уточняет, какой бывает природа.
- Природа бывает живая и неживая.

Какие признаки живой природы дети знают.
- Природа живая, дышит, размножается, растет, двигается, питается.

Организационно-поисковый этап деятельности воспитателя и детей:

Игра «Живое - не живое».
Воспитатель называет разные слова: цветок, куст, камень, дерево и т.д.
Дети поднимают круги в соответствии со словом: живое-зеленый цвет, неживое-красный.

Сюрпризный момент.
Воспитатель сообщает, что пришла интересная посылка со звуковым письмом, предлагает послушать:
«Здравствуйте, дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».

Дети внимательно, заинтересованно слушают.

Воспитатель открывает конверт, читает загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами,
Под землею огоньки –
Это в шахте горняки.
Молотками обивают
Этот очень нужный камень. (Уголь).

Дети отгадывают загадку.

Объяснение слова «горняки».
Воспитатель показывает детям каменный уголь, объясняет, что каменный уголь – это камень и относится к неживой природе.
Предлагает детям сесть за столы, на которых стоят подносы с каменным углем.
Объяснение слова «матовый».

Дети берут в руки каменный уголь, рассматривают, рассказывают о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.

Воспитатель спрашивает о способах проверки каменного угля на прочность. Предлагает проверить: ударяет по нему молотком, каменный уголь рассыпается.

Объясняют, как можно узнать, что он твердый: надо надавить на него пальцем или сжать в руке.
Дети наблюдают за действиями воспитателя, определяют, что каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.

Воспитатель обращает внимание детей на чистоту рук.

Дети определяет, что он пачкается, вытирают руки салфеткой.

Воспитатель обращает внимание детей, что внешний вид угля довольно разнообразен. Предлагает взять лупу и рассмотреть более внимательно.

Дети рассматривают уголь через лупу, определяют, что он бугристый, как дерево.
Дети внимательно слушают информацию, задают вопросы.

Информация для детей: каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много-много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Воспитатель предлагает провести опыт: опустить каменный уголь в сосуд с водой и посмотреть, что произойдет с водой.

Дети замечают, что пошли круги, пузырьки, вода помутнела.

Объяснение слово «пористый»
Вывод: в каждом предмете есть воздух, в пористых предметах – больше. При опускании в воду воздух вытесняется, поэтому пошли пузырьки.

Воспитатель задает вопросы:
- Уголь утонул, почему?

- Уголь утонул, потому что он тяжелый.

- Как вы думаете, он растворяется или нет?

- Уголь не растворяется.

- Как можно проверить?

Дети помешивают палочкой воду, выясняют, что уголь не растворяется, но меняет цвет вода. Она помутнела.

- Какая стала вода?
- Что произошло с водой?

Делают вывод, что каменный уголь не растворим ни в одной жидкости.

Информация для детей.
Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит, дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавке чугуна, стали. Из каменного угля получают лаки и краски.
Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а также и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты –глубокие, темные колодца. Закройте глаза. Вот так темно и ничего не видно в шахтах.
Показывает схему шахты.
В стволах шахт устанавливаются подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров - очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.
Воспитатель называет месторождения каменного угля в Казахстане.

Воспитатель приглашает детей подойти к глобусу, отметить те места, где добывают уголь.

Дети работают с глобусом – наклеивают значки, обозначающие каменный уголь.

Воспитатель обращается к детям:
«Ребята, а в конверте еще одна загадка:
Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки. Растворяется легко.
Опусти комочек в речку – утечет как молоко». (Мел).

Отгадывают загадку.

Предлагает детям найти на своих подносах мел и рассмотреть его.
Какого он цвета?

- Белый.

Мел такой же блестящий, как каменный уголь?

- Матовый.

Мел твердый или мягкий?

- Мягкий.

Опыт: провести по доске мелом.
Что осталось после мела?

- Полоска.

Что осталось на руках после мела?

- Руки испачкались.

Чем похожи мел и уголь?

- Оба хрупкие, пачкают руки.

Какой след оставляет каменный уголь?

- Не пишет, царапает.

Опыт: опускают мел в воду.
Как ведет себя мел в воде?

- Растворяется.

Какая была вода?

- Чистая и прозрачная.

Что произошло с водой?

- Она помутнела.

Почему она помутнела?

- Потому что в ней растворился мел.

Предлагает рассмотреть мел под лупой.
Что вы видите?

- Маленькие дырочки, травинки…

Как мел используется человеком?

- Можно рисовать на доске, асфальте.

Информация для детей.
Мел нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности – для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, краски, используют для получения соды. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел – составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, пастели, школьных мелков.
Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей.

Воспитатель предлагает детям отметить на глобусе значками залежи мела.

Дети отмечают значками месторождения мела.

Рефлексивно – корригирующий этап деятельности воспитателя и детей

Предлагает детям нарисовать любую картину родной природы теми материалами, с которыми познакомились: это – либо мелки, либо пастель, либо уголь.

Дети изображают природу, делятся впечатлениями, каким материалом лучше рисовать.

Все работы помещают на выставочный стенд.

Ожидаемый результат:
Знать: что есть живая и неживая природа.
Иметь: представления о свойствах каменного угля и мела.
Уметь: проводить практические опыты, делать умозаключения.
Категория: Дошколенок | Добавил: Alexa25 (2012-01-30) | Автор: Зима Наталья Евгеньевна
Просмотров: 3290 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru