Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы. В условиях современного развития производственных отношений и сложившийся системы дошкольного воспитания шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным своеобразно (символически) моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям ребенок осваивает произвольные формы поведения. Игра заключает в себя правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность. Именно игровые правила организуют подготовку умственного и личностного развития ребенка к школе. Готовность к школе как раз и определяется тем, насколько полно развился ребенок в условиях современной организуемой и направляемой квалифицированным воспитателем игры.
Игра как средство вхождения в учение. В любой деятельности есть начальный период, когда человек внутренне готовится к осуществлению этой деятельности. Здесь много компонентов, организующих психику человека на полную включенность в деятельность. Сюда относится установка – предрасположение человека определенным образом реагировать на явления окружающей действительности. Например, детям дошкольного возраста создают установку на то, что, когда они станут старше, будут как большие, ходить в школу. Нормально развивающийся ребенок стремится в школу, и это – результат социальной установки окружающих малыша взрослых. Однако у шестилетних детей еще нет устойчивой предрасположенности и целенаправленной деятельности к ученью. Мы уже говорили о том, что по – настоящему трудоспособными могут быть дети, приученные к усидчивому труду, однако подавляющее число детей быстро утомляются от монотонной учебной деятельности и начинают скучать, отвлекаться. Здесь – то и приходит на помощь делу привычная и любимая игра. Игра ассоциируется с удовольствием, со свободой выбора сюжета, действий свободой фантазий, свободой начала и конца игровых действий. В первые недели и месяцы учитель интуитивно или в соответствии с многочисленными игровыми приемами и методами включает детей в игру и вводит в учебную деятельность игровой сюжет. Дети, играя, учатся.
Благодаря игре легче происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь развитая игра – с правилами, и ребенок обязан по законам игры быть внимательным, ориентироваться в правилах игры, быть корректным и эмоционально сдержанным. Иначе дети скажут: «пойди вон» И ничего не поделаешь – приговор сверстников суров и апелляции не подлежит. Ребенок старается вести себя по правилам игры; само по себе хождение в игровую ситуацию обеспечивает готовность быть внимательным, подчинять свою волю игровым задачам, ориентироваться на других и учитывать возможные реакции окружающих на свои проявления. Когда игровые мотивы уже приобрели высокую значимость, включается механизм произвольных действий – ребенок благодаря игровым мотивам организует самого себя на то, чтобы соответствовать игровой ситуации, игровым правилам и справляться с заданными в игре условиями и особенно – с самим собой. Сформированная в игре установка на мобилизацию психических сил определяет быструю включаемость ребенка в игровые правила.
Но наш малыш растет. Использовать игру в качестве помощника учебной деятельности можно только на первых порах. Ведь он не будет всегда учиться играючи, получая удовольствие от игровых ситуации и сказочных сюжетов. Ученье, допуская игру, требует и других условий, часто это тяжелые усилия, исключающие игровые мотивы.
Самое сложное – показать ребенку, что ученье – это особая деятельность, которая направлена на изменение собственных познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), а так же на формирования своих личностных качеств. Здесь надо помочь ребенку понять необходимость научить себя учиться.
Выводы: Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а также игра влияет на развитие личности.
[/size]
|