Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Роль в игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Содержание Роль игры в развитии ребенка Игра и учебная деятельность детей. Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников Дидактические игры, как средство развития познавательной активности и мыслительных процессов у дошкольников. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» А.С.Макаренко Роль игры в развитии ребенка Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у пего начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественною опыта. В игре формируются все стороны личное! и ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно- ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие, воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность и активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все строны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитан, у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя - развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Игра и учебная деятельность детей. Игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Но еще Л.С. Вы¬готский подчеркивал, что в дальней¬шем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолже¬ние в школьном обучении и труде». Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей детских садов и учителей, подчерки¬вая, что создаваемые в учебно-вос-питательных целях дидактические игры, в частности интеллектуально-развивающие, имеют функции интен-сивного развития как дошкольников, так и младших школьников. Дидакти¬ческие игры «дают возможность мно¬гогранного раскрытия личности, раз¬вития ее способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и ин¬тересов» (А.А. Люблинская). «Старшие дошкольники, - отмечает В.В. Давыдов, - как бы "перерастают" те возможности, которые предостав¬ляет игровая деятельность... Дошколь¬ник начинает нуждаться в более об¬ширных источниках знания, чем их может предоставить повседнев¬ная жизнь и игра». Однако, подчеркивает B.C. Мухина (что особенно важно для детей из группы риска), «если с приходом ре¬бенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной дея¬тельности, это может привести к то¬му, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосиль¬ными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно отно-ситься к школе и к учению, а возмож¬но, "уйдет в болезнь"». Детям, для которых обучение ока¬зывается поначалу непосильным, игра помогает преодолеть это состояние, постепенно включая их непосредст¬венно в учебную деятельность. Старший дошкольник находится на стыке двух форм жизнедеятельно¬сти - игры (основной формы жизне-деятельности дошкольника) и учеб¬ной деятельности (основной формы жизнедеятельности младшего школь-ника). Первой он, в принципе, в доста¬точной мере уже владеет, второй ему предстоит овладеть, и к началу шко¬лы ребенка необходимо подготовить к этому: он должен освоить мыслитель¬ные операции, уметь обобщать и диф-ференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планиро¬вать деятельность, осуществлять са-моконтроль. Не менее важным для ус¬пешного овладения учебной деятель¬ностью является также положитель¬ное отношение ребенка к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных учебных задач. Однако далеко не все дети - особенно дети риска - приходят в школу, владея всем этим, т.е. до¬стигнув достаточной степени школь¬ной зрелости. Ее развитие продолжа¬ется - в непосредственных учебных действиях, в овладении учебными предметами, а также в игре. Дидактические игры, и, как уже от¬мечалось, в частности интеллектуаль¬ные, познавательные игры, дают воз-можность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих за¬мыслов и интересов. Содержание учебной деятельности, ее структура определяют минимум общеучебных интеллектуальных умений, который необходим начина¬ющему обучение школьнику. Первой части учебной деятельности (информационно-ориентировочной - с исходными сведениями о том, что предстоит делать, решать) соответ¬ствуют умения наблюдения, слуша¬ния, чтения - умения, обеспечиваю-щие понимание учебного материала в соответствии с заложенными в нем задачами, целями; второй части - операционно-исполнительской - в наи¬большей мере соответствуют умения классификации и обобщения (по сво¬им психологическим механизмам они находятся в прямом соотнесении с ос¬новными процессами мыслительной деятельности - анализа, синтеза, аб-стракции, обобщения); третья часть учебной деятельности - контрольно- коррекционная - реализуется в уме¬нии самоконтроля, особая роль кото¬рого состоит в его непосредственной связанности с развитием внимания, с рефлексией - показателем интеллек¬туального и личностного развития. Выделение блоков общеучебных интеллектуальных умений, в том чис¬ле приоритетных, т.е. наиболее значи-мых для формирования учебной дея¬тельности младших школьников, их необходимое рассмот рение в определенной логике и системе, – служат основанием для построения особой программы дидактических игр для младших школьников.(Поскольку дошкольники приступают к обучению чтению, в данной программе умение чтения не значится.) Во все виды игр предполагается и включение самоконтроля. Дидактиче¬ские игры, рассчитанные на форми¬рование общеучебных интеллекту¬альных умений у младших школьни¬ков, проводятся на уроках, переменах, во внеурочное время. Учитель свобо¬ден в планировании и проведении та¬ких игр в течение учебного года, ори-ентируясь как на возможности и по¬требности конкретного состава класса, так и на собственные творческие пла¬ны и замыслы. Задания 1—2. Игры на группировку (классификацию) предметов по заданному учителем и найденному уча-щимися основанию: соединить в группы предметы, на¬ходящиеся в классе (в комнате, во дво¬ре, на игровой площадке и т.п.) по цве¬ту, форме, назначению; соединить в группы предметы, на¬ходящиеся в классе (в комнате, во дво¬ре, на игровой площадке и т.п.), в раз¬ные группы («В каждую группу вклю¬чаем одинаковое, похожее, то, что от¬личает одну группу предметов от дру-гой»). Задания 3—4. Игры на группировку (классификацию) изображений пред¬метов - игры типа «Домино», основан-ные на разделении изображений (кар¬тинок) зверей, птиц, растений, различ¬ных вещей (по заданному или найден-ному учащимися основанию). Объектом классификации нагляд¬ного материала может быть и ряд ли¬ний - прямолинейных и криволиней¬ных, разной конфигурации и по-раз¬ному расположенных на плоскости: Фигуры можно предложить разде¬лить на возможно большее число раз¬ных групп. В каждой группе должны быть фигуры, которые можно объеди¬нить, соединить. Фигуры, отнесенные к одной группе, нужно зачеркнуть ка¬рандашом (или фломастером) одного цвета. Цвет карандашей для разных групп фигур каждый выбирает сам. Задание 9. Навыки обобщения признаков предметов, явлений (при восприятии на слух) формируют, в частности, игровые задания на отга¬дывание, узнавание известных детям деревьев, кустарников, грибов, ягод, злаков. Например, учитель (или один из детей - ведущий) описывает при¬знаки знакомого детям дерева, а за¬тем командует: «Раз, два, три - кто отгадал, под это дерево беги!» Дети разбегаются, ведущий проверяет, правильно ли они выбрали нужное дерево (ошибки анализируются, ис¬правляются). Обобщение признаков предметов, явлений происходит также в процессе отгадывания загадок, требующих быс-трой и точной идентификации предме¬та, явления по их существенным при¬знакам: На листочке, на страничке - То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И стрекочут песенки. * * * Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. * * * Растет она вниз головою, Растет не летом, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. Задание 10. Наблюдение и само¬контроль формируют игры типа «Где ошибся Буратино?». Мальвина хочет научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисо¬вала узор: и попросила Буратино нарисовать та¬кой же. А Буратино отвлекался, и у не¬го получалось то правильно, то непра-вильно. Где ошибся Буратино? Дети должны отметить красным ка¬рандашом ошибки Буратино и нарисо¬вать (каждый на своем листочке) предложенный Мальвиной узор. Результаты дидактических игр в каждом случае анализируются, что приучает детей к обнаружению допу-щенных ошибок и неточностей, т.е. к самоконтролю. Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от игровых, расширяет возможности подготовки детей 6–7 лет к обучению в школе и усвоению ими новых знаний. Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б.Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами. Анализ, проведенный в ис¬следованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую: • учебные задачи; • учебные действия; • контроль; • оценку. В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса кон¬кретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности. Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, по¬средством которых они "усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения". Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных дей¬ствий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Д.Б.Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. Отметим, что понятия "целенаправленное обучение" и "учебная деятельность" далеко не идентичны. Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника. "Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает суще¬ственные изменения" (Е.Е. Кравцова). Согласно Л.С. Выготскому, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам. Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать "как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству" (В.С. Мухина). В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе. Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосред-ственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности. При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что "центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является пере¬ориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания" (Н.Н. Поддьяков). Что значит формировать учебную деятельность и ее качества? А. Н. Леонтьев подчеркивал, что человече¬ская деятельность характеризуется целенаправленностью и структур¬ностью. Она состоит из следующих основных частей: цели, мотива, плана, исполнительской части. Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно формировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как одну из наиболее целесообразных форм, руководимых педагогом. В качестве примера в приложении представляем модель учебного занятия с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей. Его структура соответствует этапам процесса познания, содержание – одному из разделов программы умственного воспитания детей данного возраста, а его составные части (форма) представлены привычными детям и любимыми ими видами деятельности. В основе занятия лежит определенный сюжет, в рамках которого дошкольники сами смогут определить цель и задачи своей деятельности, спланировать ее, исполнить задуманное и оценить ход и результат работы. Хорошо подготовленное педагогом занятие не должно иметь резкий контраст с другими (условно неорганизованными) видами деятельности детей. Объективно логичным и обоснованным для ребят становится занятие, на котором ведется поиск ответа на вопрос, возникший у них в ходе какой-либо работы, на прогулке, продолжается начатое ранее дело, получает развитие, оживает, приглашает поучаствовать в ее событиях прочитанная ранее или новая сказка. Предлагаемое занятие по ознакомлению детей с окружающим миром является частью единого проекта. На занятии продолжается и подытоживается работа по знакомству с зимующими птицами, проводившаяся на занятиях по ознакомлению с миром природы, развитию речи, ручному труду, изодеятельности, в ходе прогулок и посещения музея, чтения художественной и научно-популярной литературы, наблюдения за птицами и их регулярного кормления в течение нескольких недель. Тема: "Птицы зимой" Программные задачи: • Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблемы персонажа. • Выявление уровня сформированности умений: сопоставлять количество с числом (в пределах 5), составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание. • В зависимости от задач воспитания, обучения, развития детей, плановых диагностических мероприятий в значительной мере можно варьировать практический этап занятия. В то же время общие принципы его построения и структура остаются неизменными. Оборудование: кукла-снегирь, 4 альбомных листа в рамках или рисунки-заготовки для создания графического плана занятия, фломастеры; материалы для проведения практического этапа занятия (подбираются в соответствии с программными задачами обучения). Предварительная работа: знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач. Изготовление вместе с педагогом и (или) родителями кормушек, выбор для них места, размещение их за окном и на участке. Ход занятия: I. Мотивационно-ориентировочный этап Снегирь: Пролетая мимо вашего окна, я заметил на нем кормушку. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать. Мотивом поисковой, творческой, учебно-познавательной, игровой деятельности детей может и должна стать учебная задача. В данном случае вопрос, звучащий из уст персонажа, является составной частью условия учебной задачи. Детям нужно уловить суть задачи и сформулировать цель своей работы. Цель работы детей на занятии: помочь Снегирю убедиться, что он может быть спокоен за своих пернатых собратьев, зимующих рядом с людьми. Очень важно ставить перед детьми задачи, проблемы и помогать им формулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, познавательным азартом. Проблема, лежащая в основе сюжета занятия, должна быть "честной", т. е. ребята должны иметь объективную возможность ее разрешить. Несерьезно выглядят ситуации, когда дети (а точнее педагоги) за 30 мин "решают" проблемы глобального характера (например, старшие дошкольники "спасают" лесных животных, нарисовав им домики). Остановимся подробнее на проблеме целеполагания. Обладает ли ребенок, придя на занятие, какой-либо определенной целью, связанной с предстоящей учебной деятельностью? Пожалуй, нет, ведь до начала занятия ему неизвестно, что именно он будет делать. Насколько важно, чтобы у дошкольников была конкретная, самостоятельно сформулированная или предложенная педагогом, но по-настоящему принятая ими цель работы? Приведем такие соображения: Цель является основным компонентом деятельности, который определяется как ее предполагаемый результат, следовательно, без определения цели предстоящей работы не может иметь место деятельностный подход к организации учебного процесса. Принятие или самостоятельная формулировка детьми целей своей работы является их волеизъявлением. С этого момента можно считать снятым элемент навязывания определенных задач, как непременного атрибута обучения, поскольку ребята будут действовать по своей воле, на первый план выходит учение. Определяя или принимая цель, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь. II. Поисковый этап Воспитатель: Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года? Педагог организует беседу. Предложения ребят суммируются, дополняются персонажем и (или) педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план работы. В данном случае он непосредственно связан с вопросами, которые нужно осветить. Но зачастую детям бывает необходимо определить, какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения поставленной задачи, что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется. На поисковом этапе задания и фронт работ могут быть распределены для отдельных детей или группы в соответствии с их интересами, возможностями, приоритетами их развития, а также задачами коррекционной работы. Вариант плана: 1. Всех ли птиц, зимующих в наших краях, мы знаем? 2. Знаем ли мы, чем они питаются и как их правильно кормить? 3. Умеем ли различить птиц по голосам? 4. Сможем ли сосчитать, сколько птиц пожаловало к нам в гости? Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Если каждый из вопросов схематически зарисовывается на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий. Рисовать могут дети или педагог, но обязательно при согласовании символов с ребятами. Наличие плана позволяет заменить традиционное "Давайте выполним такое задание" на вопрос: "Что нам еще нужно сделать, чтобы помочь Снегирю (для решения нашей задачи)?". Наглядный план помогает сохранить в сознании детей задуманное, помнить цель всей работы и понимать назначение отдельных действий, способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению при подведении итогов. Вариант графического плана: III. Практический этап Согласно плану вместе с детьми выбираются формы работы. Снегирь также может давать ребятам задания, советы, предлагать поучаствовать в играх. Дети приступают к реализации намеченной цели. Педагог же решает задачи освоения детьми природоведческого содержания, разностороннего развития воспитанников. Приведем пример трансформации практического этапа занятия, разных вариантов реализации одного и того же плана в зависимости от выдвигаемых воспитателем задач. Важно, чтобы этот путь был увлекательным, по-настоящему развивающим, чтобы в его выборе как можно активнее участвовали дети. Рассмотрим варианты организации деятельности дошкольников на занятии и их возможный развивающий эффект: Детям предлагается назвать птиц, изображенных на карточках, рассказать, чем они питаются (ретрансляция знаний). Для их систематизации можно предложить ребятам определенный план рассказа (1, 2). Детям предлагается рассортировать карточки с изображениями птиц. В зависимости от уровня сформированности навыка классификации ребята могут либо распределить карточки по названным педагогом категориям, либо самостоятельно предложить различные признаки классификации (1). Дети рассматривают картину, на которой изображены разные зимующие в наших краях птицы. Всем желающим предлагается выбрать одну из них и придумать о ней загадку (1, 2). В этом случае идет работа по применению полученных ранее знаний, выбору важнейших внешних характеристик и особенностей поведения птицы, активизируется словарь ребенка, используются особые речевые конструкции, схема описания птиц. Детям предлагается разгадать загадки о зимующих птицах, используя картину-подсказку (1). При правильной организации работы с текстом загадок детям нужно выделить существенные признаки птицы и по их совокупности найти отгадку, доказать свое мнение. По карточке с изображением птицы ребенку нужно рассказать о ней, не используя "запретных" слов – слова, необходимые для описания. Активизируется словарь ребенка, он старается подобрать синонимы, наиболее точные характеристики. Многим детям больше нравится такая разновидность игры, при которой их наряжают кем-либо, но просят предварительно закрыть глаза. Ребенок спрашивает: "Кто я? В кого я превратился?". Его товарищам нужно отвечать на вопросы, избегая "запретных" слов. Воспитатель говорит Снегирю, что ребята, наверняка, сумеют узнать птиц даже издалека (1): • по походке, полету, повадкам. (Ребятам раздаются карточки с изображением птиц. Каждому нужно вспомнить характерные движения и создать загадку-пантомиму о заданной птице. Остальным детям нужно дать отгадку. Если все ребята будут повторять придуманные их товарищем или педагогом движения в атмосфере интереса и радости, получится веселая физкультминутка.) Такой подход к организации динамической паузы имеет ряд преимуществ: игра проходит в контексте работы по продвижению к цели, не ломает, не нарушает сюжета занятия; • по силуэту. (Детям предлагаются контурные изображения птиц. В зависимости от уровня развития зрительного восприятия, воображения всем или некоторым ребятам дополнительно предлагаются соответствующие цветные изображения. С этой же целью можно использовать зашумленные картинки, фрагменты изображений "спрятавшиеся птицы", "недорисованные портреты" и т. д.) Педагог произносит названия зимующих птиц. Если допущена ошибка, нужно встать (1). Таким образом, на основе освоенного материала проводится тренировка внимания. Задание можно усложнить, предложив детям по-разному реагировать на названия зимующих и перелетных, диких и домашних птиц. Воспитатель показывает детям карточки с изображением зимующих птиц, затем убирает их. Ребятам нужно постараться назвать всех птиц по памяти. В зависимости от объема кратковременной зрительной памяти детей, игра начинается с 2–3 или 4–5 карточек и продолжается до тех пор, пока хотя бы один ребенок участвует в ней. Педагог может произносить названия птиц, постепенно увеличивая число слов в серии. Так проводится игра на тренировку кратковременной слуховой памяти (1). Детям предлагается прослушать голоса птиц и узнать "певцов" (3). Работа способствует развитию слухового восприятия. Дополнительно ребятам можно предложить попытаться сымитировать "слова" птиц при помощи звуков нашей речи. Можно также рассказать ребятам, что у разных народов принято по-разному записывать птичью речь человеческими звуками. Прослушивание голосов птиц, звуков леса может стать основой для релаксации. Снегирь может предложить вниманию детей задачи и задания на счет, которые ребята, в зависимости от освоенного ими комплекса умений, могут выполнить устно или путем выбора и перекладывания нужного количества карточек с изображениями различных птиц (4). Также дети могут раскрасить заданное числом количество птиц определенного вида. Таким образом, применение навыка сопоставления количества и числа и умения узнавать предмет по силуэту будет дополнено подготовкой руки к письму. Многие ребята любят решать задачки "бегом". Снегирь рассказывает историю, и по его команде со стульчиков "взлетает" нужное количество птичек заданного вида. Для игры детям требуются карточки или шапочки с изображением птиц. Перечень примеров можно продолжать. Педагог выберет и предложит детям такие формы освоения (использования освоенного) содержания, которые в наибольшей мере соответствуют насущным задачам развития детей. Важнейшая задача работы по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности – обращение их внимания на ход самой деятельности, развитие способности, потребности, привычки планировать, осмысливать и оценивать свою деятельность. В связи с этим необходимо дополнять учебные задания организационными. Предварительные задания нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу, выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования, не отступать от намеченного плана, организовывать совместную деятельность в паре, группе. Можно предложить детям различные комбинации таких вопросов: • С чего стоит начать работу? • Что (скорость выполнения, аккуратность, точность, соответствие инструкции, красота) кажется тебе важнейшим в этой работе? • Как ты будешь действовать? Расскажи по порядку. • Каким бы тебе хотелось видеть результат своей работы? • К чему ты будешь стремиться? • Что тебе пригодится для работы? и т. д. Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке: • Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему? • Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы. • Ты говорил о том, что для этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу. Сравни ее с работой, выполненной тобой раньше. Что ты можешь сказать? • Чем они отличаются? Почему? • Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах? • Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой? • Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? • Что у тебя получилось лучше всего? • Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным? • Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться с задачей? • Что ты узнал нового? Чему научился? Естественно, что далеко не каждое задание должно сопровождаться подобными надстройками, но обращение к предварительным и рефлексивным заданиям должно быть систематическим. Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути. Детям предоставляется возможность сконцентрироваться на ощущении радости от совершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело. В данном варианте оценка перестает быть чьим-то произволом, совокупным отражением случайных обстоятельств, чем-то внешним по отношению к деятельности, ощущениям и представлениям детей о результатах своей работы. Здесь оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемные области, причины неудач и найти путь к успеху. Отметим, что наличие системы самооценки – необходимая составляющая личностно ориентированного, развивающего обучения, формирования основ учебной деятельности. Если ребенок сам ставит перед собой задачи, ощущает потребность в учении, то и отслеживать ход этого процесса он должен сам. IV. Рефлексивно-оценочный этап Помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать ребятам восстанавливать весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, убедился ли Снегирь в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует? Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Снегирю. Снегирь: Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. Я подумал, ребята, что вы любите птиц потому, что они, как и вы, жизнерадостные, веселые, заботливые. Проявление персонажем чувства радости, благодарности детям побуждает присутствующих на занятии детей сделать что-то приятное друг другу. Варианты последующей работы: Во время прогулки Снегирь может рассказать ребятам что-нибудь интересное, научить чему-то. Лучшему усвоению учебного материала, его более объемному видению и целостному восприятию способствует подкрепление игровых и учебных действий по его освоению и применению различными видами творческой деятельности. Соответствующие задания могут стать частью познавательного занятия или основой идущего вслед за ним занятия по конструированию, изодеятельности, ручному труду. В нашем примере ребята могут выполнить подарки Снегирю, его друзьям, используя технику, освоение которой предусмотрено календарно-тематическим планом. Снегирь прощается с детьми, но общение детей с природой продолжается. Они будут применять свои знания на практике: во время прогулок наполнять кормушки, наблюдать за птицами, прилетающими к ним. Можно предложить детям рассказать, какие чувства они испытывают, когда кормят птиц, приятно ли им проявлять заботу о своих пернатых друзьях и т. д. Можно посоветовать навестить младших дошкольников, познакомить их с зимующими птицами, рассказать народные, литературные и придуманные ими самостоятельно загадки и стихотворения, научить ухаживать за птицами, показать небольшое представление, рассказать о том, как они сами помогают птицам, помочь развесить кормушки. Старшие дошкольники охотно обучают малышей, а они, в свою очередь, прекрасно воспринимают от 5–6-летних ребят новую информацию. Дидактические игры, как средство развития познавательной активности и мыслительных процессов у дошкольников. ТЕМА: «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВНЕ ЗАНЯТИЯ» Воспитатель: Ребята, осенью люди собрали урожай овощей и фруктов. И они уже поступили в магазин «ОВОЩИ – ФРУКТЫ». Не хотели бы вы посетить такой магазин. 1) ИГРА «МАГАЗИН» «Овощи, фрукты» Привезли мы для детей Очень много фруктов и овощей Урожай у нас богатый Посмотрите-ка, ребята! Дидактическая задача: развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму, вкус) место произрастания фруктов и овощей. Проверить правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами фрукты, овощи. Игровое действие: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу на котором разложены муляжи (картинки) овощей и фруктов не называя, ребенок описывает фрукты или овощи, которые хочет купить. Например: Я хочу купить фрукты. Они растут на дереве. Они бывают желто-красные, зеленые, круглые сочные и сладкие, кисло-сладкие. Из них делают салат, варят компот. ПРАВИЛО: Ребенок должен так описать картинку, чтоб продавец понял какие фрукты и овощи он хочет купить. 2) ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» - учить правильному образованию и употреблению уменьшительно ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных. ЯБЛОКО – ЯБЛОЧКО ГРУША – ГРУШЕЧКА СЛИВА – СЛИВОЧКА ПОМИДОР – ПОМИДОРЧИК ОГУРЕЦ – ОГУРЕЧИК ЛИМОН – ЛИМОНЧИК АНАНАС – АНАНАСИК АПЕЛЬСИН – АПЕЛЬСИНЧИК МОРКОВЬ – МОРКОВОЧКА СВЕКЛА – СВЕКЛОЧКА (СВЕКОЛОЧКА) Разложите овощи и фрукты по корзинам. ИГРА «Слова наоборот» ЦЕЛЬ: Подбирать слова с противоположным значением, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде. ПРАВИЛО: найти картинку с противоположным значением: Длинный огурец – короткий огурчик; толстый кабачок – тоненький кабачок, большой помидор – маленький помидорчик, грязная морковь – чистая морковь, большая свекла – маленькая свекла. 3) ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?» Дидактическая задача: уточнить значение детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память. ПРАВИЛО ИГРЫ: «Запомни, что где растет» Дети стоят в кругу. Ребенок бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение Воспитатель: Вы хорошо усвоили название овощей и фруктов. Теперь пойдем на огород и рассмотрим, какие овощи там выросли. ФИЗМИНУТКА: Шли по огороду, шли, морковь нашли, Нагнулись, сорвали, дальше пошли. Шли, шли, картофель нашли, Нагнулись, сорвали и дальше пошли. Вокруг себя повернись и в овощ превратись. Гуляют овощи по огороду, Себя показывают, на других поглядывают. Капуста – кружится, округлив руки; Лук – гордо вышагивает, высоко поднимая ногу, согнутую в колене; Редис – проходит мелкой пробежкой. Устали овощи, сели на свои грядки, отдыхают: Лук – эх, капуста – ах, горох – ох, помидор – ух. (Каждый ребенок использует то звукоподражание, которое, по мнению, более всего подходит к овощу). - Вокруг себя повернись и в детей превратись. 4) ИГРА «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» Дидактическая задача: закреплять в речи детей обобщающие понятия, у одних овощей мы едим то, что находиться на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки). ПРАВИЛА ИГРЫ: брать по одному предмету. Посмотрите, сколько разных овощей растет на нашем огороде. Давайте, определим, у каких овощей мы едим вершки, а у каких корешки. Мы будем соревноваться, разделимся на 2 команды. Вы будете собирать вершки, а вы корешки. ВЕРШКИ КОРЕШКИ КАПУСТА МОРКОВЬ БАКЛАЖАН СВЕКЛА КАРТОФЕЛЬ КАБАЧОК ПОМИДОР РЕПА ОГУРЕЦ РЕДИС 5) ИГРА «ВКУСНЫЙ СОК» Дидактическая задача: образовывать имя прилагательное от существительного. ПРАВИЛА ИГРЫ: Какой сок можно приготовить. С овощами разобрались, а теперь давайте посмотрим, что можно приготовить на зиму (на столе коробки с рисунком) - Сок из груш. Как можно назвать его по-другому? Какой сок? (грушевый) Яблоко – яблочный Морковь – морковный Вишня – вишневый Ананас – ананасовый Капуста – капустный Слива – сливовый и т.д. 6) ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО СЪЕЛ» Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов Игровое действие: угадывание на вкус. ПРАВИЛА ИГРЫ: нельзя смотреть на то, что кладут в рот, надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это, какой на вкус. Вопрос: Что это? Как во рту стало? (горько, сладко, кисло) Например: Я съел морковку, она сладкая, хрустящая. Я съел яблоко, оно кислое, сочное. ОБОБЩЕНИЕ: Наша игра закончилась. Ребята, вы сегодня узнали много интересного про овощи и фрукты. Вы были молодцами, все старались, и все у вас получилось. Воспитатель: Пушкарева А.В. ГУ СО школа-лицей №7 Семей | |
Просмотров: 7864 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|