Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Семья как социальный партнер в реализации требований современного Стандарта.
Какими мы хотим видеть наших детей, когда они вырастут? Как рассматриваем детство? Какие качества мы должны сформировать у детей?
Такие ключевые ценности определяет современный Стандарт. Стандарт – это, прежде всего определение того, что ребенок должен знать и уметь и какими ключевыми компетентностями должен овладеть
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Прежде всего, в семье организуется так называемая социальная ситуация развития ребенка. Для успешного развития ребенок должен научиться правильно, использовать различные предметы. Дело в том, что ребенок видит предмет, но не знает, как им пользоваться. Для того чтобы правильно научиться обращаться с предметом, нужен взрослый.
Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и культурой и обеспечивает процесс присвоения культурных средств и способов использования различных предметов для того, чтобы правильно вести себя в различных обстоятельствах. Фактически человек является существом, способным адекватно действовать в той человеческой культуре, в которой происходит его развитие. Именно институт семьи вводит растущего человека в эту культуру.
Процесс социализации, понимаемый как присвоение ребенком различных норм, которые распространяются не только на языковое развитие или на действие с предметами, а также на взаимодействие с людьми и с самыми различными сторонами реальности (включая живую и неживую природу, социальные явления), начинается в семье. Он настолько важен, что оказывает влияние на всю последующую жизнь.
Дошкольное образовательное учреждение также выступает в роли пространства социализации ребенка. Ребенок в детском саду сталкивается с новыми условиями, в которых он выступает не в роли единственного и любимого, а в роли одного из членов относительно большого детского сообщества. Важно то, что наряду с оценкой воспитателя ребенок впервые встречается с оценкой своих действий со стороны сверстников. Здесь часто оказывается мало одного желания играть вместе с ними и даже поделиться любимой игрушкой или конфетами. Важно также уметь делать нечто такое, что было бы интересно другим. Это означает, прежде всего, уметь придумать и организовать новую содержательную игру и представлять, как она будет развиваться по мере ее осуществления. Конечно, многое зависит от педагога. Прежде всего, речь идет о правилах, которые утверждаются в группе детского сада.
Например, это могут быть запрещающие правила, связанные преимущественно с опасениями педагога за жизнь детей; это могут быть и правила, которые предписывают, как нужно вести себя детям в различных ситуациях. Кроме того, это могут быть правила, обеспечивающие поддержку инициативы детей. Их труднее всего соблюдать, потому что инициатива дошкольников может быть настолько разнообразной, что в образовательном процессе трудно найти для нее свое место. Тем не менее, современная жизнь требует от человека продуктивной активности, которая возможна только при сохранении инициативы ребенка.
Мы с родителями на собраниях разбираем различные ситуации из жизни детей: посещение столовой, прогулка, занятия, игры. Одну из таких ситуаций, я предлагаю рассмотреть это ситуация на вечерней прогулке, например: мальчик Сережа катался на качели, рядом стояла мама, в это время подходит девочка Таня и просит покататься. Я как педагог стояла и наблюдала, как поступит мама мальчика. Сережа не дал покататься Тане, при этом мама стояла рядом и не отреагировала, на просьбу девочки. И этим самым она дала понять своему ребенку, что ему все можно, и впоследствии этот ребенок стал поступать таким образом: «это моя», « я никому не дам», « я так хочу» и т.д. Одну из таких ситуаций я предложила на родительском собрании, как бы поступили родители, если мальчик защищён, он был с мамой, а девочка была одна и как бы они оценили поведение мамы, правильно ли она поступила. Было очень много разных мнений, но большинство родителей заботилось только о своем ребенке. После того, как родители высказали свое мнение, мы стали детально разбираться в сложившейся ситуации, и пришли к тому, что родители сами того не осознавая учат детей с раннего возраста, быть эгоистами. И мы, разобрав ситуацию, пришли к тому, что ребёнок должен не только получать, то, что он хочет, сию же минуту, добиваясь это любым способом, капризами, криками, топаньем и т.д., но и отдавать, делиться, зная при этом, что он совершает доброе дело и что в следующий раз с ним тоже захотят чем то поделиться.
Работа с родителями, проходила также в форме бесед и консультаций, таких как «Воспитание дружеских отношений в игре», «Воспитание положительного отношения к труду», «Агрессивный ребенок», «Играйте вместе с детьми», «Какие игрушки необходимы детям», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» и т.д.
Проводились праздники, которые с радостью посещали родители «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта» и т.д.
Оформлялись родительские уголки, в которых они могли найти информацию, о занятиях, посмотреть работу своих детей на выставках детского творчества,
Также мы работали с родителями по созданию портфолио наших детей, многие родители творчески и с интересом подошли к данной работе.
В нашей группе есть дети с недостатками речи, им мы рекомендовали посещение логопеда, к концу года, у этих детей виден результат работы, они стали лучше разговаривать, умеют строить предложения и т.д.
Поэтому, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании", Государственном Образовательном Стандарте и др.
Новый Стандарт, подчёркивая важность установления сотрудничества, считает, что семья, как социальный институт оказывает огромное влияние на формирование преемственности поколений: уважительное отношение к старшим, соблюдение традиций и обычаев, культуры поведения и привычек, уважение к истории своего народа, любви к Родине.
В соответствии с Государственным Стандартом " одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДУ, так и в семье.
Стандартом определены основные направления сотрудничества:
1. Обеспечение единого образовательного пространства с едиными требованиями к ребенку в семье и организациях дошкольного образования на основе партнерства и сотрудничества;
2. Обеспечение психофизического здоровья ребенка в семье и организациях дошкольного образования;
3. Обеспечение подготовки детей к школе;
4. Обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и воспитания личности в условиях семьи;
5. Участие в совместных с детьми творческих видах деятельности;
6. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом. привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет ...на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, они считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Некоторые родители обращаются к нам за помощью, как корректно разобраться в домашних ситуациях, порой и конфликтных, не нарушая психику ребенка. Для решения таких вопросов, я приглашаю психолога на индивидуальные беседы, которые в дальнейшем помогают родителям и детям понять друг друга. Например, у некоторых детей родители стали замечать агрессивное поведение. Мы познакомили родителей с данной проблемой , проконсультировали и предложили игры, в которые родители вместе с детьми могут играть дома снимающие стресс, агрессивность ребенка. Например:
«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ» (для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Категория: Дошколенок | Добавил: anechka (2012-02-06) | Автор: Высоченко Анна Михайловна
Просмотров: 1485 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru