Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Какими мы хотим видеть наших детей, когда они вырастут? Как рассматриваем детство? Какие качества мы должны сформировать у детей? Такие ключевые ценности определяет современный Стандарт. Стандарт – это, прежде всего определение того, что ребенок должен знать и уметь и какими ключевыми компетентностями должен овладеть Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Прежде всего, в семье организуется так называемая социальная ситуация развития ребенка. Для успешного развития ребенок должен научиться правильно, использовать различные предметы. Дело в том, что ребенок видит предмет, но не знает, как им пользоваться. Для того чтобы правильно научиться обращаться с предметом, нужен взрослый. Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и культурой и обеспечивает процесс присвоения культурных средств и способов использования различных предметов для того, чтобы правильно вести себя в различных обстоятельствах. Фактически человек является существом, способным адекватно действовать в той человеческой культуре, в которой происходит его развитие. Именно институт семьи вводит растущего человека в эту культуру. Процесс социализации, понимаемый как присвоение ребенком различных норм, которые распространяются не только на языковое развитие или на действие с предметами, а также на взаимодействие с людьми и с самыми различными сторонами реальности (включая живую и неживую природу, социальные явления), начинается в семье. Он настолько важен, что оказывает влияние на всю последующую жизнь. Дошкольное образовательное учреждение также выступает в роли пространства социализации ребенка. Ребенок в детском саду сталкивается с новыми условиями, в которых он выступает не в роли единственного и любимого, а в роли одного из членов относительно большого детского сообщества. Важно то, что наряду с оценкой воспитателя ребенок впервые встречается с оценкой своих действий со стороны сверстников. Здесь часто оказывается мало одного желания играть вместе с ними и даже поделиться любимой игрушкой или конфетами. Важно также уметь делать нечто такое, что было бы интересно другим. Это означает, прежде всего, уметь придумать и организовать новую содержательную игру и представлять, как она будет развиваться по мере ее осуществления. Конечно, многое зависит от педагога. Прежде всего, речь идет о правилах, которые утверждаются в группе детского сада. Например, это могут быть запрещающие правила, связанные преимущественно с опасениями педагога за жизнь детей; это могут быть и правила, которые предписывают, как нужно вести себя детям в различных ситуациях. Кроме того, это могут быть правила, обеспечивающие поддержку инициативы детей. Их труднее всего соблюдать, потому что инициатива дошкольников может быть настолько разнообразной, что в образовательном процессе трудно найти для нее свое место. Тем не менее, современная жизнь требует от человека продуктивной активности, которая возможна только при сохранении инициативы ребенка. Мы с родителями на собраниях разбираем различные ситуации из жизни детей: посещение столовой, прогулка, занятия, игры. Одну из таких ситуаций, я предлагаю рассмотреть это ситуация на вечерней прогулке, например: мальчик Сережа катался на качели, рядом стояла мама, в это время подходит девочка Таня и просит покататься. Я как педагог стояла и наблюдала, как поступит мама мальчика. Сережа не дал покататься Тане, при этом мама стояла рядом и не отреагировала, на просьбу девочки. И этим самым она дала понять своему ребенку, что ему все можно, и впоследствии этот ребенок стал поступать таким образом: «это моя», « я никому не дам», « я так хочу» и т.д. Одну из таких ситуаций я предложила на родительском собрании, как бы поступили родители, если мальчик защищён, он был с мамой, а девочка была одна и как бы они оценили поведение мамы, правильно ли она поступила. Было очень много разных мнений, но большинство родителей заботилось только о своем ребенке. После того, как родители высказали свое мнение, мы стали детально разбираться в сложившейся ситуации, и пришли к тому, что родители сами того не осознавая учат детей с раннего возраста, быть эгоистами. И мы, разобрав ситуацию, пришли к тому, что ребёнок должен не только получать, то, что он хочет, сию же минуту, добиваясь это любым способом, капризами, криками, топаньем и т.д., но и отдавать, делиться, зная при этом, что он совершает доброе дело и что в следующий раз с ним тоже захотят чем то поделиться. Работа с родителями, проходила также в форме бесед и консультаций, таких как «Воспитание дружеских отношений в игре», «Воспитание положительного отношения к труду», «Агрессивный ребенок», «Играйте вместе с детьми», «Какие игрушки необходимы детям», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» и т.д. Проводились праздники, которые с радостью посещали родители «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта» и т.д. Оформлялись родительские уголки, в которых они могли найти информацию, о занятиях, посмотреть работу своих детей на выставках детского творчества, Также мы работали с родителями по созданию портфолио наших детей, многие родители творчески и с интересом подошли к данной работе. В нашей группе есть дети с недостатками речи, им мы рекомендовали посещение логопеда, к концу года, у этих детей виден результат работы, они стали лучше разговаривать, умеют строить предложения и т.д. Поэтому, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании", Государственном Образовательном Стандарте и др. Новый Стандарт, подчёркивая важность установления сотрудничества, считает, что семья, как социальный институт оказывает огромное влияние на формирование преемственности поколений: уважительное отношение к старшим, соблюдение традиций и обычаев, культуры поведения и привычек, уважение к истории своего народа, любви к Родине. В соответствии с Государственным Стандартом " одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДУ, так и в семье. Стандартом определены основные направления сотрудничества: 1. Обеспечение единого образовательного пространства с едиными требованиями к ребенку в семье и организациях дошкольного образования на основе партнерства и сотрудничества; 2. Обеспечение психофизического здоровья ребенка в семье и организациях дошкольного образования; 3. Обеспечение подготовки детей к школе; 4. Обеспечение обмена опытом по вопросам формирования, развития и воспитания личности в условиях семьи; 5. Участие в совместных с детьми творческих видах деятельности; 6. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом. привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет ...на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, они считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Некоторые родители обращаются к нам за помощью, как корректно разобраться в домашних ситуациях, порой и конфликтных, не нарушая психику ребенка. Для решения таких вопросов, я приглашаю психолога на индивидуальные беседы, которые в дальнейшем помогают родителям и детям понять друг друга. Например, у некоторых детей родители стали замечать агрессивное поведение. Мы познакомили родителей с данной проблемой , проконсультировали и предложили игры, в которые родители вместе с детьми могут играть дома снимающие стресс, агрессивность ребенка. Например: «ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ» (для детей с 4 лет) Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить". «ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ» (для детей с 4 лет) Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”» (для детей с 4 лет) Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д. Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. | |
Просмотров: 1485 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|