Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Путешествие в мир растений (из личного опыта)
Путешествие в мир растений

(из личного опыта)


А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые овраги,
и колыхающиеся поля,
а розовая весна и
золотистая осень,
разве не были
нашими воспитателями.
К.Ушинский.


Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям происходящим в разное время года, в разную погоду, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Наш ясли-детский сад расположен неподалеку от городов – спутников Абай, Шахтинск в красивом, живописном месте села Агрогородок.

Со всех сторон его окружают лесопосадки, поля, луга, вдоль которых протекают арыки с водой, по краям цветут разнообразные цветы: полевая ромашка, вьюн, одуванчики, незабудки, колокольчики; кустарники: акация, щиповник, декоративная смородина, вишня.

Такое окружение помогает формировать представление о растениях края, а также бережное отношение к природе.

Но для того , чтобы делать это грамотно нужны определенные знания. Поэтому с 2005 года детский сад работает над созданием условий для формирования у детей осознанного правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.

Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных представлениях о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. В целях экологического образования воспитателей провели семинары, изучили природоведческую литературу, познакомились с программой Николаева «Юный эколог» .С детьми старшего дошкольного возраста организовали кружок «Юный эколог», открыли Лабораторию природы.

На базе детского сада проведен районный семинар «Гуманистическое развитие ребенка посредством экологического воспитания».

Каждое знакомство с природой стремимся превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Как только земля освобождалась от снега, предлагали детям поискать зеленую травку, понаблюдать как она поднимается к солнышку, как земля просыпается от зимнего сна. С наступлением теплых дней отправляемся на экскурсию в лесопосадку, где можно найти первые весенние цветы.

Рассматривая их, рассказываем , что только- только сошел снег, а уже появились первые подснежники. Уже при первой встрече напоминаем детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать, потому- что цветы своей красотой будут радовать других людей.

Выглянул подснежник Пусть лежат под снегом
В полутьме лесной - Сонные луга;
Маленький разведчик, Пусть на спящей речке
Посланный весной; Неподвижен лед -
Пусть еще над лесом Раз пришел разведчик,
Властвуют снега, И весна придет!

С большим интересом проходят прогулки на луг во время цветения одуванчиков. Луг, кажется совершенно золотым от большого количества ярко- желтых головок одуванчиков, вокруг которых летают бабачки и пчелки.

Рассказываем детям, что этот яркий желтый цветок появляется весной, цветет на откосах, цветет на покрытых углем и шлаком насыпях, цветет около яс и в самих ямах, весело желтеет на грудах выброшенной земли.

Одуванчик еще и лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита.

Вспомнили стихотворение Е.Серовой «Одуванчик»

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядиться
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.


Очень интересно прошло знакомство с ромашкой полевой, которая растет на поле, вдоль дороги, вдоль арыков с водой. Наблюдали, что лепестки беленькие, с желтым кружочком посередине, как над ней кружат насекомые, а когда ее много, то все поле кажется белым. Разрешаем детям побегать по полю, поиграть, наблюдать за насекомыми, насладиться красотой природы.

Тут же напоминаем, что нельзя без надобности рвать траву, цветы.

Ребята всегда с нетерпением ждут новых экскурсий. Однажды, отправляясь на луг, обратили внимание на растение у самой дороги.
Загадала загадку:
Весь в пыли, хоть сил немного
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен его вид.


Дети сразу угадали – подорожник, и назвали его так, потому что растет он у дороги. Помимо подорожника назвали еще лекарственные растения уже им знакомые: крапива, пустырник, чистотел, тысячелистник, которые предложила им отыскать на лугу.

Знакомя детей с колокольчиком, рассказала им:
«Растет, растет цветок, голубой, как небо. Каждое утро в нем роса собирается, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей – полный цветок. И тогда тоненький стебелек наклоняется, чашечка опрокидывается.
- Кап – кап, динь – динь, - звенят капельки, ударяясь о траву.
- Утро, утро наступило! А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Да он и похож на него.»

Все экскурсии в природу проходят эмоционально, в виде непосредственной живой беседы с детьми. Им очень нравятся путешествия в мир растений, ребята увлеклись поисками новых, незнакомых растений, просили рассказать о них.

Если затруднялись ответить, то срывали растение и несли в детский сад, где нам помогали книги. Искали это растение в альбомах, книгах, энциклопедиях, знакомились с его особенностями.

В конце лета проводим итоговое занятие «Рассматривание полевых и луговых растений», используя дидактические игры, чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок.

Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в Лаборатории природы.

Все наблюдения фиксируем в календаре природы и погоды, ведется «Зеленая книга» и «Жалобная книга природы».

За лето и осень собрали коллекцию лекарственных трав, коллекции: цветов, листьев, злаков.

Закрепили знания дошкольников о растениях, собрали много природного материала для занятий ручного труда и конструирования.

Рассказывая интересные истории и сказки из жизни растений, учили детей придумывать «свои»сказки и загадки, необычные истории.

Все лето ребята с увлечением работали в цветнике и огороде.
Экологическое воспитание дошкольников проводим в тесной связи с родителями.
Совместно выработали единые задачи:
- приучать детей бережно относится к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому в окружающей жизни;
- заботиться о птицах, животных, насекомых;
- учить видеть красоту окружающей природы.
Категория: Дошколенок | Добавил: bayalfia (2012-02-12) | Автор: Султанова Татьяна Ивановна
Просмотров: 1164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-27, 1:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru