Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны. Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота- это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, оборачивается, точно также как и встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребенка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива»- пишет В.А. Сухомлинский. Детская радость- это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в триединении радости, добра и красоты. Кстати, понятие добра и красоты у ребенка уже есть, только его восприятия отличается некоторыми особенностями. Красота для него это, то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котенка или щенка. Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя его научить стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.. Всё начинается с простого- с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка- к родной природе, дому, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, с его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека. В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие чувства и эмоции. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. Прививая детям чувство прекрасного, формируя у него первые нравственные представления, мы стремимся прежде всего сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание. Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребёнка думать и тем самым активизирует мысль, развивает пространственное представление. Занятия помогают детям свободно и смело выражать в рисунке свои мысли. Дошкольники могут жить в рисунке, петь в нем, двигаться, дышать, бороться за добро, танцевать- всё это по настоящему.Рисующие дети учатся лучше тех, кто не занимался никакой художественной деятельностью. Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. В ходе формирования нравственно- эстетического процесса ребёнок приобретает: -первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми; -способность к эмоциональному сопереживанию, одобре¬нию прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения; -первоначальные морально- нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций; -возможность применения полученных знаний, что прояв¬ляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье. Первые нравственные представления и понятия формируются у детей наиболее успешно под воздействием произве¬дений искусства, поскольку без соответствующего эстетического отношения значительно снижается действен¬ность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми. А. В. Луначарский признавал особую воспитательную роль искусства, говоря, что помимо него почти нет других способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно, и человеческую волю. Вот почему во всём процессе воспитания и обучения подрастающего поколения значительная роль отводится предметам эстетического цикла. Работу c детьми строю на базе основных принципов дидактики- взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребёнка в деятельности и др. В качестве ведущего принципа следует выделяю принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно- творческой деятельности- игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно- речевой. Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно- прикладному искусству Казахстана предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности. Ознакомление детей с искусством должно идти в единстве с их восприятием жизни и собственным творчеством. Их следует повести к пониманию его как части духовной культуры народа, которая тесно связана со средой обитания, землей, бытом, обычаями, традициями. Это мир особого отношения человека к своей жизни, труду, отражения его понимания природы, себя в ней. Ему свойственны яркая самобытность, уникальность, поэтическое осмысление, оптимистическое жизнеутверждение, почитание заветов предков, стремление к лучшей жизни. При ознакомлении детей с народным искусством стремлюсь ввести детей в атмосферу народного мироощущения, знакомим с климатическими, географическими условиями, растительным и животным миром Казахстана, особенностями труда и быта современников и их предков, их обычаями, традициями, легендами, мастерством. Посредством легенд, чтения рассказов и сказок, поговорок, пословиц, песен, народных игр и праздников раскрываются перед детьми характерные черты казахского народа: трудолюбие, открытость, смелость, гостеприимство, терпеливость, изобретательность и т.д.. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание уделяю комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников происходит знакомство с казахским народным орнаментом, в совместной деятельности показ театрализованного представления по мотивам казахских народных легенд на занятиях изодеятельности предложить детям украсить ткань на платье для девочки- казашки, создать узор на текемете, расписать пиалу, торсык; на занятиях лепки вылепить животных степей Казахстана; аппликационный узор для украшения кoрпе элементами народного орнамента; на музыкальном занятии инсценировать «Байтерек –дерево Мечты», «Сказание о Золотом Человеке». Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству выстраиваю на основе следующего алгоритма. *Знакомство с видом искусства (рассматриваются предметы, отмечаются их особенности), обогащается их представления о взаимосвязи народного промысла и природы. *Проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Рассказ в доступной форме об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфики цвета и формы. *Знакомство со средствами выразительности, основными элементами художественного языка. *Обучение созданию обобщенного декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско- творческих занятиях и позднее- на поисково- творческих. Особое место занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Расширению опыта ребёнка способствуют творческие занятия, которые провожу во время свободной деятельности детей и учитываю их личностные особенности, интересы и склонности изобразительной деятельностью. На своих занятиях реализую комплексный подход в развитии навыков изобразительной деятельности, используя дифференцизацию и индивидуализацию процесса обучения. Компонентами структуры занятия являются: мотивация; художественное слово; дидактические игры; физкультурные минутки; пальчиковая гимнастика; прослушивание музыкальных произведений; самостоятельная деятельность. Интеграция на занятиях изодеятельности и устного народного творчества, позволяет детям воспринимать картины, декоративные вещи, архитектуру, графические произведения; давать им оценку, ассоциировать с жизненным опытом, оставлять в памяти. Таким образом, в процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя учатся использовать художественно - выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретённый ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно - эстетических чувств. Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовноэмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач нравственно-эстетического воспитания. Список литературы: 1. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б.Изобразительная деятельность. Метод.пособие- Алматы, 2003. 2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.,Просвящение.1991. 3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М., Просвящение.1974. 4. Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., Просвящение.1989. | |
Просмотров: 2258 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|