Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ПОЗНАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота- это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, оборачивается, точно также как и встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребенка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива»- пишет В.А. Сухомлинский. Детская радость- это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в триединении радости, добра и красоты. Кстати, понятие добра и красоты у ребенка уже есть, только его восприятия отличается некоторыми особенностями. Красота для него это, то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котенка или щенка. Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя его научить стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.. Всё начинается с простого- с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка- к родной природе, дому, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, с его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.
В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие чувства и эмоции. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у него первые нравственные представления, мы стремимся прежде всего сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.
Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребёнка думать и тем самым активизирует мысль, развивает пространственное представление. Занятия помогают детям свободно и смело выражать в рисунке свои мысли. Дошкольники могут жить в рисунке, петь в нем, двигаться, дышать, бороться за добро, танцевать- всё это по настоящему.Рисующие дети учатся лучше тех, кто не занимался никакой художественной деятельностью.
Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. В ходе формирования нравственно- эстетического процесса ребёнок приобретает:
-первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
-способность к эмоциональному сопереживанию, одобре¬нию прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
-первоначальные морально- нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
-возможность применения полученных знаний, что прояв¬ляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.
Первые нравственные представления и понятия формируются у детей наиболее успешно под воздействием произве¬дений искусства, поскольку без соответствующего эстетического отношения значительно снижается действен¬ность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми. А. В. Луначарский признавал особую воспитательную роль искусства, говоря, что помимо него почти нет других способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно, и человеческую волю. Вот почему во всём процессе воспитания и обучения подрастающего поколения значительная роль отводится предметам эстетического цикла. Работу c детьми строю на базе основных принципов дидактики- взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребёнка в деятельности и др. В качестве ведущего принципа следует выделяю принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно- творческой деятельности- игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно- речевой.
Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно- прикладному искусству Казахстана предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности. Ознакомление детей с искусством должно идти в единстве с их восприятием жизни и собственным творчеством. Их следует повести к пониманию его как части духовной культуры народа, которая тесно связана со средой обитания, землей, бытом, обычаями, традициями. Это мир особого отношения человека к своей жизни, труду, отражения его понимания природы, себя в ней. Ему свойственны яркая самобытность, уникальность, поэтическое осмысление, оптимистическое жизнеутверждение, почитание заветов предков, стремление к лучшей жизни. При ознакомлении детей с народным искусством стремлюсь ввести детей в атмосферу народного мироощущения, знакомим с климатическими, географическими условиями, растительным и животным миром Казахстана, особенностями труда и быта современников и их предков, их обычаями, традициями, легендами, мастерством. Посредством легенд, чтения рассказов и сказок, поговорок, пословиц, песен, народных игр и праздников раскрываются перед детьми характерные черты казахского народа: трудолюбие, открытость, смелость, гостеприимство, терпеливость, изобретательность и т.д..
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание уделяю комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников происходит знакомство с казахским народным орнаментом, в совместной деятельности показ театрализованного представления по мотивам казахских народных легенд на занятиях изодеятельности предложить детям украсить ткань на платье для девочки- казашки, создать узор на текемете, расписать пиалу, торсык; на занятиях лепки вылепить животных степей Казахстана; аппликационный узор для украшения кoрпе элементами народного орнамента; на музыкальном занятии инсценировать «Байтерек –дерево Мечты», «Сказание о Золотом Человеке».
Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству выстраиваю на основе следующего алгоритма.
*Знакомство с видом искусства (рассматриваются предметы, отмечаются их особенности), обогащается их представления о взаимосвязи народного промысла и природы.
*Проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Рассказ в доступной форме об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфики цвета и формы.
*Знакомство со средствами выразительности, основными элементами художественного языка.
*Обучение созданию обобщенного декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско- творческих занятиях и позднее- на поисково- творческих.
Особое место занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование.
Расширению опыта ребёнка способствуют творческие занятия, которые провожу во время свободной деятельности детей и учитываю их личностные особенности, интересы и склонности изобразительной деятельностью.
На своих занятиях реализую комплексный подход в развитии навыков изобразительной деятельности, используя дифференцизацию и индивидуализацию процесса обучения.
Компонентами структуры занятия являются: мотивация; художественное слово; дидактические игры; физкультурные минутки; пальчиковая гимнастика; прослушивание музыкальных произведений; самостоятельная деятельность.
Интеграция на занятиях изодеятельности и устного народного творчества, позволяет детям воспринимать картины, декоративные вещи, архитектуру, графические произведения; давать им оценку, ассоциировать с жизненным опытом, оставлять в памяти. Таким образом, в процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя учатся использовать художественно - выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретённый ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно - эстетических чувств.
Умело руководя процессом развития детского художественного творчества, учитывая возможности и интересы каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовноэмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач нравственно-эстетического воспитания.
Список литературы:
1. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б.Изобразительная деятельность. Метод.пособие- Алматы, 2003.
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.,Просвящение.1991.
3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М., Просвящение.1974.
4. Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., Просвящение.1989.
Категория: Дошколенок | Добавил: метод (2012-02-13) | Автор: Грязнова Людмила Михайловна
Просмотров: 2258 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru