Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Доклад Формирование и художественного развития детей средствами изобразительного искусства Доклад Формирование и художественного развития
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом- актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С. Выгодский, А.В.Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и другие).
Творчество- не новый предмет исследований, оно всегда привлекает внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает: среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогических условий.

Для работы над темой «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно- творческой деятельности» были поставлены следующие задачи:
• Апробировать программы развития творчества в разных видах деятельности («Красота- Радость- Творчество» Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной; «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.)
• Использовать технологии, способствующие самоактуализации ребёнка в рамках художественно- творческой деятельности.
• Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эврическими приёмами.
• Создать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно- пространственная среда ДОУ; индивидуально личностный подход к ребёнку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребёнка в эмоционально- насыщенных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.

Для реализации этих задач следует:
• разработать и внедрить в педагогический процесс ДОУ систему работы с детьми, предполагающую диагностику уровня их творческого потенциала и мониторинг педагогических условий его развития;
• составить и реализовать перспективные планы по ознакомления детей с казахским декоративно- прикладным искусством.
• отследить эффективность технологий, направленных на развитие творческого потенциала дошкольников в различных видах деятельности.

Опытно- экспериментальная деятельность строится по следующим направлениям:
-развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
в процессе приобщения их к казахскому декоративно-
прикладного искусству.
-развитие речевой активности детей в процессе освоения средств
языковой выразительности.
-использование различных видов игровой и театрализованной
деятельности в развитии воображения детей.
Работа строится на базе основных принципов дидактики- взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребёнка в деятельности и др. В качестве ведущего принципа следует выделить принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно- творческой деятельности- игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно- речевой.
Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно- прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности. Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников происходит знакомство с казахским народным орнаментом, в совместной деятельности показ театрализованного представления по мотивам каз.нар.легенд; в изостудии предложить украсить ткань на платье для девочки- казашки, создать узор на текемете, расписать пиалу, торсык; на занятиях по ручному труду вылепить животных степей Казахстана; аппликационный узор для украшения курпешок элементами народного орнамента; на музыкальном занятии инсценировать «Байтерек –дерево Мечты», «Сказание о Золотом Человеке».
Стремиться создавать условия, при которых ребёнок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач- важные условия творческой атмосферы.
Приобщение детей к декоративно- прикладному искусству выстраивается на основе следующего алгоритма.
*Познакомить с видом искусства (рассматриваются
предметы, отмечаются их особенности), обогащается их
представления о взаимосвязи народного промысла и природы.
*Провести познавательное занятие о конкретных предметах
данного промысла. Рассказать в доступной форме об истории
возникновения промысла, особенностях изделий, специфики
цвета и формы.
* Ознакомить со средствами выразительности, основными
элементами художественного языка (линии, формы,
композиции, цветовая гамма и др.)при этом особое внимание
обращалось на развитие воображения и восприятия.
*обучить созданию обобщенного декоративного образа,
освоению ими элементов узора данного промысла сначала на
репродуктивных, затем на исполнительско- творческих
занятиях и позднее- на поисково- творческих. Особое место
занимают дидактические игры, способствующие развитию
творческого воображения, направленные на усвоение детьми
таких операций, как замещение, моделирование и
экспериментирование.
Игры проводятся в три этапа. Основные акценты на первом этапе были сделаны на формирование операции замещения, т.е. установлении связи между символами и предметами: детей надо научить ориентироваться в разных знаковых системах, видеть в предмете обобщенный символ класса вещей. Например, в дидактической игре «Посади огород» ставится задача научить использовать абстрактные геометрические фигуры в качестве заместителей реальных предметов. Дидактическая игра «Угадай игрушку» детей учит представлять предмет по его схематическому изображению.
Второй этап включает игры, упражнения, задания, направленные на формирование операции моделирования, совершенствование операций замещения и ознакомления с азами экспериментирования. Например, в дидактической игре «Угадай-ка» детям предлагается смоделировать целостный образ по его схематическому изображению, по одному признаку (символу). В дидактической игре «подбери формы» ставится задача научить детей выделять в предметах признаки формы и ориентироваться на них как на символы.
На третьем этапе решаются задачи, направленные на развитие у старших дошкольников операций моделирования и элементов простейшего экспериментирования. По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребёнка в игре, суть которой – следовать готовым штампам и образцам, а искать собственные оригинальные решения, направлять воображение на поиск нового. Например, дидактическая игра «Незаконченный сюжет» помогает учить детей конкретизации («оживлять») схематическое изображение.
Для обеспечения подлинно творческого развития ребёнка необходимо единство развивающей среды и содержательного общения с взрослыми. Например, знакомя детей с декоративно- прикладным искусством можно рассказать о географии, климате, растительном и животном мире Казахстана, его истории, древних городах, их архитектуре, привести исторические примеры, характеризующие казахского человека- его трудолюбие, смелость, справедливость и т.д. Развивающая среда обогащается предметами народных промыслов.
Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно- познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом». С этой точки зрения интересным представляется организация предметно- пространственной среды группового помещения с целью развития у детей старшего дошкольного возраста театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, поэтому в группе можно установить многофункциональный подиум, состоящий из модулей, которые используются как для игр-драматизаций, так и для сюжетно- ролевых игр («Корабль», «Самолет», др.). пространство используется детьми не только для театрализованной деятельности, но и для общения, строительно- конструктивной деятельности. Подиум позволит визуально расширить пространство, увеличить дистанцию между теми, кто играет, и теми, кто находится рядом.
Предметная среда учитывает возрастные особенности и интересы детей, что очень важно для их полноценного психического развития.
Основная цель заключается в развитии творческих способностей дошкольников при воплощении сценического образа, их представлений о невербальных и вербальных средствах его воплощения. Детям предлагаются этюды на развитие выразительности движений («Иди ко мне», «Уходи», «Не покажу», «Игра с камушками»и др.); на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай- Болтай», «Спать хочется»); на выражение внимания, интереса, удивления, радости и т.д. («Лисичка подслушивает» «Круглые глаза», «Цветок», «Северный полюс», «Золушка»). Проводятся игры «Испорченный телефон», «День рождения», «Угадай, что я делаю». В течение недели детям можно предложить на познавательных и музыкальных занятиях такие виды деятельности, как сочинить сказку, модернизировать и разыграть её, нарисовать её персонажей.
Например, сочиняя сказку «В чудесном лесу», дошкольники должны использовать настольный театр. В разных местах большого листа бумаги нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии. Воспитатель предлагает детям создать «чудесный лес», дорисовывая все необходимые изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» послужит декорацией к настольному театру, с помощью которого дети разыграют придуманную ими сказку об обитателях «Чудесного леса».
Можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театральной деятельности.

*обогащение среды атрибутами театрализованной
деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
*содержательное общение педагога и детей.
*обучение детей выразительным средствам театрализованной
деятельности.
*заинтересованное отношение педагогов к данной
деятельности.

Исходя из опыта развития творческого воображения, способностей детей можно сделать вывод:

Творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствует развитию творчества.
Категория: Дошколенок | Добавил: метод (2012-02-13) | Автор: Грязнова Людмила Михайловна
Просмотров: 2098 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru