Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Детские игры – явление не однородное. Даже взгляд непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Значение В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Увлекательные дид.игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Решение дид.задач всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей. Некоторые д.игры имеют сюжет. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатель, но присутствие сюжета и роли в игре не обязательно, но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания ( «Отгадай загадку»). Иногда в бессюжетные игры вводится образ (Петрушка или другой сказочный персонаж). То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную активность малышей, заставляет работать воображение. Виды • Игры с предметами • Настольные печатные игры • Словесные игры 1. Игры с предметами наиболее доступны детям, они основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте, и играет в них на протяжении всего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка.(Бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определённого цвета) 2. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольно-печатных игр разнообразно ( знакомят с посудой, мебелью, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы ( лото «Времена года»), о различных профессиях ( «Кому что нужно для работы»). Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. 3. Словесные игры наиболее сложны; они связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка т.к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, т.к. требуют, и следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания. Организация дидактических игр, правила игры. Дидактические игры организуются по плану в часы занятий, в часы, отведённые для игр, в распоряжении детей даётся разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребёнку, в чём он силён, в чём отстаёт Важно во время игры поддерживать у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечаниями её задачами и правилами. В игре неуместны требования, не связанные с её задачей и правилами. (в игре «Наоборот» не нужно требовать полного ответа). Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче В каждой игре свои правила. Особой точности требуют правила словесных игр, т.к. их выполнение не контролируется материалом. Во многих играх правила указывают, что должны делать играющие и что им запрещается. Воспитательное значение правил велико, если они выполняются сознательно, если, руководствуясь ими, ребёнок управляет своим поведением. Поэтому необходимо объяснять правила, создавать к ним интерес до начала игры. Если правила понятны и интересны детям, они сами строго следят за их выполнением, контролируют действия товарищей. И малышам важно понять правила заранее, хотя усваивают они их постепенно, когда хорошо понимают смысл игры, её правила. Игровые зачины – весёлый, шуточный способ выбора водящего, средство самостоятельной организации детей в игре. Одно дело, если водящего назначит воспитатель, другое – если его выберут с помощью считалки. Никому не обидно, все признают справедливость такого решения. Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну. 1.Развитие игровой деятельности дошкольников. А.В.Калиниченко, Ю.В.Микляев, В.Н.Сидоренко, ООО «Издательство «Айрис-пресс» 2. Воспитателю о детской игре. Д.В. Менджерицкая. Москва Просвящение.1 | |
Просмотров: 2231 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|