Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Журнал "Учитель Алматы", № 1, 2008 г.
Обсуждаем новые стандарты по дошкольному образованию Н. А. Есимухамбетова, методист детского сада № 3 Сегодня практически каждый гражданин страны осознает, что только образованность и профессиональная компетентность формируют культуру и менталитет народа, что «образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в XXI веке». Президент РК Н.А. Назарбаев в своем обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» сказал: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов». Мы осознаем, что прежде чем поменять содержание образования, необходимо приложить все усилия на то, чтобы создать и сформировать педагогический корпус новой формации. Обновление и становление национальной модели образования должно начинаться с его первой ступени дошкольного воспитания. Государственный общеобразовательный стандарт образования РК (ТОСОРК...2007 г.) предусматривает, как ожидаемый результат обучения, готовность детей к школе как совокупность двух составляющих: готовность учиться и готовность к школе. Каждая образовательная область государственного обязательного стандарта образования: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчества», «Социум» – ориентирована на формирование компетентностей в рамках культурного многообразия. Образовательная область «Коммуникация» нацелена на воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности языка, готового к социально-культурному взаимодействию на родном и других языках, способного общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами. По стандарту, языковая компетентность ребенка к шести годам заключается в свободном владении родным языком в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы, основами других языков. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И по этому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан РК. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучение языка, тем легче ему усвоить язык. Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный и многоаспектный процесс формирования новой системы языкового сознания, протекающий в специфических условиях, главными из которых является: 1. Строго ограниченный и еще недостаточный уровень аналитико-синтаксических возможностей детей. 2. Сильное воздействие мышления и речи на родном языке, затрудняющее восприятие казахского языка. 3. Острый дефицит времени для обучения (одно занятие в неделю) и практически полное отсутствие речевой среды. Президент страны так обозначил проблему изучения языков: «Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками». В нашем районе созданы благоприятные условия для развития полиязычия у детей. Сформирована предметно-пространственная среда – имеются кабинеты казахского и английского языков, в которых собраны богатый дидактический материал, учебно-наглядные пособия, современные технические средства, позволяющие усовершенствовать процесс изучения языков. Во всех видах занятий воспитатели практикуют и поощряют использование детьми знакомых казахских и английских слов. Так, например, на математике дети считают на трех языках, на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром называют животных, овощи, фрукты. На музыкальных занятиях поют песенки, разучивают танцы разных народов. Кроме того, в каждой группе детского сада оборудованы этнические центры, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, предметы быта, произведения народно-прикладного творчества. В условиях предметно-развивающей среды дети имеют возможность закреплять полученные знания и применять их в сводной деятельности, игре. Педагоги-дошкольники всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. В последние годы в Алматы появилось видовое разнообразие дошкольных организаций (мини-центры, учебно-воспитательные центры и др.), совершенствуется и обновляется содержание образования, разрабатываются авторские программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательного процесса, практикуется работа по проектам, ориентированная на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Адаптированная программа «Ақ уыз» ясли-сада № 9 Р. Искаковой разработана с целью организации работы по обучению детей государственному языку, начиная со 2-й младшей группы. Именно этот период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, а также является наиболее благоприятным, т.к в этом возрасте закладывается фундамент практического овладения речевыми навыками, формируется устойчивый интерес к изучению казахского языка. Цель программы: • Обогащение и активизация словаря. • Подготовка необходимой артикулярной базы, • Выработка правильного произношения специфических звуков казахского языка. • Организация постоянной речевой практики. Программа «Іңкәр» (для детей 4-5 лет) и «Бәишешек» (для детей 5-6 лет) составлены в соответствии с задачами современного общества и призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого общения, что окажет благоприятное влияние на результаты последующей работы в этом направлении. Основными целями программ являются: • использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи; • развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания; • разрешение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником, в разных речевых ситуациях. Программу «Говорим по-казахски» я/с № 22 ведет преподаватель А. А. Масимова. Основными целями программы являются: • формирование начального словаря казахского языка; • развитие представлений о культуре и быте казахского народа; • воспитание уважения к традициям и обычаям; • разучивание стихотворений и пословиц на казахском языке; • воспитание национального самосознания и полиязычности детей. В Послании Президента республики Н.А Назарбаева народу Казахстана особо подчеркнуто, что «реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации». Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени. «...Содержание образования будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» – говорится в «Государственной программе развития образования в республике Казахстан до 2010 года». Войти в число 50-ти наиболее развитых стран и двигаться в этом направлении дальше – задача на многие годы вперед. А это означает, надо общаться с представителями этих и других стран на одном языке, решать с ними общие проблемы. Одним словом, с каких сторон ни подходи, актуальность изучения языков не снимается с повестки дня. Чем больше знаешь языков, тем лучше. Мир становится ближе, доступнее и интереснее. Одной из задач дошкольного обучения является развитие способностей ребенка общаться на английском языке. Для достижения этой задачи необходимо: • развивать умения и навыки детей в устной речи и аудировании; • широко использовать зрительную, слуховую и моторную наглядность; • строить обучение английскому языку как процесс вхождения в культуру носителей языка, начиная с детского фольклора, традиций и обычаев, праздников; • применять современные технологии, электронные учебники; • формировать потребность в совершенствовании своих знаний и умений. В основе обучения лежит игра. Игры, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к изучению английского языка и имеют двойное значение – учиться, играя. Каждая игра имеет свое содержание и целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия, согласованность, выдержка и самостоятельность мышления. Авторская программа по английскому языку разработана в я/с № 9 Н. А. Секачевой, в д/с «Балбобек» преподавателем Т. В. Павленко. Знание языков – это рычаг мирного процесса, он ведет к развитию межкультурного общения. В я/с № 19 с 1997 года открыта группа с изучением корейского языка. Реализация программы осуществляется в тесной взаимосвязи дошкольной организации и корейского просветительного центра. Корейская культура очень богата играми, многие игры сложны для детей дошкольного возраста. Адаптированная программа (составители Н. А. Хан и Н. С. Тен) знакомит детей с культурой и бытом корейского народа, воспитывает уважение к традициям и обычаям, дети разучивают песни и стихи, пословицы и поговорки. Знание не одного, а нескольких языков делает человека свободным в общении и выражении своих мыслей. Именно к такому образованию должны стремиться молодые люди. В современных условиях владение иностранными языками является признаком высокого уровня образованности. В основе этого лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса. Принципы непрерывности и преемственности образования вовсе не случайно заложены в основу общего и профессионального образования в Законе «Об образовании » РК 2007 г. В статье 22 Закона приводится своего рода таксономия логической последовательности уровней образования, в основе которой лежит принцип непрерывности и преемственности. Это 1. дошкольное воспитание и обучение 2. среднее образование 3. профессиональное высшее образование 4. послевузовское профессиональное образование. Для успешной реализации непрерывности и преемственности образования разных уровней не должны изолироваться друг от друга. Это создаст выгодные условия, в первую очередь, для обучающихся, которые, находясь на нижнем этапе обучения, смогут формировать знания о предстоящем уровне образования. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Поэтому одной из главных задач воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. Это понятно всем педагогам. Ради ребенка мы должны объединить усилия профессионалов – педагогов и близких для малыша людей. Мы должны быть вместе! Преемственность воспитания в семье и детском саду должна быть реальной. В заключении подчеркну еще раз, что совершенное образование – это путь к миру и созиданию в общечеловеческом доме. А роль языка как средства общения при этом не подлежит оценке. От редакции: Приглашаем к разговору на эту важнейшую тему всех заинтересованных лиц. | |
Просмотров: 4150 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|