Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Как задействовать внутренние резервы организма ребенка. Внутри любого организма человека содержится сила, способная помочь ему находиться в здоровом состоянии и развиваться. Эта сила контролирует деятельность каждого органа, заставляет сердце - биться, кровь – циркулировать, глаза – видеть, волосы – расти, легкие – дышать, мозг – функционировать. Эта самая сила так же может обновить заболевшие клетки, мобилизовать внутренние резервы организма на борьбу, например, с возникшим недугом. Необходимо только эту силу пробудить, задействовать, найти правильные методы и средства для того, чтоб она поддерживала организм. В результате длительных наблюдений, проведения различных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей, в старшей группе детского сада № 6 г. Рудного разработано целое направление по оздоровлению детей. Это блок методов и средств, которые, по нашему мнению, помогут мобилизовать внутренние резервы организма ребенка с целью укрепления здоровья дошколят. Этими мероприятиями являются: - массаж различных частей тела ребенка, производимый взрослым или детьми друг другу в игровой форме - самомассаж: а) различных частей тела руками без предметов б) различных частей тела с использованием роликового массажера в) биологически активных точек по А. А. Уманской для профилактики ОРВИ г) ладоней (с использованием массажеров «су – джок») е) подошв ног (с использованием массажных ковриков) - семянотерапия - живопись с помощью ладоней и пальцев - живопись с помощью ступней и пальцев ног - занятия с пластилином - игры с песком и камешками. Эти мероприятия способны помочь снять нервное напряжение, которое возникает у того или иного ребенка в повседневной жизни, и смогут активизировать творческий потенциал детей. А состояние творческого полета в свою очередь благотворно отражается на самочувствии, приносит удовольствие и доставляет радость. Раскроем их суть. Трудно переоценить чудодейственное влияние массажа на организм человека. История возникновения массажа насчитывает много тысячелетий, но и до нашего времени он не утратил своей ценности. Органы и системы человеческого организма ежедневно выполняют огромную работу. Режим этой сложной и многообразной деятельности во многом зависит от всевозможных раздражителей, одним из которых является массаж. Так, на поверхности кожи постоянно находятся отжившие клетки в виде чешуек, которые затрудняют нормальную работу различных желез, массаж же помогает очистить кожу от этих чешуек, улучшить ее кровоснабжение, питание желез, и, как следствие, усиливает процессы обмена веществ, т. к. кожа связана со всеми органами тела, с нервной и кровеносной системами; массаж мышц повышает силу и выносливость этих систем, массаж суставов придает им гибкость и работоспособность. Массаж полезен всем. Он способен и возбудить и успокоить. Как, например, успокоить расстроенного ребенка? Мы начинаем говорить ласковые слова, и одновременно поглаживаем малыша по голове, спине, рукам. Что при этом происходит? Прикосновения рук через определенные нервные окончания действуют на центральную нервную систему и снимают возникшее в ней чрезмерное возбуждение. Это своеобразный успокаивающий массаж. А если, например, нужно повысить работоспособность, то проводится восстановительный массаж. Техника самомассажа учитывает, что массажирующие движения проводятся по току крови по направлению к близлежащим лимфатическим узлам. Руки, например, массируются от кончиков пальцев до локтевого сустава, от локтевого сустава – до плеча, ноги – от пальцев до коленного сустава, от коленного сустава до паха, спина – от позвоночника в стороны, шея – от волосяного покрова вниз к спине. Массаж проводится как в обнаженном до пояса виде, например, летом, после сна, так и в легкой одежде. Мы используем простейшие приемы массажа на занятиях физкультурой, во время физимнуток и просто в свободной деятельности. Очень нравится детям делать друг другу простейший массаж, дети производят соответствующие массирующие движения, которые сопровождаются стихами. Дети садятся на ковер паровозиком и производят массажные действия друг другу: Дождик - кап, дождик – кап (Ритмично постукивают пальцами рук по спине товарища) То сильней, то тише (Увеличивают, уменьшают амплитуду движений) А потом, а потом – град стучит по крыше (Постукивают полураскрытыми кулачками по всей спине) Снова дождь как из ведра (Ритмично постукивают пальчиками рук по спине) Вырастай, скорей, трава (Легко пощипывают кожу спины) Шелковиста, зелена (Гладят спину). Любят наши дети и занятия самомассажем, который так же проводится в сопровождении стихов, потешек, пестушек. Дождик, дождик, капелька, дождевая сабелька (Ритмично постукивают пальчиками по поверхности ног) Лужу резал, лужу резал, резал, резал, не разрезал (Производят пилящие движения по поверхности ног ребром ладони) И устал, и перестал (Гладят мышцы ног) После этих манипуляций дети выглядят очень довольными и оживленными, у них повышается настроение, что важно для сохранения бодрого состояния, работоспособности в течение всего дня. Еще в глубокой древности люди пытались заменить руки массажиста различными предметами: кусками дерева, палочками, банным веником и т. д. В настоящее время все большую популярность приобретает ручной механический роликовый массажер, который мы используем, превращая его - то в «гусеничку», то в «улитку», то в «сороконожку». Дети с удовольствием массируют деревянным роликом спину, грудь, шею, руки, ноги. Шла сороконожка покупать сапожки (Перемещают массажер поперек спины) Забежала в магазин, постояла у витрин (Перемещают массажер по грудной клетке) Дайте двадцать пар сапог, чтоб обуть мне сорок ног (Перемещают массажер по голеням ног) Одинаковых сапог нет у нас на сорок ног (Перемещают массажер по бедрам ног) Так и ходит по дорожкам босиком сороконожка (Перемещают массажер по полу). Очень большой эффект имеет массаж биологически активных точек, расположенных на лице, ушах, шее по методике А. А. Уманской. Этот массаж мы используем преимущественно в осеннее – зимний период для профилактики простудных заболеваний по предложенной схеме автора 2 – 3 раза в день воздействуя на каждую точку 3 сек. Массаж сопровождается стихами. Это точка, это точка, нарисуем два крючочка. Глазки, ротик, оборотик. Ушки, шейка, огуречик, вот и вышел человечек. (Надавливают поочередно на биологически активные точки лица) Cуществует теория, согласно которой на подошве и ладони рук имеются чувствительные зоны, связанные с определенными органами тела – желудком, кишечником, печенью и т д. Раздражение этих зон может благотворно сказываться на функциях органов. Активные точки, связанные с органами, расположены близко друг к другу, поэтому уместно производить массаж всей подошвы или всей ладони одновременно. В Сингапуре – государстве высокой культуры, где отношение к организму человека особое, несмотря на дефицит площадей, так много парков и садов, что могут позавидовать богатейшие мегаполисы мира. Множество дорожек и тропинок в этих парках усыпано мелкими камешками. Люди, приходя в парк, сбрасывают обувь и с удовольствием совершают прогулки, фактически проводя профилактические сеансы. Раздражая все точки ступней, тем самым они активизируют работу всех внутренних органов. Принимая во внимание эти факты, мы с детьми тоже проводим массаж ступней, используя различные массажные дорожки и коврики. На них дети выполняют различные движения: переступают с ноги на ногу, перекатываются с пятки на носок, топчутся на месте. Это очень укрепляет стопы ног и предупреждает плоскостопие. Все действия сопровождаются стихами, что значительно увеличивает эффективность массажа. Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу (Ходьба на месте) Топай левою ногой, топай правою ногой Снова левою ногой, снова правою ногой (Топают то правой, то левой ногой) Вот тогда придешь домой (Дробный шаг на месте) Для массажа ладоней используем массажеры «су – джок» - пластмассовые разноцветные шарики с шипами. Лесом катится клубок, у него колючий бок (Катают шарик между ладонями) На спине его иголки очень колки, очень колки (Стучат шариком по левой, по правой ладошке) Психологи давно заметили тесную связь между психическим состоянием человека и активностью кистей его рук. Недаром существуют поговорки: все из рук валится, руки не доходят, с легкой руки и т д. Рука настолько связана с нашим мышлением и переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Часто приходится видеть, как в разговоре человек помогает себе руками говорить: жестикулирует, взмахивает. Это доказывает, что речь связана с движением рук. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что мысли и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Попросите, например, дошкольника посчитать предметы и убедитесь, что он прибегает к помощи рук. Вот почему педиатры рекомендуют родителям как можно больше нагружать руки детей, используя различные игрушки, особенно угловатые, с шипами, типа конструктора «лего». Известный астроном Джордано Бруно назвал руки органом всех органов, так как через кисть руки можно воздействовать на любой орган человеческого организма, а известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. Поэтому и мы в своей работе уделяем большое внимание массажу и тренировке кистей рук. Для этих целей используется специальная пальчиковая гимнастика в стихах, которую мы проводим систематически по 3 – 5 минут и более в течение дня, как во время различных занятий, так и в свободной деятельности. Во время гимнастики можно использовать специальные массажные колечки – пружинки «су – джок», которые «кочуют» с пальчика на пальчик. Раз, два, три, четыре, пять, вышел тигр погулять. (Колечко одевают на каждый пальчик по очереди) Он по улице идет, ни к кому не пристает Но от тигра, почему-то разбегается народ (Массируют пальцы другой руки). Необходимо помнить, что нельзя заставлять ребенка упражнять руки, когда он не хочет, так как развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Поэтому в начале необходимо помочь в выполнении движений, учитывая принцип «от простого - к сложному». Сначала можно предложить просто перебирать крупные предметы, а затем и более мелкие. Весьма увлекательным занятием для наших детей является, так называемая, семянотерапия. Думаю, это очень верное определение для данного вида деятельности. Ведь во время работы с семенами растений не только идет развитие мелкой моторики рук, но и опять же задействуются все чувствительные зоны организма, проекции которых расположены на ладонях. В результате работы с семенами растений происходит микроукалывание различных активных точек ладони, что положительно влияет на организм в целом. Кроме того, у ребенка формируется усидчивость, сосредоточенность, развивается внимание, наблюдается спад нервного напряжения. Наши детки выкладывают из семян растений рыбок, птичек, цветы, узоры на салфетке. Нами разработаны дидактические игры с использованием семян растений: «Чьи это семена», «Узнай семечко на ощупь», «Сортировка семян» и др. Игры сопровождаются художественным словом, что окрашивает их эмоциональным колоритом. С восторгом встречают дети предложение воспитателя порисовать ладонями или пальцами рук, а так же ступнями и пальцами ног. Эти техники рисования так же носят терапевтический характер по нескольким причинам. Соприкасаясь с гуашевой краской открытой частью тела, ребенок получает удовольствие от работы с теплым эластичным материалом. У детей происходит снятие эмоционального напряжения, активизируется фантазия. Дети глубоко погружаются в свою работу, она их захватывает, обогащая новыми ощущениями и наделяя новым сенсорным опытом. Так, наши дети изображали на ватмане солнышко, грозди рябины, цветы, следы животных, узорчатый ковер. Аналогичные ощущения происходят и при работе с пластилином, который является трехмерным материалам. Этот материал воспринимается ребенком как живое существо, и вызывают желание непосредственно с ним взаимодействовать. Во время работы с материалом возникает ощущение объемного образа, который можно потрогать. Погружая пальчики в брусок пластилина, ребенок, словно прикасается к существу, это ассоциируется у него с телесными ощущениями, независимостью, что обладает психопрофилактическим эффектом. Такую же ценность несут и игры с песком и камешками. Они развивают способность к сосредоточению, накоплению кинестетического опыта, обладают свойствами гармонизации чувств. Во время игр с песком и камешками используются различные формочки, трафареты, природный материал, предметы, оставляющие интересный след на песке, камешки, бусины ракушки. Детские работы получаются объемные, интересные. Мелкие песчинки нежно массажируют ладошки малышей. Все эти виды работы, направленные на мобилизацию внутренних резервов организма ребенка, проводились нами регулярно в течение года в старшей группе детского сада. В результате нам удалось снизить детскую заболеваемость, мы достигли видимых результатов в развитии творческого потенциала детей, произвольности поведения, в воспитании аккуратности, сосредоточенности, собранности. У детей появилась потребность в самовыражении, познании своей сущности. В добрый путь дальнейшего познания себя! Литература. Е. П. Пименова. «Пальчиковые игры» Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г Журнал «Физкультура и здоровье» 1986 г А. А. Бирюков «Самомассаж» Журнал «Здоровье» Массаж А. А. Уманской № 11 за 1990 г. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» Москва «АСТ – Пресс книга»2006 г. | |
Просмотров: 1250 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|